Рецензии, Кино — 21 июня, 16:24

Новая сказка о принятии и заботе. Рецензия на мультфильм «Лука»

17 июня в прокат вышел мультфильм «Лука» — полнометражный дебют итало-американского режиссера Энрико Касароса, произведенный студией Pixar. О том, какие смыслы мультфильм передает, — Анна Стрельчук.

Действие фильма разворачивается в двух локациях: маленьком приморском городке Италии, который, как это часто бывает, промышляет рыболовством. Люди здесь суеверны и боятся морских чудовищ (и это взаимно). Последние называют первых земными чудовищами, прибегая к своеобразному, не намеренному реколлингу.


Это переосмысление традиционных сказок, в том числе, конечно, «Русалочки», пересборку которой осуществил уже Гильермо дель Торо в «Форме воды». В целом «Лука» о том же самом: об инклюзии и эгалитарном отношении с другим. Однако, в отличие от холодных датских пейзажей «Русалочки» и утонченного, но сумрачного мира дель Торо, в «Луке» важную роль играет сеттинг, в котором все происходит: солнечная, полная жизни южная Италия с ее живописными пейзажами, разноцветными рыбацкими домиками и ароматной пастой с песто. Хотя здешние итальянцы и не лишены одновременно шаблонных и несуществующих, абсурдных восклицаний вроде «санта-горгонзола». По-видимому, Касароса вводит некоторые клише с целью самоиронии над голливудско-итальянской природой мультфильма и своим собственным смешанным происхождением. 

В центре сюжета послушный, но любознательный мальчик Лука, живущий на морском дне и помогающий родителям тем, что пасет рыбок, которые в мультфильме напоминают стадо овец. Живой интерес и знакомство со свободолюбивым Альберто приводит мальчика-амфибию на сушу, где он обретает человеческий образ и открывается к исследованию нового мира. В особенности их с Альберто воображение поражает «Веспа», которая становится новым объектом их устремлений. Между тем родители, возмущенные нарушением Лукой всех мер безопасности, грозятся отправить его к дяде-удильщику на морское дно.

В городке Портороссо Лука и Альберто, следуя своей мечте купить «Веспу», объединяются с Джулией для выступления в местном соревновании — борьбе за кубок Портороссо, включающем в себя триатлон, поедание пасты и плавание. Много лет подряд кубок забирал один и тот же человек — авторитетный подросток Эрколе, конец тирании которого мечтает положить Джулия. Сама девочка живет с устрашающего вида (однако очень любящим ее) одноруким отцом и деспотичным котом с говорящей кличкой Макиавелли.


Лука, Альберто и Джулия начинают активно готовиться к соревнованиям, но на их пути возникают некоторые препятствия: мальчики вынуждены скрывать свою подлинную сущность, так как в городе объявлена охота на морских чудовищ. Кроме того, родители Луки тоже прибывают в Портороссо в поисках своего ребенка.

Портороссо — выдуманный населенный пункт, но, как и в предыдущем фильме Pixar «Душа», изобразившем джазовый, наполненный красками, звуками и ощущениями Нью-Йорк, само место — побережье Лигурийского моря (откуда, кстати, и сам режиссер, родившийся в Генуе) — реально и до крайности реалистично. В этом смысле «Лука» — не просто воспоминание о детских мечтах, но живое и актуальное переживание детства, непосредственности, лета во всех нюансах и деталях, когда в ответ на любые страхи можно просто крикнуть: «Силенцио, Бруно!» — и они пропадут.

Получается сказка о блаженстве неведения и невинности, которая, впрочем, не отметает ценности познания (главный герой, наоборот, очень стремится в школу). При этом «Лука» не о беззаботности, но о заботе, что свойственно многим фильмам Pixar. В «ВАЛЛ-и» — это забота о природе, в «Тайне Коко» — забота (в широком смысле) о предыдущих поколениях, в мультфильме «Вверх» — забота о настоящем, в «Луке» же — забота о другом. Не толерантность, то есть не терпимость с инаковостью другого с более высоких позиций тоталитарной нормы, а стирание границ между «нормальным» и «ненормальным» и увеличение самого объема понятия «субъект». 

