Утро пятого дня «Кинотавра» началось со встречи с Иваном И. Твердовским. Самый важный режиссер смотра был в total black и все полчаса разговора почти без отрыва смотрел прямо в глаза. К слову, автор «Конференции» исчерпывающе ответил на вопрос, который не давал мне покоя всю ночь:
— Почему вы не показали хоть что-то, связанное с причинами теракта?
— Потому что мне это не интересно. Для этого есть журналисты и режиссеры документальных картин. Повторять реальность — это не моя задача.
После интервью — обед на скорую руку: витаминный салат, борщ, первый за всю поездку хачапури по-аджарски. И в кино. Сегодня вновь три фильма. Из них два дебюта. В каждом из дебютов главные роли исполняет фронтмен инди-поп группы OQJAV Вадик Королев. И это тоже его актерские дебюты.
Первым показывают «Город уснул» Марии Игнатенко. Этот фильм мог бы стать отличным пилотом для нашего «Твин Пикса». Виктор (Королев) узнает, что его жена умерла, и впадает в состояние гипногогии. Мужчине начинает казаться, что весь мир заснул. В поисках своего нового «я» — старое исчезло после смерти любимой — он отправляется в экзистенциальное путешествие по застывшему в безвременье городу, в котором узнаются Питер, Мурманск, Ярославль и Москва — а значит, вся Россия.
Как любое большое искусство, «Город уснул» — кино обо всем. Политика здесь сплетается с личностными переживаниями, которые, в свою очередь, выражены общей тревожностью пейзажа. Конечно, не самое зрительское зрелище на свете. При хронометраже в час с небольшим из зала массово дезертировали люди. Но если вы дадите «Городу» шанс — перед вами может открыться одно из самых ярких впечатлений от русского кино за последние годы.
Затем настал черед главной надежды критиков — «Человека из Подольска». В этот раз Королев исполняет роль обычного гражданина, который непонятно за что попадает в полицейский участок. Там копы начинают вести с задержанным философские беседы и всячески пытаются сломать его сознание.
«Человек из Подольска» — экранизация культовой современной пьесы Дмитрия Данилова. Фильм с ног до головы пропитан желанием авторов проснуться в «прекрасной России будущего», поэтому Россия настоящего у них неразрывно связана с абсурдом, Кафкой — его «Процесс» тут находится в центре всей сюжетной системы — и железными дверьми. Получилось чрезвычайно злободневно, но удивительным образом не зло, а изысканно и даже смешно. По личным ощущениям, это единственная работа в конкурсе, которая почти обречена на культ.
А вот «Кто-нибудь видел мою девчонку?» — это кошмар. По-другому и не скажешь. С одной стороны, над фильмом Ангелины Никоновой можно просто поржать, но больше хочется развидеть. Что плохо? Да все! Конечно, в этих словах есть и личная обида. В основу сценария вошли мемуары медиадивы Карины Добротворской (в молодости ее играет Чиповская, в зрелом возрасте — Виктория Исакова), в которых подробно описан ее бурный роман с великим кинокритиком Сергеем Добротворским (Александр Горчилин). Он умер в 1997 году от передозировки героином. И почему-то именно этот пункт биографии для режиссера Никоновой является ключевым. Все два часа практически прямым текстом с экрана говорят следующее: «Кинокритики… ну это такие задроты, которые не способны что-либо снять. А еще они все наркоманы! И женщин своих бьют!»
Но даже если абстрагироваться от неиссякающего потока бреда, «Кто-нибудь видел мою девчонку?» — объективно чудовищное кино. Горчилин хватает Чиповскую за грудь, с похотью смотрит в глаза, но получает затрещину. Аня долго бежит по питерским улицам, затем одетая стоит под душем и возвращается к Саше, чтобы заняться с ним сексом под включенный диктофон. Параллельно играет песня Дианы Арбениной со словами: «Зачем мне теперь красота-а-а? Я без тебя сирота-а-а». И фильм буквально соткан из таких сцен.
Короче, простите меня, Ксения Зуева. По сравнению с этим «Вмешательство» — шедевр. Так закончился пятый день.
