«Я краснею» (Turning Red)
Торонто середины нулевых. Мэй Ли, девочка в расцвете пубертата, водит дружбу с милыми и неказистыми одноклассницами, а еще фанатеет от бойз-бэнда 4Town. Это такая помесь Backstreet Boys и BTS. Поют за героев артисты из j-pop-группы с очень старомодным названием Da-ICE. И вот однажды Мэй узнает, что когда испытывает сильные эмоции, то превращается в пушистую панду. Родители пугаются не сильно, поскольку выясняется, что это семейный китайский дар.
Turning Red, в оригинале обыгрывающий как выражение «вогнать в краску», так и первую менструацию и превращение в рыжую панду, — классическая пиксаровская история взросления с акцентом на азиатской культуре, слегка экспортная, чуть менее, чем в «Райе и последнем драконе», но чуть более, чем в «Луке». Хотя, безусловно, синергия эпохи с телефонами-раскладушками и бабл-гамом и места, Торонто, в котором существует большая китайская диаспора, выгодно превозносит фильм над общими местами coming of age movies, впрочем, пусть и без глубоких заходов в культуру и время.
Поначалу кажется, что «Я краснею» — это история про подростка, открывающего себя и узнающего, что он может испытывать агрессию. Понятно, герой не совсем осознает, что это неминуемая черта взросления, и встает на путь медитации. Но нет, мораль прямо противоположная: научитесь внутренних демонов не сдерживать, а выпускать. Окей, это несложно.
Стоит заметить: стандартные поинты студии про силу наследственности и любви ко всему живому звучат немножечко искусственно, как интонации музейного гида. Это даже близко не «Оскар», но кино смешное, задорное, а главная песня по-хорошему приставучая.
«Свежатинка» (Fresh)
Дизайнерка Ноа (Дэйзи Эдгар-Джонс) отчаянно теребит дейтинговое приложение Puzzle Piece, где находит малоприятного дурака, который не придерживает на свидании девушке дверь, неаккуратными движениями макает свой шарф в лапшу и вообще заявляет, что оверсайз — это дерьмо, в платье ты бы мне понравилась больше. Разочаровавшись в опыте онлайн-знакомств, Ноа неожиданно для себя знакомится с обаятельным Стивом (Себастиан Стэн) в отделе с зеленью в супермаркете. Парень-мечта. Смышленый, остроумный, сексуальный, еще и врач. Парочка едет на выходные за город, где Стив обнажает свою другую, пугающую сторону.
Вообще, наверное, единственное условие, при котором от фильма можно получить удовольствие, — это абсолютное незнание сюжета. Да и удовольствием это чувство назвать сложно. Скорее удивление. Название стильным образом появляется лишь на 30-й минуте, один из главных хоррор-операторов современности Павел Погоржельский («Реинкарнация», «Солнцестояние») наводит ужаса пролетами стэдикама по стильному лофту под нью-эйдж-биты. Дэйзи Эдгар-Джонс к лицу роль жертвы, Себастиану Стэну — роль нового американского психопата. Сюжетные ходы (вплоть до того, который служит твистом) довольно легко предугадываются, но подаются с наглым апломбом.
«Свежатинка» чудовищно модная и актуальная. Но к ее интонации больше всего вопросов. Иронический мета-хоррор вызывает искреннее раздражение тем, что играет по своим противоречивым внутренним правилам и с наслаждением смакует свою копеечную задумку, прикрываясь игривым настроением и тошнотворным натурализмом. Не забавно и не пугающе, а просто омерзительно. Как часто говорят возрастные рецензенты — страшно представить, что у авторов творится в голове. Это как раз тот случай.
Ну а если вам и так всегда было сложно встречаться с людьми из dating apps, то, пожалуйста, избегайте этого фильма. Он действительно не вселяет ничего, кроме отчаянной социофобии.
Где посмотреть: Hulu