Хайлайты ежегодного культового события не только для американских телезрителей, но и для любителей спорта и поп-культуры по всему миру.
В финальном матче НФЛ «Филадельфия Иглз» победили «Канзас-Сити Чифс», причем с большим отрывом — со счетом 40-22. Для орлов из Пенсильвании это второй трофей на Супербоуле. «Чифс» же, если бы выиграли, могли стать единственными в истории победителями трех финалов. Но в этом году преимущество в игре явно было на стороне «Филадельфии Иглз» — до счета 34:6, когда команда из Канзас-Сити заработала первые очки, орлы и вовсе обыгрывали соперника всухую. Супербоул-2025 стал самым просматриваемым в первенстве НФЛ. Как сообщает телевизионная сеть Fox, общая аудитория матча составила 126 миллионов человек.
Смотрели, конечно, не только сам американский футбол. Супербоул — по традиции важное событие и в спортивном плане, и не меньше в культурном. В перерыве во время Halftime Show обычно выступают известные артисты, повлиявшие на индустрию. В этом году хедлайнером стал Кендрик Ламар, обладатель Пулитцеровской премии и один из самых знаменательных исполнителей современного хип-хопа. Как пишет Billboard, выступление Кендрика — теперь самое просматриваемое Halftime Show за всю историю Супербоула. В прямом эфире перфоманс американского рэпера видели 133,5 млн зрителей (то есть больше, чем сам матч). Так Ламар побил рекорд Майкла Джексона. Для Кендрика этот год, в целом, складывается успешно –– в начале февраля его дисс на Дрейка Not Like Us выиграл «Грэмми» в золотых номинациях «Песня года» и «Запись года». Всего за трек рэпер взял пять статуэток, а сейчас еще и исполнил его во время Halftime Show (у Дрейка явно выдался неудачный месяц).
«Я хочу исполнить их любимую песню, но, вы же знаете, они любят суды», — эти слова прозвучали на всю арену за несколько мгновений до перфоманса дисса. Дело в том, что Дрейк подавал иск против лейбла Universal Music Group, утверждая, что Not Like Us — клевета. Правда позже канадский рэпер отозвал заявление. Зрители также отмечают символичность цепочки с буквой «a», которая была на Кендрике во время выступления на Супербоуле. В тексте Not Like Us есть строка: Tryna strike a chord and it's probably A minor –– здесь название аккорда ля-минор (A minor) можно истолковать двусмысленно, если написать «a» с маленькой буквы. Тогда это уже намек на связи Дрейка с несовершеннолетними. Про это Ламар, кстати, тоже не забыл упомянуть, посмотрев со зловещей улыбкой в камеру и сказав: «Эй, Дрейк, слышал, ты любишь, когда они моложе?» После Супербоула число прослушиваний Not Like Us выросло на 430%.
Цепочка –– не единственный символ, который Ламар включил в свое выступление. Так, актер Сэмюэл Л. Джексон («Криминальное чтиво») предстал в образе Дяди Сэма, символа США, и произнес в начале слова: «Это великая Американская игра». И в контексте многослойного выступления рэпера это уже не просто отсылка к футбольному матчу, но и к глобальной политической игре, где люди — лишь фигуры. Даже сама сцена для перфоманса выглядела как игровой контроллер — в фигурах, появлявшихся на ней, The Washington Post нашли аллюзию к сериалу «Игра в кальмара». The Stanford Daily отметили, что Halftime Show не было обычным развлечением публики от Ламара. «Вместо этого, он использовал самую крупную сцену в американской сфере развлечений, чтобы выступить с мощной культурной критикой», –– написало издание. А Дядя Сэм в это время старался «повлиять» на Кендрика, обвиняя его в том, что он слишком громкий, безрассудный, «слишком гетто» и похоже не знает, как «играть в эту игру» — это соотносится с отношением к темнокожим артистам в реальности. Помимо Сэмюэла Л. Джексона, Ламар в качестве гостя пригласил певицу SZA. Вместе они исполнили песню Luther и оскароносный саундтрек к «Черной пантере» All The Stars. Также во время Not Like Us на сцене появилась Серена Уильямс — у нее свои счеты с Дрейком (он ее бывший парень).
Еще одной важной деталью Halftime Show Ламара стала одежда танцоров в цветах американского флага. Кендрик, стоявший посередине двух групп, символизировал раскол нации. А в начале своего выступления Ламар произнес слова: «Революция вот-вот будет показана по телевидению, вы выбрали правильное время, но не того человека» –– это отсылка к лирике Гила Скотт-Херона «The Revolution Will Not Be Televised» («Революцию не покажут по телевидению»). Кто-то из зрителей даже считает слова про «не того человека» обращением к Дональду Трампу, который тоже присутствовал на финале.
Музыкальными выступлениями культурная часть Супербоула, конечно же, не ограничилась. Финальный матч –– одно из самых рейтинговых событий на американском телевидении, так что это самый прайм-тайм для рекламы. По данным CBS News, стоимость показа 30-секундного ролика во время финала НФЛ обошлась корпорациям примерно в 8 миллионов долларов. Nike представили свою первую рекламу на Супербоуле с 1998 года, Мэттью Макконахи расхваливал доставку Uber Eats, а Вин Дизель и Мишель Родригес из «Форсажа» ели мороженое Häagen-Dazs. Многим запомнилась трогательная реклама от Google «Dream Job» («Работа мечты») –– ее герой использует ИИ корпорации для того, чтобы подготовиться к собеседованию. Отвечая на вопросы о многочасовой работе в небольшой команде и навыках ведения переговоров, он вспоминает, как заботился о дочке: читал ей сказки, бодрствовал в те ночи, когда она не спала.
Во время финала показали и множество новых трейлеров грядущих блокбастеров. Это и новые части франшиз «Миссия невыполнима» и «Мир Юрского периода», и игровые ремейки анимационных фильмов «Как приручить дракона» и «Лило и Стича». Еще зрители Супербоула увидели трейлер марвеловских «Громовержцев» –– в этот раз «Мстители не придут», если верить Валентине Аллегре де Фонтейн, так что миссия по спасению Америки и мира ляжет на плечи команды анти-героев в духе «Страж галактики» и «Отряда самоубийц».