Хотелось бы назвать альбом Million Dollar Depression долгожданным, но вряд ли так уж многие его ждали. Прошлогоднее «Правило» было фактически дебютным лонгплеем Pharaoh, но не стало большим событием, не смогло переплюнуть успех EP 2016–2018 годов и осталось в тени настоящих прорывных релизов Моргенштерна** и многочисленных фигурантов тиктока. Так это выглядело со стороны. Странно, конечно, говорить о «тени», когда у артиста более 1,4 млн в инстаграме* , например. Но резонанс музыки сегодня измеряется не только формальной статистикой. Вы просто чувствуете, что она присутствует в жизни, неважно, Слава это Марлоу или Земфира** .
Автору этих строк довелось дважды встречаться с Глебом Голубиным. Один раз встреча случилась в гостиничном номере Сергея Шнурова, второй — на концерте группы «РадаР», которую собрали бывшие участники «Ленинграда». Лицо «новой школы», рэпер, о котором только и разговоров было каких-то пять лет назад, ресурс нового героя как ньюсмейкера исчерпал очень быстро. Ему нужен был свежий воздух, и он искал его везде, где пахло успехом и новой аудиторией, будь то круг Шнура, клип Светланы Лободы или инстаграм* Ники Белоцерковской. В 2020 году, когда вышел клип Лободы Boom Boom, Pharaoh все еще выглядел как той-бой при милфах. 2021-й должен многое изменить.
На промо-фото к новому альбому Million Dollar Depression Глеб выглядит как измученный герой глэм-рока. Худи остались в прошлом… и в реальности. Он все еще прячет лицо в капюшоне даже там, где его точно никто не знает. Сам звук нового альбома в гораздо большей степени отсылает к готик-року и эмо, нежели к клауд-рэпу. Хотя странно было бы, если бы он отрицал влияние Тентасьона с его депрессивным гитарным звучанием пред- и посмертных альбомов. Он его и не отрицает. Как не отрицает и другие референсы. В материалах издателей, сопутствующих релизу, упоминаются Rammstein, Deftones и Земфира** (последняя, вероятно, взята просто как популярный хештег), но самые очевидные влияния — The Weeknd и Nirvana.
С Уикендом смешно: песня «Никогда опять», конечно, сделана под его сильным влиянием, но сам The Weeknd в существенной части своих песен — талантливое подражание Майклу Джексону, которого Глеб тоже включает в число своих ориентиров. То есть Million Dollar Depression — отличный пример постмодернистского подражания подражанию. Что уж говорить о Nirvana, которую Pharaoh цитирует в песне «Печаль со знаком 8» («Что-то на пути…») , но которой гораздо больше в нарочито лоуфайных акустических номерах типа «Оды сочиненной изнанкой».
У Pharaoh много серьезных учителей, но чтобы быть популярным в 2021 году, нужно обязательно иметь в анамнезе что-то очень родное, народное, массовое. «Любимки» Niletto не было бы без группы «Руки вверх!», Dabro добавили к Сергею Жукову Макса Коржа, Дава заставил маленьких детей распевать «Черный бумер», Дора косплеит «Ранеток», а Слава Марлоу — Виктора Салтыкова. Это работает на генетическом уровне, даже если целевая аудитория в силу возраста не знакома с первоисточниками. Pharaoh явно считает ниже своего достоинства байтить так откровенно, да и в «директоры по работе с молодежью» пока не метит, явно желая сохранить в себе «сочетание пафоса, кринжа и пацанского гонора», как пишет о нем Даня Порнорэп у себя в телеграм-канале PRNRP.
В первые же дни альбом Million Dollar Depression получил столько разгромных отзывов, что сразу захотелось, чтобы Глеб назло всем всех победил. И у него для этого есть как минимум один козырь. Это песня «Всему свое время», которая базируется не на рифмах и панчах, а на аккордах. Ортодоксальных аккордах русского рока с «Нашего радио», и будет странно, если Pharaoh не замутит на эту тему дуэт с кем-нибудь вроде Глеба Самойлова. А когда Глеб Голубин повторяет строчки вторым, высоким голосом, это не может не вызывать ассоциации с Олегом Яковлевым из «Иванушек Int.». Так что сознательно или нет, но общий язык с соотечественниками Pharaoh все же нашел. И вопрос только в том, будет ли он двигаться дальше в этом направлении. Кажется, будет.