Интервью, Кино — 20 сентября 2020, 14:29

О кинокритиках, Гитлере, пирожках с мясом как критерии субъективности искусства и любимых барах Москвы. Интервью с Аней Чиповской

Аня Чиповская — одна из главных звезд 31-го «Кинотавра». Она снялась аж в четырех конкурсных фильмах. Специально для SRSLY Эдуард Голубев поговорил с обворожительной актрисой, чье имя до конца года начнет звучать из каждого утюга.
На днях я общался с Дашей Чарушей, которая к 30 годам поняла, что она плохая актриса. А вы?

Так… Наконец-то наступило время хороших вопросов. Убеждена, что все нормальные драматические роли — и женские, и мужские — находятся в районе 40 лет. Я считаю себя хорошей актрисой. Знаете, можно было бы начать кокетничать и говорить: «Пусть зритель решает, какая я актриса». Больше не хочу заниматься кокетством. Да, у меня есть сомнения. Есть неудачи — и их очень много. Да, я до сих пор пытаюсь исправить многие вещи… вырасти и перейти на другой уровень. Но я — хорошая актриса. И чем дальше — тем больше жизнь предлагает мне возможностей себя развивать. 

А можете тогда назвать, например, нескольких актрис, которые раскрыли свой потенциал после 30?

Российских?

Нет, любых. За все время.

Виктория Исакова («Остров», «Ученик», сериал «Оттепель»). Она всегда была прекрасна, но 35–37 лет о ней вообще никто не говорил. Хелен Миррен («Королева»), Дженнифер Энистон (сериалы «Друзья», «Утреннее шоу»), да хоть Мэрил Стрип («Мосты округа Мэдисон», «Крамер против Крамера»). 

У вас бывает такое, что вы хотите сыграть, но на таком уровне еще не умеете?

Понимаете, актерское дело — очень живая штука. Это не математика, где ты точно знаешь, можешь доказать теорему Ферма или нет. В игре такого нет — это ежеминутный челлендж. С проблемами ты сталкиваешься случайно, и возникает вопрос: «А как это сделать?» Тогда ты либо преодолеваешь их и идешь дальше или до конца жизни стыдишься сцены. 

А вы до сих пор испытываете от процесса игры эйфорию?

Да. 

И пропускаете его через себя?

Не люблю себя насиловать и дрочить на собственные страдания — не получаю от этого ни эмоциональной подпитки, ни удовольствия. Здоровое психологическое состояние актера  — всегда заслуга постановщика. Ксюша Зуева построила съемочный процесс «Вмешательства» так, что там не было ни одной сцены, которая далась тяжким моральным трудом. 

Но понятно, что бывают съемки, после которых жить не хочется. Как в «Хождениях по мукам» Константина Павловича Худякова. Там моя героиня переживает смерть новорожденного, и мне пришлось это играть. В день, когда снимали эту сцену, у меня больше не было съемок — этот эпизод был единственным, за что большое спасибо Ольге Юрьевне (Предыбайловой. — Прим. SRSLY) — второму режиссеру. Сняли все мы дубля за два, и меня отпустили домой. Состояние было, будто меня выпили. Слава богу, тогда в Питере был мой Дима. Он занимался мной весь день: налил водки, пытался уложить спать. У меня же не было слов. Вот бывают такие вещи, которые ты даже не хочешь представлять, а приходится. 

Кадр из фильма «Маша»

Вы также сказали, что пытаетесь многое в себе исправить. Вы умеете говорить «нет»?

Уже умею. Где-то последние пару лет. 

Ну тогда смотрите, как это выглядит с моей стороны. Я приехал на «Кинотавр», где у Ани Чиповской четыре фильма: «Хандра», «Вмешательство», «Маша» и «Кто-нибудь видел мою девчонку?» И каждую из этих картин обругали критики. Как вы к этому относитесь именно как актриса? Видеть, что результат вашей работы в глазах других людей не удался.

Если честно, мне все равно. Все, что можно оставить другим людям — это их мнение. И давайте уточним такой момент: публика «Кинотавра» — не другие люди, а профдеформированное сообщество, которое имеет определенные ожидания и, безусловно, предрассудки. Вы серьезно ожидали другой реакции на фильм про кинокритика? Тем более про Сергея Добротворского. Это гуру, харизматик и до сих пор для многих Бог и царь. Я счастлива и горжусь участием в каждом из этих фильмов. Знаю, как они делались и какой ценой дались. А люди — это всего лишь люди, и на мое мироощущение они никак не влияют. Какой-нибудь там Саша, конечно, может сказать, что получилось говно. А мне его майка, например, не нравится. И что дальше? 


А мнение Романа Волобуева для вас имеет вес?

Ну… помимо того, что когда мы встречаемся и занимаемся исключительно пьянством и взаимным обожанием (смеется), то говорим обо всем — вообще обо всем, кроме кино. Понимаете, Роман Олегович до такой степени интеллигентный и блестящий котик, что ни разу не говорил мне никаких гадостей, ни разу не ругал. Скорее всего, он просто не хочет ранить мою хрупкую психику, потому что уж Рома-то умеет сказать, и, если скажет, все лягут. Мне кажется, он меня просто бережет. 

