Интервью, Кино — 4 марта, 16:04

Райя, Сису, Кумантра. Интервью с создателями мультфильма «Райя и последний дракон»

4 марта в прокат вышел новый мультфильм студии Disney «Райя и последний дракон». Специально для SRLSY Иван Афанасьев пообщался с его создателями: режиссерами Доном Холлом и Карлосом Лопесом Эстрадой, продюсером Оснат Шурер и сценаристами Аделе Лим и Ки Нгуйеном.

С чего началась «Райя и последний дракон»?

Оснат: Идея мультфильма давно витала в планах студии, но на воплощение порой уходят годы. Была прекрасная задумка мира с пятью континентами и рекой в центре. Дракон же, в азиатской традиции напрямую связанный с водой, и смелая девушка-воительница должны были эти земли объединить. Потом, когда мы с головой ушли в историю и начали ее развивать, к нам как раз присоединилась Аделе. Набор всех этих идей надо было собрать воедино в связный рассказ.

Первоначально над фильмом работала другая команда сценаристов и режиссеров. На каком этапе подключились вы? Что изменили, а что оставили?

Дон: Так часто бывает. Работа над фильмом велась не менее шести лет, и мы подключились на этапе, когда уже многое было сделано. Изначально «Райю» возглавляли Пол Бриггс и Дин Веллинс (второй впоследствии ушел на другой проект). Мы встали у руля около полутора лет назад, чтобы помочь развить историю, потому что производство застряло. История, которую мы видим на экране, была получена в том числе за счет переосмысления того, что уже было до нас — самого мира и главных персонажей. Но мы сохранили ключевые черты. Такая преемственность истории, почтительность к тому, что было создано до тебя. Это, на первый взгляд, странная практика, но нормальная для мультфильмов Disney и Pixar.

Карлос: Я всегда говорил, что пришел, чтобы ничего не менять и помочь отточить идеи, которые уже были реализованы вместе с Полом и Дином. Мы пытались найти какое-то средоточие, сердце проекта, чтобы все наши способности объединились в одну — суперспособность создать крутой мультфильм.

Карлос Лопес Эстрада/фото: Getty Images

Стилистика «Райи» завязана на восточной культуре. Чем вы вдохновлялись?

Оснат: Здесь все просто. Мы путешествовали, встречались и общались с людьми из восточноазиатских стран. Одна из особенностей, которую мы заметили и которая нас очаровала — это чувство удивительной общности людей с разным укладом жизни, способность быть в коллективе, забыв о различиях, а ведь мы посетили 11 государств. Это плюс, конечно же, культура и народы разных стран, нас вдохновило и стало ключевой темой мультфильма. Ну а потом нам повезло пригласить сценаристов из Юго-Восточной Азии.

Аделе: Да, это было огромной удачей: начинаешь общаться с режиссерами, и тут выясняется, что они очень любят твою родину. Удивительное чувство, когда ты вырос в маленькой стране, а потом Disney делает мультфильм, вдохновленный культурой Малайзии и стран-соседей, с обычаями которых ты тоже знаком. 

Казалось бы, различия между народами могли бы отдалить людей друг от друга, но этого не произошло. Наоборот, через эти различия мы смогли обогатить нашу вымышленную Кумантру (страна, в которой происходит действие мультфильма. — Прим. SRSLY) и сделать ее такой красивой.

Некоторые фрагменты фильма выполнены в стилистике классической двухмерной анимации. Это просто дань уважения старым мультфильмам или что-то большее?

Карлос: Когда мы присоединились к созданию мультфильма, то были очень увлечены идеей объединить в одном мультфильме, как и в самом мире Кумантры, разнообразные стили и технологии. Мы увидели возможность использовать что-то новое, пробовали разные техники, в том числе, например, распространенную в Юго-Восточной Азии технику «театра теней». Это было настоящее испытание. 

У нашего мультфильма, хоть он и трехмерный, есть, как мне кажется, обаяние старых 2D-мультфильмов. Это такая попытка сделать его более уникальным и свежим.

Ки: В общем, мы никак не могли определиться и болтались от идее к идее. (Все смеются.)

Дон: Однажды у нас было обсуждение с осветителями, которые, увидев анимированные сцены и воодушевившись ими, сказали: «Давайте попробуем сделать разные варианты освещения одной и той же сцены и выберем лучший». Так и появлялись те или иные идеи от разных людей — никогда не знаешь, какая выстрелит. К счастью, в каждом отделе работали профессионалы, благодаря которым находились необходимые решения. Они обожали решать проблемы и, когда сталкивались с ними, говорили: «Я кое-что придумал!» Так, благодаря взгляду с разных сторон, рождались идеи.

У Disney уже есть мультфильм в азиатской стилистике  «Мулан», да еще и фильм недавно выходил. Были ли какие-то моменты, которых вы сознательно избегали, чтобы не повторяться?

