Рецензии, Кино — 6 августа 2020, 00:01

Рассел Кроу не влезает в экран и злится на пробки. Рецензия на фильм «Неистовый»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

Расселу Кроу всегда не чужды были физические перевоплощения («Гладиатор», «Нокдаун»), но его случай несколько отличается от случаев Кристиана Бейла или Хоакина Феникса, ведь не сам актер меняет свою фигуру в связи с проектами, а проекты начинают подстраиваться под него. Так произошло после выхода «Ноя» Даррена Аронофски, для которого Рассел нехило раскачался, а затем, откровенно говоря, решил отдохнуть. Но, пожалуй, не считая «Славных парней» Шейна Блэка, именно роль в «Неистовом» — самая важная для массонаборного актерского периода. Здесь Кроу действительно устрашает, недобро смотрит исподлобья и вообще всем своим видом говорит, что не надо угрожать правым республиканцам, попивая сок у себя в квартале. К тому же серьезный массив роли предполагает некую альтернативу BLM (Black Lives Matter): каким будет гнев рассерженного белого парня, ненавидящего свою жизнь, работу, жену-изменщицу, мексиканца, который жену как раз и трахал, и другие вещи, делающие из просто тучного и нервного человека психопата, маньяка и убийцу.

У Рэйчел (Карен Писториус) день не задался, стоило выехать на автостраду и встать в нешуточный traffic jam. И если в 2016-м никаким кризисом не пахло и в «Ла-Ла-Лэнде» люди в пробке пускались в пляс, то в 2020-м измученные работой и кофеиновой зависимостью американцы из последних сил держатся, чтобы не навалять своему соседу по десятибалльному стояку. Рэйчел, в общем, не повезло. Чересчур агрессивно посигналив пикапу, который не хотел ехать на зеленый, она навлекла на себя гнев огромного, невлезающего в кадр, сального душителя (Рассел Кроу). Погоня за нервной девушкой постепенно перерастает в игру на выживание.


Американские прокатчики, решившие построить рекламную кампанию «Неистового» на том, что это первый фильм посткарантинного североамериканского проката, поступили, конечно, крайне иронично. Неугомонный мстительный шкаф в исполнении ответственно растолстевшего к роли Рассела Кроу — портрет коллективного самоизоляционного делирия. В самой первой сцене его персонаж жестоко расправляется с женой-изменщицей и ее любовником, а после, кажется, специально дожидается женщины-жертвы, чтобы продолжить свои неистовства. Режиссер Деррик Борте, следуя законам американской хоррор-мифологии, которая всегда строилась на культурных стереотипах и страхах, с долей очевидного гротеска делает из неприятного, тяжело дышащего белого мужчины страшного маньяка. Подчеркивая таким образом, что по-настоящему напугать можно не очередной реинкарнацией Джейсона Вурхиза на болотах или Фредди Крюгера (одной ногой в котельной, другой — в ваших снах), а простым дядькой из пробки, который затупил на светофоре.


Поначалу газлайт-триллер, который предусмотрительно для пущей социальной значимости запасается хроникой протестов и преступлений, пугает своей непредсказуемостью и понятным саспенсом. Условно говоря, вы показали южанину фак, проехали пару метров и встали с ним в пробку. Неприятная ситуация. Но постепенно градус реализма падает, поддавки режиссера самому себе нарастают, и фильм претерпевает метаморфозу в обыкновенный по большому счету VOD-триллер про неубиваемого злодея, которого посреди мегаполиса никак не может отыскать полиция.

Кроу с каждым кадром становится все больше, в его злодейской логике уже почти не проскальзывает философия, и сам он вот-вот норовит лопнуть, как злодей из «Охотников за привидениями», чтобы протагонисты отпраздновали победу всего хорошего над всем плохим. Развязка, как и в недавнем «Хэллоуине» и тысяче других слэшеров, происходит в родовом гнезде, укрепляя троп «только когда семья объединится, она сможет побороть зло» и не оставляя шансов нешаблонным попыткам разобраться с тучным любителем обтягивающих рубашек.