Тогда скажите, за что можно любить фильм «Хандра»?

Я его еще не смотрела, потому что прилетела позже и пойду лишь на московскую премьеру. 

Хорошо. А за что можно любить фильм «Вмешательство»?

За то, что это кино. Не знаю… Господи. Вот, @#$%ь, как? Откуда этот вечный вопрос — «за что?». Меня это просто, @#$%ь, поражает. Вот, например, за что можно любить меня? Дима — мой молодой человек — живет со мной уже пять лет. И за что? За что он меня терпит? 

«Вмешательство» — это личностное высказывание женщины у которой потрясающее мышление и потрясающая душа.

Мы говорим про режиссера Ксению Зуеву?

Да, конечно. Это человек грандиозно талантливый, грандиозно настроенный на эфемерные вибрации. И потом, я тоже слышала что-то вроде: «Как Аня это вынесла? Какой же она герой!» Да я ни@#$ не герой. Ксюша — потрясающий режиссер, и работать с ней мне было куда легче, чем с кем-либо в жизни. При том, что наше кино эмоционально сложное. 

Съемки «Вмешательства» были подарком, радостью и счастьем. И это говорю я — вообще не фанат такого рода картин. Мне тут довольно непросто… у меня вкус «не элитный». Сейчас принято быть искушенным. А я люблю хэппи-энды и зрительское кино. Очень боялась, что, когда увижу «Вмешательство», оно меня убьет. Физически, эмоционально, морально. Но посмотрев фильм, я просто обалдела от того, насколько это красиво, и удивилась, что могу испытывать такие эмоции.

Кадр из фильма «Вмешательство»

Понимаю все, что говорят про Ксюшу: про то, что это какой-то нарциссизм. Ну, слушайте. Давайте вспомним, сколько нарциссизма у Бергмана? «Почему она так не любит мужиков»? А почему Бергман так не любит женщин? Если ты хочешь чему-то при@#аться, то обязательно при@#ешься. И здесь важно отметить: люди, которым не нравится это кино, тоже правы. Ради Бога! А сидит другой — и ему нравится. Это тоже ведь прекрасно.

Получается, искусство всегда субъективно?

Конечно.

А можете раскрыть свою точку зрения подробнее? Например, спор о субъективности искусства ведется в культурологии уже не один десяток лет…

Понимаете, я только что осознала, что совершенно не компетентный человек и в этих вопросах чувствую себя как в дремучем лесу… Я вижу в этом столько же смысла, сколько в обсуждении, скажем, пирожков. Но хорошо, давайте попробуем. 

Я понимаю, что такое критерий. Вот, например, вы любите или не любите пирожки с мясом. Понятно, что вкусный пирожок должен быть хорошо пропечен, с нормальной начинкой, свежий, горячий. Но даже такой о@#%тельный пирожок вы не будете есть, если вы в принципе не любите пирожки. Поэтому самый лучший фильм (трижды, @#$%ь, Ханеке!) вы, конечно, сможете оценить. Как оперу. «Ой, что-то сейчас происходит! Умеют петь!». Но ни Ханеке, ни опера, ни этот, @#$%ь, пирожок — ничего в вас не попадет. Просто потому, что это не ваше. 

А вот если вы любите пирожки — вы их жрете любыми. И от каждого получаете свое удовольствие. И вы начинаете в них разбираться. Но, по сути… Знаете, людям нравится говорить, писать, обсуждать, пыжить, выдумывать. Я не люблю. Я люблю выпивать, ходить в кино, сниматься в кино. И котиков.  


То есть вы до сих пор тусуетесь? Мне говорили, что Чиповская — убежденная домоседка.

Не особо тусуюсь, на «Кинотавре» немного начала. В Москве же совершенно иной ритм, несравнимый с тем, что в Сочи. После всех дел там хочется быть чуть-чуть на домашнем. А в Сочи прекрасно. Тем более сейчас у меня воодушевление. Ведь обычно фестиваль проходит в июне, и мы всегда понимали, что после «Кинотавра» начинается лето. Сейчас уже середина сентября, и тут до сих пор тепло. А в Москве уже дубак, зима. Поэтому я пытаюсь нахвататься солнца, веранды, моря, улыбчивых людей. Вернусь домой и начнётся работа. 

Что вы имели в виду под «не элитный вкус»?

Не надо цепляться к словам. 

Я вообще не цепляюсь.

Не хотела сказать, что фильмы, которые мне нравятся, — говно. Но у меня есть стойкое ощущение того, что все вокруг смотрят Годара, ночью упиваются Антониони, по выходным — самыми длинными фильмами Лава Диаса. Вот такие люди меня сейчас окружают.

В прошлом году нас сильно хаяли за главный приз фильму «Бык». Вообще, я уже поняла, что кому ни дай награду «Кинотавра» — недовольств не избежать. «Бык» называли незатейливым, не мастеровым, а мне очень понравилось! И если мой вкус, повторюсь, «не элитный», — то ок. Пусть будет так. 