Оснат: В первую очередь нужно понимать, что «Мулан» — целиком китайская история, с совершенно другой стилистикой. Можно говорить о каком-то влиянии, но мир «Райи» по-настоящему уникален и не имеет аналогов. Для нас важнее всего было рассказать историю. Технически стилистика нашего мультфильма вдохновлена XIII веком, но это очень современная и актуальная картина во всем, что касается музыки, диалогов и многого другого. Так что мы не оглядывались на предшественников, создавая свою, совершенно особенную историю.

Дракон Сису, которую почти неизбежно будут сравнивать с Мушу из того же «Мулана», гораздо больше похожа повадками на ламу Куско из «Похождений императора»  одного из предыдущих проектов Дона Холла, а лично я даже увидел пару отсылок к самому мультфильму. Это неслучайно?

(Все смеются.)

Ки: Дон ничего не делает случайно!

Карлос: Он самый целеустремленный человек на Земле!

Ки: Если присмотреться, можно увидеть еще более интересную пасхалку к одному из предыдущих фильмов Дона. Он просто не может удержаться от этого. И очень хотел, чтобы в одной из сцен был Винни-Пух!

Дон: (Смеется.) Отвечу осторожно, чтобы никого не разочаровать: я не делал специальных экивоков фанатам, тем более что там есть куда более очевидные отсылки. Но теперь, когда вы упомянули об этом, вижу, что они есть! В то же время не могу сказать, что эта связь между Куско и Сису была преднамеренной.

Карлос: Вроде как не хочешь указывать на отсылку, но она точно есть!

Аделе: Как давно никто не вспоминал этот чудесный мультфильм! А я его обожаю!

Оснат: Сису появилась в процессе придумывания персонажа, в частности, из идеи, что он должен быть ассоциативно связан с водой и вдохновлен образом наги (мифические змееподобные существа в камбоджийской культуре. — Прим. SRSLY). А вообще, мы очень быстро ввели в процесс производства Аквафину и сразу решили, что именно она должна быть драконом Сису. У нее настолько классные и уникальные юмор и энергетика, что иногда приходилось выключать микрофоны в процессе записи — так сильно мы смеялись от того, что она вытворяет. Затем подключились аниматоры, дизайнеры, и вот персонаж готов. Отличный повод для гордости, если наш дракон так здорово вписался в мир волшебных существ «Диснея».

Аделе: И я бы добавила, что, с точки зрения забавности обоих героев, между Мушу и Куско действительно есть сходство. Главное отличие в том, что в Юго-Восточной Азии наги — существа со священным статусом. И, хотя Сису на первый взгляд не ведет себя и не выглядит так, как мы привыкли воображать подобных созданий, впоследствии она проявляет себя с этой стороны.

Кстати, о Сису. Трудно представить себе мультфильм, в котором дракон женского пола. Разве что в «Шреке», где это намеренный перевертыш. Сису изначально была девочкой?

Оснат: Еще перед написанием сценария, когда наша команда разрасталась и в ней наравне с мужчинами появлялось все больше женщин, мы подумали о том, что в 80% случаев подобные герои мужского пола. Но почему? Ведь в мире примерно равное соотношение мужчин и женщин! Поэтому мы достаточно рано решили для себя, что Сису должна быть женского пола, тем более что фильмов о женской дружбе, как ни странно, не так уж и много. Когда мы это осознали, окончательным решением было сделать женщиной не только дракона и главную героиню, но и антагониста.

Питомец Райи, Тук-Тук, внешне похож на броненосца, но мне он показался милейшей комбинацией мокрицы и котенка. Как вы придумали этот образ?

Аделе: (Смеется.) Это отличный пример того, как художник может повлиять на сценарий. Изначально у нас была Рая и маленький Тук-тук, а потом он исчез из сценария, и все стали спрашивать: куда он делся, ведь он был таким милым? Было так здорово, что у Райи на ее непростом пути есть компаньон и настоящий друг. Дон и Карлос подумали и вернули его в первоначальные раскадровки. Мы посмотрели и решили, что этот очаровательный персонаж просто обязан быть в сюжете и расти вместе с главной героиней. Так он вернулся в виде эдакого щенка Райи.

Оснат: А еще чуть позже один из режиссеров сказал, что наша история похожа на вестерн, и, значит, у Райи должна быть своя «лошадь». У меня возникла идея, подключились художники — и вот, пожалуйста, перед нами мокрица, повстречавшая мопса и броненосца. (Смеется.) Потом возникла мысль: пусть он будет сворачиваться, а Райя — кататься на нем как на внедорожнике. Через день-два мы оформили эту идею в набросок, а наши аниматоры придумали ему физику перемещения. В итоге мы имеем то, что имеем.

В таком случае он получился помесью мокрицы и BB-8 из «Звездных войн»!

Оснат: Так даже лучше!

Алан Тьюдик озвучил Тук-Тука, но в фильме он не произносит ни слова. Кажется, вы наградили зверька анимацией актера?

