Рецензии, Кино — 25 января, 00:49

«Твою "Душу" мотал». Что не так с новым мультфильмом студии Pixar?

Будущий лауреат премии «Оскар» (наверняка), чемпион проката (в тех странах, где релиз состоялся в кинотеатрах), мультфильм, которым восторгаются зрители и пресса. На больших экранах новый проект студии Pixar. Кинокритик Антон Фомочкин рассказывает, почему представленная в «Душе» модель человеческого существования скорее угнетает, чем воодушевляет.

Два десятка подростков лениво и неизменно невпопад мучают свои музыкальные инструменты. Школьный учитель Джо Гарднер с наигранным воодушевлением растерянно дирижирует, надеясь на чудо. И вот сквозь бесславное надругательство над мелодией прорывается соло юной Конни. Но одной одаренной подопечной для счастья мало, как и поступившего предложения сменить полставки на стабильное будущее: полный рабочий день, страховка, пенсия. Провести еще несколько декад, разглядывая приросших к смартфонам детей, — не самая заманчивая перспектива. Джаз-кумиры молодости, красующиеся на стене кабинета, не одобрили бы. Когда-то они стали великими и отдалились от мирских забот. У Джо тем временем не получается устроиться даже сессионным пианистом. 


Удача улыбается лишь раз: мужчина не упускает шанса удивить своей импровизацией локальную легенду жанра Доротею Уильямс. Та снисходительно кивает и предлагает выступить вечером вместе. Окрыленный признанием Джо не смотрит под ноги и проваливается в раскрытый посреди нью-йоркской улочки канализационный люк. Очнувшись где-то между чистилищем и зоной зарождения («Великое После» и «Великое До»), его душа ищет любые пути, чтобы вернуться в свое тело. Процесс обратимый, но надо поторопиться. Отлынивая от прогулки в лучший из миров, Джо становится наставником своенравного «зародыша» под номером 22, который не может найти своего предназначения и от неприкаянного раздражения успел довести великие умы тысячи предыдущих преподавателей (Юнг, мать Тереза и многие другие) до белого каления. Искренний порыв Джо вернуться подкупает упрямого «ребенка», и тот вызывается помочь. По нелепой случайности на Земле они оказываются уже вдвоем, все идет наперекосяк, а до часа Х остается всего ничего. 


В «Головоломке» необъяснимая природа человеческих состояний упрощалась до пяти базовых эмоций. Стоило Печали усесться в кресло воздействия, и персонаж испытывал концентрированную грусть без примесей. То же касалось Ярости, Страха и еще нескольких настроений-ярлыков. Новый мультфильм студии Pixar заявляет совсем другие масштабы стигматизации. Души-зародыши обретают собственные недостатки немногим ранее появления на свет, по воле куратора пятеро обезличенных пушистых комочков станут излишне впечатлительными, остальные — патологически равнодушными. Чтобы получить назначение в человеческое тело, остается добыть «искру», имманентное вдохновение, которое Джо то и дело волен объяснить через талант. Перед соблазном осмыслить незримое не устоит и режиссер Доктер: таинство внутреннего света, которым должна исполниться душа, впоследствии ознаменуется мотивационным девизом Carpe diem, take it easy.

Шутки ради нарушается единство и стройность незримого «нигде», в котором куется наше будущее и растворяется прошлое. Все простые смертные гордо несут на себе легкую печать индивидуального внешнего атрибута — вросшей в облик шляпы или оправы от очков. Все равны и одинаковы. Но исторически значимые фигуры обладают вполне конкретными чертами лиц и появляются при полном имидж-обмундировании: Коперник с пышной шевелюрой, Мухаммед Али в боксерских перчатках, Мария-Антуанетта представлена лишь одной головой в монструозном парике (спасибо, что без гильотины). Пресловутое «шутки ради» нивелирует означенный Доктером разговор о вечном. Каждого куратора без исключений зовут Джерри. Антагонистом в «Душе» выступает дотошный счетовод-зануда, у которого без Джо не сходятся цифры. Где-то на отшибе этого мира пасутся беспокойные проекции людей, ныне живущих, преимущественно депрессивных и забывших о вышеназванном девизе совестного бытия.