Вновь утро — вновь беготня. Опаздываю на интервью с Чиповской, таксист гонит изо всех сил, но на повороте в нас врезается маршрутка. Обошлось без жертв. Но теперь я бегу в «Жемчужину», как главный герой «Одержимости» Шазелла на свой концерт. Вот она, сила искусства!
Аня очень крутая. Интервью можно прочитать здесь. Позавтракал эспрессо — вновь дрянь. Мчу на «Китобоя».
Ну… такое. Чукотка красивая, артисты отличные, но от просмотра ничего в сердце не екает. Сюжет прост: в деревню провели интернет и простак-китобой влюбляется в вебкам-модель (Кристина Асмус) из Детройта. Парень отправляется в Америку, имея за душой лишь старую лодку, немного крупы и сигнальный пистолет.
Куда интереснее дела обстоят с Анной Меликян. Ее «Трое» — инстаграм* -драма (формат кадра 4:3) про левак. Хабенский играет условного Урганта, Виктория Исакова — его жену, успешного лайф-коуча, которая, как и положено коучам, наедине с собой сжимается до комочка комплексов. Юлия Пересильд в роли питерской поэтессы-разлучницы с упругой грудью — вероятно, так Меликян видит себя в зеркале. Их взаимодействия чудовищно затянуты и заканчиваются на абсолютно лишней для такого кино феминисткой ноте. При этом оторваться от экрана сложно. Впрочем, как и не прослезиться над финальной сценой под «Крылатые качели». Это настолько хрупко, нежно и поэтично, что вместо тысячи слов в финале этого абзаца может стоять лишь сердечко.
Перерыв на обед. Все, кто был в Сочи, хвалят хинкальную «Белые ночи». Было заказано: 10 штук отварных, 5 жареных, порция грибов, люля из баранины и полграфина чачи. Достойно и не дорого. Стол, часть которого не поместилась на фото, вышел в 3500. Но без восторгов. Удивительно, но главным гастрономическим впечатлением из Сочи до сих пор является том-ям из пиццерии на вынос. А казалось бы!
Последний конкурсный фильм фестиваля — комедия «Глубже!». Бенефис Александра Паля и триумфальное появление Антона Лапенко в качестве злодея с напомаженными усами. Больше и сказать нечего. Прекрасный Михаил Сегал («Кино про Алексеева», «Слоны могут играть в футбол») придумал прикольную историю про театрального режиссера, который после увольнения начинает снимать концептуальное порно. Но он не смог снабдить фильм гэгами дальше чем на час — а картина идет почти два. Во второй половине «Глубже!» превращается в политическую сатиру с Буруновым-Соловьевым, но смотреть на это почти что невыносимо. Обидно.
Шестой день — все.
А вот и финал. Вечером состоится церемония награждения, но я, если честно, уже сплю и вижу, как еду домой. Последнее утро разразилось холодным дождем, который изрядно потрепал мои белые кроссы. Что у нас сегодня: 15 минут с Юлией Пересильд, 20 — с Алексеем Учителем. После объявления победителей покажут «Дорогих товарищей!» Кончаловского, который получил гран-при жюри в Венеции.
И давайте сразу к лауреатам. Гран-при «Кинотавра», а также приз за лучшую женскую роль неожиданно для всех получило «Пугало». Валентина Романова-Чыскыырай так обрадовалась, что спела какую-то народную песню горлом. Это несомненно триумф для якутского кинематографа, который стремительно становится второй Кореей — а значит, лучшим в мире. Вторая хорошая новость для постановщика Дмитрия Давыдова и всех нас — фильм уже купили для проката в России.
Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, а также звание лучшего режиссера достались Филиппу Юрьеву за «Китобоя». А главный герой фильма оказался настолько убедительным, что актер Владимир Онохов получил приз за лучшую мужскую роль.
Лучшую операторскую работу почему-то отдали фильму «Трое». За сценарий получила «Конференция». Дебют — «Маша». А «Глубже!» жюри отметило с формулировкой «За гражданскую смелость и любовь к зрителю». Это, конечно, полумера. Всем ясно, что этот приз должен был достаться «Человеку из Подольска» (забрал награду за музыку), но это был бы слишком хороший финал.