Дон: Я считаю, что Алан — наш талисман. Я знал, что с его навыками, полученными в Джульярдской школе (одно из крупнейших высших учебных заведений в области искусства и музыки в США. — Прим. SRSLY), он сможет быть «номером один» и идеально озвучить это удивительное существо. И что мне очень нравится в Тьюдике, так это то, что к любому делу он относится невероятно серьезно. Он мог провести целый день, придумывая повадки Тук-Тука и сочиняя разнообразные вариации. Алан — совершенно потрясающий актер, который может сыграть что угодно, хоть невербального персонажа.

Вопрос к Карлосу. Вы сняли несколько клипов для хоррор-хип-хоп группы Clipping, а также довольно жуткий клип Билли Айлиш на песню When The Party's Over. Пригодился ли вам опыт работы в музыкальной индустрии?

Карлос: Думаю, особенность «Райи» в том, что мы все что-то привнесли. Например, Дон — свою любовь к приключенческим фильмам и Индиане Джонсу; Ки — свое собственное видение, завязанное на интересе к боевым искусствам. Я же опирался в первую очередь на свой опыт кинопроизводства. В общем, все мы делали то, что любим и что нас по-настоящему волнует. 

В одном эпизоде экран делится на несколько экранов поменьше, и мы видим в сумасшедше быстрой нарезке очень динамичную сцену. Вот это, возможно, и было привнесено мной из опыта работы с клипами. «Райя» — это сумма разных взглядов, которые были приведены к конечному идеальному результату.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 16:47, 3 августа 2021
Байопик под спагетти. Борис Барабанов об Италии Лучо Далла в новом фильме Пьетро Марчелло
Новости, Новости — 3 августа, 16:47
Фанаты карточной игры Yu-Gi-Oh! требуют признать ее олимпийским видом спорта
Новости, Новости — 3 августа, 15:13
Аня Покров стала ведущей шоу «Удиви меня!» на ютьюб-канале Bubblegun
Новости, Новости — 3 августа, 13:47
Актеры сериала «Друзья» выпустили мерч. Вырученные средства пойдут на благотворительность
Новости, Новости — 3 августа, 13:05
Бывший участник Daft Punk Тома Бангальтер напишет музыку для балета Национальной оперы Бордо
Новости, Новости — 3 августа, 10:19
У XO Team появился второй ютьюб-канал
Новости, Новости — 3 августа, 09:10
Трэвис Скотт займется созданием фильмов для киностудии А24
Бизнес — 2 августа, 16:50
Увольнение из Tinder и харассмент: как основательница Bumble шла к успеху
Новости, Новости — 2 августа, 13:42
Дима Евтушенко пришел в шоу «Пушка» и рассказал о фокусах, заработке и ютьюбе
Новости, Новости — 30 июля, 17:11
GeekBrains запускает коллаборацию со Skillbox и VK Работа
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 2 августа, 13:00
Премьера mood-видео Джарахова и Markul на «Я в моменте». В нем снялись Усачев, Ивлеева, Галич и Пязок
Новости, Новости — 2 августа, 11:49
Дуа Липа снялась в посмертном клипе Pop Smoke на трек Demeanor
Новости, Новости — 2 августа, 09:10
У Арианы Гранде пройдут концерты в Fortnite
Кино — 2 августа, 00:44
Мамочка и вихрь. Рецензия на самый личный и (не)провокационный фильм Гаспара Ноэ
Новости, Новости — 1 августа, 15:00
Slava Marlow выпустит три трека за месяц, если его видео в тиктоке наберет миллион лайков
Новости, Новости — 31 июля, 18:18
У Карины Кросс и группы «Мумий Тролль» вышел трек «Время утекай»
Кино — 31 июля, 16:20
Человек-анекдот, мисс Портки и леопард. Рецензия на фильм «Круиз по джунглям»
Новости, Новости — 31 июля, 13:31
Новый тренд в тиктоке: пользователи снимают ремейки старых реклам Skittles, Snickers и Old Spice
Образ жизни — 31 июля, 00:06
Алтай глазами путешественников и блогеров, которые там живут
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 30 июля, 22:39
Бейонсе представила кроссовки на тракторной подошве в коллаборации с adidas
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Кино — 30 июля, 18:15
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Образ жизни — 30 июля, 14:14
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Герои — 30 июля, 00:04
Приключения, аттракционы, любовь. Интервью с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном
Новости, Новости — 29 июля, 16:56
Премьеру байопика о Мэрилин Монро с Аной де Армас перенесли на 2022 год
Новости, Новости — 29 июля, 16:18
Собственное кафе и ютьюб-хаус в Турции: Катя Конасова дала интервью Пете Плоскову
Новый вишневый вкус
(1 сезон)
Новенький
(2 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Политик
(3 сезон)
Отряд самоубийц: Миссия навылет
Чужестранка
(6 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)