«Лука» — взгляд другого на знакомый нам мир. Взгляд иностранца, инопланетянина, чужака, отстраняющий привычные вещи: Луна в глазах Альберто предстает большой рыбой, а звезды — окружающими ее анчоусами.

Это отзвуки пиксаровской же «Корпорации монстров», где зритель сталкивался с необычной перцепцией людей среди чудовищ, которые сами боялись людей и именно потому их пугали. В итоге на вопрос, кто здесь монстр, нельзя ответить столь однозначно, прибегая лишь к внешним характеристикам.

Так, результатом диалога с нечеловеческими существами в «Луке» является выход за пределы собственного, всегда ограниченного взгляда на мир посредством апроприации взгляда другого, смены перспективы, оптики. Здесь непоследнюю роль играет социально-политическая составляющая, а некоторые сцены напрямую отсылают к политическим жестам и заявлениям. Но все это совершенно необязательно, ненавязчиво и почти несерьезно. Сами морские персонажи отклоняют утопическую веру в то, что все готовы смириться с их различием, но они верят, что найдутся те, кто будет способен к его принятию. 



Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 22:07, 27 июля 2021
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 27 июля, 13:11
Зомби-телепузики и кровожадный Микки Маус: тиктокер создает 3D-хорроры с известными персонажами
Герои — 27 июля, 12:18
Глянец и онлайн, шоу «Узнать за 10 секунд» и злобные комментаторы. Интервью с главным редактором «Афиши Daily» Трифоном Бебутовым
Новости, Новости — 27 июля, 11:32
В Санкт-Петербурге откроются фуд-корты
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 27 июля, 10:51
Появился сайт, похожий на страничку «Википедии». Он меняется, когда читатель моргает
Кино — 26 июля, 23:28
Парадоксы любви. Рецензия на фильм «Кто-то кого-то полюбит»
Новости, Новости — 26 июля, 21:27
В «Кухне на районе» теперь можно заказать маффин с кожурой банана и сумку для многоразовых бутылок
Новости, Новости — 26 июля, 19:03
Новое место в Москве: французская кондитерская NIQA на Тверском бульваре
Новости, Новости — 26 июля, 17:49
Полина Ланс ушла из Sweet House
Новости, Новости — 26 июля, 15:37
Даня Милохин завел еще один аккаунт в тиктоке. Там он публикует контент со съемок «Блогеров и дорог»
Герои — 26 июля, 14:40
На пару слов: интервью с Самарой Уивинг
Новости, Новости — 26 июля, 13:21
Первую серию 33-го сезона «Симпсонов» снимут в стиле мюзикла
Новости, Новости — 26 июля, 11:24
Full House покинули еще двое участников. Теперь в команде осталось шесть человек
Кино — 26 июля, 00:48
Who run the world. Рецензия на мультсериал «Властелины вселенной: Откровение»
Новости, Новости — 25 июля, 18:12
Вышел трейлер 7-го сезона XO Life. Он будет посвящен участницам хауса
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 июля, 16:41
Дима Масленников закрыл свой ресторан «Здесь кто-нибудь ест?» на Новослободской
Герои — 25 июля, 11:18
Кино, выросшее из страха. Интервью с актером фильма «Время» Алексом Вулфом
Новости, Новости — 25 июля, 09:45
Тикток-хаус Fenix Team закрылся. Он просуществовал чуть больше месяца
Герои — 24 июля, 18:35
Как устроено «Архстояние». Интервью с продюсером фестиваля Юлией Бычковой
Новости, Новости — 24 июля, 18:02
Блогерское объединение Chill Zone распалось
Новости, Новости — 24 июля, 10:15
У Coldplay вышел трек Coloratura. Он войдет в их новый альбом
Кино — 24 июля, 09:16
ЖатропеР: премьера влога Насти Ивлеевой «Блогеры и дороги»
Новости, Новости — 23 июля, 21:11
Саша Спилберг запускает платформу FireStarter для продвижения и запуска новых криптопроектов
Новости, Новости — 23 июля, 21:08
Валерий Карпин стал главным тренером сборной России по футболу
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)