Рецензии, Кино — 25 января, 00:49

«Твою "Душу" мотал». Что не так с новым мультфильмом студии Pixar?

Будущий лауреат премии «Оскар» (наверняка), чемпион проката (в тех странах, где релиз состоялся в кинотеатрах), мультфильм, которым восторгаются зрители и пресса. На больших экранах новый проект студии Pixar. Кинокритик Антон Фомочкин рассказывает, почему представленная в «Душе» модель человеческого существования скорее угнетает, чем воодушевляет.

Два десятка подростков лениво и неизменно невпопад мучают свои музыкальные инструменты. Школьный учитель Джо Гарднер с наигранным воодушевлением растерянно дирижирует, надеясь на чудо. И вот сквозь бесславное надругательство над мелодией прорывается соло юной Конни. Но одной одаренной подопечной для счастья мало, как и поступившего предложения сменить полставки на стабильное будущее: полный рабочий день, страховка, пенсия. Провести еще несколько декад, разглядывая приросших к смартфонам детей, — не самая заманчивая перспектива. Джаз-кумиры молодости, красующиеся на стене кабинета, не одобрили бы. Когда-то они стали великими и отдалились от мирских забот. У Джо тем временем не получается устроиться даже сессионным пианистом. 


Удача улыбается лишь раз: мужчина не упускает шанса удивить своей импровизацией локальную легенду жанра Доротею Уильямс. Та снисходительно кивает и предлагает выступить вечером вместе. Окрыленный признанием Джо не смотрит под ноги и проваливается в раскрытый посреди нью-йоркской улочки канализационный люк. Очнувшись где-то между чистилищем и зоной зарождения («Великое После» и «Великое До»), его душа ищет любые пути, чтобы вернуться в свое тело. Процесс обратимый, но надо поторопиться. Отлынивая от прогулки в лучший из миров, Джо становится наставником своенравного «зародыша» под номером 22, который не может найти своего предназначения и от неприкаянного раздражения успел довести великие умы тысячи предыдущих преподавателей (Юнг, мать Тереза и многие другие) до белого каления. Искренний порыв Джо вернуться подкупает упрямого «ребенка», и тот вызывается помочь. По нелепой случайности на Земле они оказываются уже вдвоем, все идет наперекосяк, а до часа Х остается всего ничего. 


В «Головоломке» необъяснимая природа человеческих состояний упрощалась до пяти базовых эмоций. Стоило Печали усесться в кресло воздействия, и персонаж испытывал концентрированную грусть без примесей. То же касалось Ярости, Страха и еще нескольких настроений-ярлыков. Новый мультфильм студии Pixar заявляет совсем другие масштабы стигматизации. Души-зародыши обретают собственные недостатки немногим ранее появления на свет, по воле куратора пятеро обезличенных пушистых комочков станут излишне впечатлительными, остальные — патологически равнодушными. Чтобы получить назначение в человеческое тело, остается добыть «искру», имманентное вдохновение, которое Джо то и дело волен объяснить через талант. Перед соблазном осмыслить незримое не устоит и режиссер Доктер: таинство внутреннего света, которым должна исполниться душа, впоследствии ознаменуется мотивационным девизом Carpe diem, take it easy.

Шутки ради нарушается единство и стройность незримого «нигде», в котором куется наше будущее и растворяется прошлое. Все простые смертные гордо несут на себе легкую печать индивидуального внешнего атрибута — вросшей в облик шляпы или оправы от очков. Все равны и одинаковы. Но исторически значимые фигуры обладают вполне конкретными чертами лиц и появляются при полном имидж-обмундировании: Коперник с пышной шевелюрой, Мухаммед Али в боксерских перчатках, Мария-Антуанетта представлена лишь одной головой в монструозном парике (спасибо, что без гильотины). Пресловутое «шутки ради» нивелирует означенный Доктером разговор о вечном. Каждого куратора без исключений зовут Джерри. Антагонистом в «Душе» выступает дотошный счетовод-зануда, у которого без Джо не сходятся цифры. Где-то на отшибе этого мира пасутся беспокойные проекции людей, ныне живущих, преимущественно депрессивных и забывших о вышеназванном девизе совестного бытия.


Нет более изобретательной драматургии, чем судьба человека. В доктеровском же мультфильме «Вверх» приключения с говорящими псами, затерянным миром и сопротивлением злому умыслу нещадно проигрывали лаконичному прологу, где под натиском времени хрупкий мальчик вырос, стал стариком и потерял возлюбленную. В «Душе» Джо мечется между жизнью взрослого, состоятельного человека (наставление матери) и фантазиями о большом творческом пути (влияние покойного отца) — конфликт разыгран на качественно ином уровне искренности, чем последующий сюжет про обмен телами. Это то, что волнует Доктера, но он предпочитает идеи, далекие от идеологии фабрики грез, где все мечты сбудутся, стоит только оставаться самим собой. Косвенная критика капитализма в виде заработавшегося специалиста по продажам оборачивается картинным предостережением — не переусердствуй, ты достиг большего, уже родившись, перед тобой океан, найди свое место и дыши. Страсть — атавизм, сгорать в своем деле — бессмысленно. Между хорошим и лучшим, без сомнений, стоит соглашаться на синицу. Пример парикмахера, так и не ставшего ветеринаром, упоительно бессмысленный: «Образование было дорогим, но мне хорошо и так». Вот и авторы одиссеи Джо предлагают расслабиться, а всем стремлениям и амбициям предпочесть сочный кусок пиццы. Синтез гормона счастья. Жизнь хороша, даже когда тебя в метро толкнули. Забей, некуда бежать, там (указывая наверх) за нас уже все решили обезличенные Джерри. Тот неловкий момент, когда благостная ухмылка в финале читается как гримаса смирения. 