Нет более изобретательной драматургии, чем судьба человека. В доктеровском же мультфильме «Вверх» приключения с говорящими псами, затерянным миром и сопротивлением злому умыслу нещадно проигрывали лаконичному прологу, где под натиском времени хрупкий мальчик вырос, стал стариком и потерял возлюбленную. В «Душе» Джо мечется между жизнью взрослого, состоятельного человека (наставление матери) и фантазиями о большом творческом пути (влияние покойного отца) — конфликт разыгран на качественно ином уровне искренности, чем последующий сюжет про обмен телами. Это то, что волнует Доктера, но он предпочитает идеи, далекие от идеологии фабрики грез, где все мечты сбудутся, стоит только оставаться самим собой. Косвенная критика капитализма в виде заработавшегося специалиста по продажам оборачивается картинным предостережением — не переусердствуй, ты достиг большего, уже родившись, перед тобой океан, найди свое место и дыши. Страсть — атавизм, сгорать в своем деле — бессмысленно. Между хорошим и лучшим, без сомнений, стоит соглашаться на синицу. Пример парикмахера, так и не ставшего ветеринаром, упоительно бессмысленный: «Образование было дорогим, но мне хорошо и так». Вот и авторы одиссеи Джо предлагают расслабиться, а всем стремлениям и амбициям предпочесть сочный кусок пиццы. Синтез гормона счастья. Жизнь хороша, даже когда тебя в метро толкнули. Забей, некуда бежать, там (указывая наверх) за нас уже все решили обезличенные Джерри. Тот неловкий момент, когда благостная ухмылка в финале читается как гримаса смирения. 


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 13:13, 19 июня 2021
Мифология в музыке, альбом «Родной» и хипхопера «Копы в огне». Интервью с группой «Всигме»
Новости, Новости — 19 июня, 13:13
Ваша Маруся объяснила, почему не ушла из Dream Team House вслед за Олегом Ликвидатором
Новости, Новости — 18 июня, 20:00
Россия возобновляет авиасообщение с Турцией, США, Италией и еще шестью странами
Новости, Новости — 18 июня, 19:06
Начинающий тиктокер предложил Дане Милохину делать бесконечные репосты сторис друг друга. Тот согласился
Образ жизни — 18 июня, 18:40
Дай почитать: обзор «Клары и Солнца», «Часов судного дня» и других книг
Новости, Новости — 18 июня, 16:58
Griff выпустила дебютный микстейп One Foot In Front Of The Other
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 18 июня, 16:43
У Насти Bad Barbie вышел новый трек «Недруг». Он про дружбу между мужчиной и женщиной
Новости, Новости — 18 июня, 13:58
Дима Масленников рассказал о доходах, «Перевале Дятлова» и рекламе в Forbes Digest
Новости, Новости — 18 июня, 13:13
У XO Team коллаборация с британским тиктокером Кайлом Томасом
Новости — 16 июня, 19:24
8 красивых веломаршрутов Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Образ жизни — 18 июня, 12:53
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Звягинцев, «Би-2» и цифровая одежда
Новости, Новости — 18 июня, 12:35
Стартап Kernel создал шлемы для «чтения мыслей». Они стоят 50 тыс. долларов и заменяют целую научную лабораторию
Новости, Новости — 18 июня, 11:35
Ян Гордиенко открыл контент-парк в Киеве
Новости, Новости — 18 июня, 11:07
У Тимы Белорусских вышел трек «Под Звездопадом». Клип уже на подходе
Новости, Новости — 18 июня, 10:55
В Санкт-Петербурге появится молодежное пространство с тикток-хаусом. На это выделили 15 млн рублей
Новости, Новости — 17 июня, 19:17
Фестиваль St. Fields в Санкт-Петербурге перенесли на сентябрь
Новости, Новости — 17 июня, 19:10
Рустам Рептилоид пригласил Niletto, Сергея Минаева и Дмитрия Романова в ютьюб-шоу «Блиц Крик»
Новости, Новости — 17 июня, 17:44
Аня Покров и Артур Бабич проиграли школьникам в ютьюб-шоу «1-11»
Герои — 17 июня, 17:33
Аэробика как путь к свободе в сериале «В ритме жизни». Интервью с Роуз Бирн
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 17 июня, 15:43
Новое место в Москве: мультиформатное культурное пространство «ДК Рассвет» и бар Alma в Столярном переулке
Новости, Новости — 17 июня, 15:37
Гречка и солистка «АИГЕЛ» выступят на фестивале поэзии «Маяк»
Новости, Новости — 17 июня, 14:58
Аудиосообщения, шум концертов и демо-материалы: Элджей выпустит коллекцию ASMR-рингтонов в виде NFT
Новости, Новости — 17 июня, 14:53
Журнал XXL представил список главных фрешменов 2021 года. Там 42 Dugg, Iann Dior и Coi Leray
Новости, Новости — 17 июня, 13:23
Настя Ивлеева устроит дрэг-шоу в Москве. Попасть на него смогут не все
Новости, Новости — 17 июня, 10:53
Жители Степногорска выдвинули Нурлана Сабурова на пост главы города
Музыка — 17 июня, 10:17
Как устроен лейбл «Ствол». Интервью с группами Cream Soda, Lurmish и «Лучший друг»
Новости, Новости — 16 июня, 20:01
Менеджер Марьяны Ро чуть не разрушил ее отношения с Face. Блогерша рассказала об этом в «Биг Ди Шоу»
Новости, Новости — 16 июня, 17:20
У Wolf Alice вышел клип на трек Lipstick On The Glass
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)