Было бы здорово, если бы восставший из ада герой Кроу вернулся мстить раздраженным автолюбителям с ножницами в шее, оставленными там Рэйчел, и не щадил бы никого на своем душном пикапе расцветки «я правая цисгендерная мразь». Однако, скорее всего, нас не ждет ничего подобного. Кажется, сценаристу Эллсуорту и режиссеру Борте гораздо важнее, чтобы вы вышли из кинотеатра с мыслью, что в эпоху #BlackLivesMatter гудеть республиканцам на светофоре должно быть примерно так же страшно, как принимать ванну в 1984 году, долго всматриваясь в слив с тайной надеждой увидеть там пугающие руки-ножницы крепко обгоревшего мистера Фрэдди.


Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Образ жизни — 17:23, 12 апреля 2021
Граффити, рок-группы и авангардные оперы. Как полет Гагарина увековечен в поп-культуре
Новости, Новости — 12 апреля, 17:23
BTS проведут бесплатный онлайн-концерт
Новости, Новости — 12 апреля, 14:14
Блогер собрал копию машины Джеймса Бонда. Она может стрелять и жарить курицу
Новости, Новости — 12 апреля, 13:30
Ярослав Андреев и Дима Масленников в шоу «Петя любит выпить»: о разнице между ютьюбом и тиктоком и немного о личном
Новости, Новости — 12 апреля, 13:18
Мэйси Уильямс стала глобальным амбассадором H&M по вопросам устойчивого развития
Новости, Новости — 12 апреля, 11:16
Первый полет вертолета Ingenuity на Марсе переносится. Все из-за «сторожевого» таймера
Популярная темаПопулярно
Герои — 11 апреля, 22:37
О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской
Новости, Новости — 11 апреля, 14:01
Джастин Тимберлейк сыграет телеведущего и наемного убийцу в новом сериале от Apple TV+
Герои — 11 апреля, 11:21
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Герои — 11 апреля, 00:28
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
Новости, Новости — 10 апреля, 19:19
Фиби Уоллер-Бридж исполнит главную женскую роль в пятом «Индиане Джонсе»
Новости, Новости — 10 апреля, 17:21
Новое место в Москве: городское кафе Bardot на Остоженке
Новости, Новости — 10 апреля, 16:20
Юрий Дудь, Манижа и GONE.Fludd перерабатывают пластик в видео о кроссовках Stan Smith
Новости, Новости — 10 апреля, 12:37
Тайванец смог достать со дна озера телефон. Ему помогла засуха
Новости, Новости — 9 апреля, 21:53
Комик переделал заставку Pokémon с помощью стоковых видео
Новости, Новости — 9 апреля, 20:37
Умер рэпер DMX
Кино — 9 апреля, 19:37
Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом
Новости, Новости — 9 апреля, 17:44
Cream Soda сделала ремикс на песню «Вино» группы «Хлеб». Теперь под нее не хочется плакать
Образ жизни — 9 апреля, 15:23
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Жизневский, Лагерфельд и дубляж игр
Все звёзды и инфлюенсеры
Герои — 9 апреля, 13:37
Тапки-батоны, самые длинные кроссы в мире и MONEYSUTRA. Интервью с Томми Кэшем
Новости, Новости — 8 апреля, 22:35
Вышла короткометражка о жизни животных, на которых тестируют косметику. Главного героя озвучил Тайка Вайтити
Герои — 8 апреля, 22:16
Волна, доска, тикток. Интервью с чемпионом мира по серфингу Итало Феррейрой
Бизнес — 8 апреля, 20:14
Как устроена индустрия бизнес-коучинга. Интервью с Радиславом Гандапасом
Новости, Новости — 8 апреля, 17:11
Lil Nas X создал видеоигру Twerk Hero. Там нужно тверкать и получать очки
Новости, Новости — 8 апреля, 15:27
Дед из Словении повторил образы Джастина Бибера и Кайли Дженнер и стал звездой инстаграма
Новости, Новости — 8 апреля, 13:49
Ксюша Хоффман запускает новое шоу «Стенка»
Новости, Новости — 8 апреля, 13:10
Рэпер Will.i.am сделал защитную маску с наушниками, микрофоном и подсветкой. Она стоит 299 долларов
Новости, Новости — 8 апреля, 12:36
«Это не треки, это слезы»: у Face новый альбом «Искренний»
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)