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 19:58, 6 марта 2021
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: ROSALÍA, Граймс и феминизм
Кино — 6 марта, 19:58
Берлинале-2021: американский зоопарк, японские короткие встречи, грузинский магический реализм
Новости, Новости — 6 марта, 16:46
Bebe Rexha превратилась в вампиршу в клипе на трек Sacrifice
Новости, Новости — 6 марта, 14:08
BTS возглавили рейтинг самых продаваемых музыкантов 2020 года
Что делать, если ты не знаешь, что делать? Рассказываем, как найти работу мечты
Новости, Новости — 6 марта, 10:34
Эль и Дакота Фаннинг основали продюсерскую компанию Lewellen Pictures
Новости, Новости — 5 марта, 19:00
Основатель Twitter купил музыкальный сервис Tidal
Герои — 5 марта, 17:10
«Есть две вещи: любовь и смерть». Интервью с режиссером Николаем Хомерики
Новости, Новости — 5 марта, 15:33
Сцена из «Гарри Поттера» и школьники-бандиты: Денис Дорохов и Илья Соболев в новом выпуске Comment Out
Герои — 3 марта, 12:13
Как набрать миллионную аудиторию в Likee. Рассказывают топовые блогеры платформы
Новости, Новости — 17 февраля, 12:36
Водители такси появились в Tinder и дарят промокоды на поездки
Новости, Новости — 5 марта, 14:46
У Рахима Абрамова вышел трек «Синий Lamborghini»
Новости, Новости — 5 марта, 14:03
Найдено стихотворение Владимира Набокова, написанное от лица Супермена
Образ жизни — 5 марта, 13:22
ЖатропеР: открытие бара Joshua Vides Studio и новая инсталляция Покраса Лампаса
Новости, Новости — 5 марта, 13:19
Бэнкси подтвердил авторство граффити на стене бывшей английской тюрьмы
Новости, Новости — 5 марта, 12:00
Mary Gu поет о плохой девочке в новом треке «Косички»
Новости, Новости — 5 марта, 11:37
В России появится медиа, посвященное Clubhouse
Кино — 5 марта, 06:04
Берлинале-2021: корейские зумеры, немецкий робот, канадская социальная дистанция
Новости, Новости — 4 марта, 16:05
Криминолог рассказал в ютьюб-шоу «А поговорить?» о самых популярных в России преступлениях и сезонности правонарушений
Кино — 4 марта, 16:04
Райя, Сису, Кумантра. Интервью с создателями мультфильма «Райя и последний дракон»
Новости, Новости — 4 марта, 13:19
Возле центра дизайна Artplay появилась розовая статуя Давида с веслом
Новости, Новости — 4 марта, 11:43
Андрея Борисова задерживают за выполнение челленджа в новом веб-сериале «Полицейский с YouТюба»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 4 марта, 09:31
Илон Маск хочет построить свой город и назвать его Starbase
Новости, Новости — 4 марта, 08:41
Джейкоб Элорди из «Эйфории» снялся в рекламной кампании Calvin Klein
Новости, Новости — 3 марта, 22:53
Dream Team House исполняется год. В честь этого блогеры проведут онлайн-концерт
Новости, Новости — 3 марта, 22:50
Белла Порч снялась в клипе Sub Urban — Cirque
Герои — 3 марта, 19:10
Тиктокер, который умеет прятаться в маленькую коробку. Интервью с Kate Brush
Новости, Новости — 3 марта, 17:14
Гарри Нуриев откроет в Москве Crosby Studios Home — общественное пространство, интерьерный бутик, кафе и штаб-квартиру
Новости, Новости — 3 марта, 16:21
В России появилась платформа Gesam. Это биржа труда для тех, кто не хочет возвращаться в офис
Новости, Новости — 3 марта, 13:14
У Дианы Астер вышел трек «Полюби меня». Это лирическая история о безответной любви
Новости, Новости — 3 марта, 11:35
Танцы с накладной грудью и поедание сухой корицы: Бабич и Романенко пришли в «Шоу маминой подруги»
Это грех
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
Никто
Пацаны
(3 сезон)
Хэппи-энд
(1 сезон)
Джетлаг
(1 сезон)
Сокол и Зимний Солдат
(1 сезон)
7.9
Грейс & Фрэнки
(1 сезон)