Что еще вам понравилось из недавнего?

Сильнейшее впечатление в начале года произвел фильм «Два папы». Я смотрела его с Димой, и мы ни разу не встали с дивана, чего почти никогда не происходит. Тот случай, когда жаль, что закончилось. 

Еще я невероятный фанат «Кролика Джоджо». По-моему, если можешь сделать хорошее кино, посвященное такой теме, — это признак того, что ты большой художник. В мире ведь нет неоднозначного отношения к Гитлеру — понятно, что он — зло. Это устоявшаяся и принятая позиция, почти такая же, как презрительное отношение кинокритиков к закадровому голосу. А Тайка Вайтити перевернул это представление с ног на голову. Помните, кстати, фильм «О чем говорят мужчины»? Там герои разбирались с «внутренними фашистами». Вот и тут мальчик весь фильм пытается разобраться с «внутренним Гитлером». Это ведь потрясно! А как все снято! Как сказка, как ЛСДшный трип. Грандиозное произведение!

Мне невероятно понравилась «Брачная история». Как режиссер Баумбах показал высший пилотаж, про артистов и говорить не стоит. Сыграно на запредельном уровне. 

Напоследок назовите три лучших бара в Москве.

Noor Bar. Куда без него. Есть на Сретенке, напротив моего театра, потрясающее место — алкобуфет «Шашлычная». Там много настоек, а также фантастический мастер мангала. И третий бар… тут ведь важно еще никакого друга не обидеть. Kisa Bar, конечно! Это даже не бар, а отдельная вселенная. Всем советую!

Фото: обложка — кадр из фильма «Хандра»
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр
Аня
Чиповская
Читайте также
Герои — 22:37, 11 апреля 2021
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Герои — 11 апреля, 22:37
О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской
Новости, Новости — 11 апреля, 14:01
Джастин Тимберлейк сыграет телеведущего и наемного убийцу в новом сериале от Apple TV+
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Герои — 11 апреля, 00:28
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
Новости, Новости — 10 апреля, 19:19
Фиби Уоллер-Бридж исполнит главную женскую роль в пятом «Индиане Джонсе»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 10 апреля, 17:21
Новое место в Москве: городское кафе Bardot на Остоженке
Новости, Новости — 10 апреля, 16:20
Юрий Дудь, Манижа и GONE.Fludd перерабатывают пластик в видео о кроссовках Stan Smith
Новости, Новости — 10 апреля, 12:37
Тайванец смог достать со дна озера телефон. Ему помогла засуха
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Образ жизни — 29 марта, 17:50
Кажущиеся неправдоподобными факты о пыли, которые на самом деле абсолютно верны
Образ жизни — 23 марта, 15:00
Почему я выбираю растительное молоко
Новости, Новости — 9 апреля, 21:53
Комик переделал заставку Pokémon с помощью стоковых видео
Новости, Новости — 9 апреля, 20:37
Умер рэпер DMX
Кино — 9 апреля, 19:37
Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом
Новости, Новости — 9 апреля, 17:44
Cream Soda сделала ремикс на песню «Вино» группы «Хлеб». Теперь под нее не хочется плакать
Образ жизни — 9 апреля, 15:23
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Жизневский, Лагерфельд и дубляж игр
Герои — 9 апреля, 13:37
Тапки-батоны, самые длинные кроссы в мире и MONEYSUTRA. Интервью с Томми Кэшем
Новости, Новости — 8 апреля, 22:35
Вышла короткометражка о жизни животных, на которых тестируют косметику. Главного героя озвучил Тайка Вайтити
Герои — 8 апреля, 22:16
Волна, доска, тикток. Интервью с чемпионом мира по серфингу Итало Феррейрой
Бизнес — 8 апреля, 20:14
Как устроена индустрия бизнес-коучинга. Интервью с Радиславом Гандапасом
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 8 апреля, 17:11
Lil Nas X создал видеоигру Twerk Hero. Там нужно тверкать и получать очки
Новости, Новости — 8 апреля, 15:27
Дед из Словении повторил образы Джастина Бибера и Кайли Дженнер и стал звездой инстаграма
Новости, Новости — 8 апреля, 13:49
Ксюша Хоффман запускает новое шоу «Стенка»
Новости, Новости — 8 апреля, 13:10
Рэпер Will.i.am сделал защитную маску с наушниками, микрофоном и подсветкой. Она стоит 299 долларов
Новости, Новости — 8 апреля, 12:36
«Это не треки, это слезы»: у Face новый альбом «Искренний»
Новости, Новости — 8 апреля, 12:27
Алена Долецкая пришла в ютьюб-шоу Галины Юзефович. Поговорили о конце эпохи глянца и книгах о высокой моде
Новости, Новости — 8 апреля, 08:52
Появился новый лидер среди самых молодых миллиардеров мира. Ему 18 лет
Новости, Новости — 7 апреля, 22:40
В Италии отменили цензуру кино. Она длилась с 1914 года
Новости, Новости — 7 апреля, 20:21
Twenty One Pilots анонсировали новый альбом и выпустили трек Shy Away
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)