Саре Гриффитс (настоящее имя Griff. — Прим. SRSLY) всего двадцать лет, а она уже успела стать лауреатом Brit Awards и поесть картошку фри с Тейлор Свифт за кулисами премии. У Griff ямайские и китайские корни, но выросла певица в традиционной британской деревне. Там же она целый год работала над дебютным микстейпом One Foot In Front Of The Other. Сара практически все делает сама: сочиняет и продюсирует собственные треки, снимает клипы на свои же песни и даже шьет себе платья на все публичные выходы. Да, Griff не только певица, но еще и фэшн-дизайнер.
Мы поговорили с Сарой о ее первом микстейпе, победе на Brit Awards и зависимости от социальных сетей — бремени, которое должен нести каждый современный музыкант.
Это правда, что ты записала весь микстейп в своей комнате?
Правда. Я вообще не выходила из дома. Мы переоборудовали гостиную под комнату звукозаписи — там я целый год и сочиняла новую музыку.
Как думаешь, если бы не локдаун, у тебя бы получился совсем другой микстейп?
Да, определенно. Не знаю, получился бы он лучше или хуже, но точно был бы другим. Вся эта история с локдауном помогла мне притормозить и вообще понять, что я хочу вложить в свои песни. Но в то же время, когда постоянно находишься дома, трудно чем-то вдохновиться. Так что я даже не знаю, каким бы мог выйти мой микстейп при иных обстоятельствах.
Ты сочинила, записала и спродюсировала весь микстейп сама. Трудно было делать столько работы в одиночку?
О да! Я продюсирую песни, но чаще всего речь идет о каком-то одном сингле. Продюсировать целых шесть треков было очень трудно. Я заработалась. Мы закончили запись к январю-февралю, а потом на меня свалились продакшен, сведение — это очень много работы для одного человека.
По сути, ты работала за троих.
Да-да, просто безумие. Я никогда не делала ничего подобного. Например, микширование — понятия не имела, что нужно делать. Но я отнеслась ко всему этому процессу как к веселому челленджу.
Вообще, молодые музыканты довольно редко продюсируют собственные треки. Почему ты не пошла по более легкой дорожке и не доверилась какому-нибудь именитому продюсеру, как это часто делают другие поп-исполнители?
Я работаю с разными людьми и люблю коллаборации, но в то же время привыкла продюсировать свои треки сама. Мало девушек в нашей профессии занимаются продакшеном, поэтому для меня важно показывать пример. Еще мне кажется, что свои лучшие песни я придумала наедине с собой.
А расскажи подробнее о процессе написания песен. Как рождается твоя музыка?
Всегда по-разному. В один день есть вдохновение, в другой — нет. Иногда ты сначала придумываешь куплет, а иногда — припев. Но чаще всего я первым делом думаю об идее трека, его концепте. Потом сажусь за пианино и пытаюсь сочинить припев. И как только улавливаю его мотив, перехожу в Logic (Logic Pro — программа для профессионального создания музыки, обработки и микширования звука. — Прим. SRSLY) и создаю бит.
Я заметил, что в своих песнях ты любишь цепляться за предметы. Например, трек Shade of Yellow построен вокруг образа лампы, а в Earl Grey Tea в центре внимания оказывается чашка чая. Ты сама замечала за собой такую тенденцию?
Не сказала бы, что делала это намеренно. Если честно, даже не обращала внимания. Хотя здесь есть логика: когда ты сочиняешь песню, то пытаешься нарисовать в голове картинку, придумать метафору и найти глубинный смысл даже в самой обыденной вещи. Как, например, с лампой или чашкой чая.
Вот именно поэтому моей самой любимой песней с микстейпа стала Earl Grey Tea. Ведь ты придумала ее, просто наблюдая, как кто-то пьет чай!
Да-да! Мне кажется, именно в такие моменты приходит вдохновение. Сейчас вообще трудно чем-то воодушевиться. А потом начинаешь всматриваться в самые обыденные предметы и ситуации — и они вдруг начинают тебя вдохновлять!
В твоих песнях сильно прослеживаются мотивы Тейлор Свифт и Лорд. Ты поешь о разбитых сердцах, прямо как Тейлор, и сочиняешь минималистичные поп-мелодии, напоминающие звучание первого альбома Лорд. Как ты нашла свой стиль? Почему тебе так нравится смешивать эмоциональные тексты с минималистичной музыкой?
Мне кажется, песни должны четко говорить сами за себя, поэтому у меня они и получаются такими минималистичными. Я не люблю чересчур шумную музыку. Что же касается текстов, то все мои лучшие треки посвящены каким-то личным переживаниям. В наши дни быстро становится ясно, что настоящее, а что идет не от чистого сердца. Именно поэтому, скажем, Оливия Родриго стала такой успешной: все знают ее историю, и многие проходили через то же самое.
Я где-то читал, что твой отец раньше пел в церковном хоре, поэтому в детстве ты много времени проводила в храмах. Как думаешь, это как-то повлияло на тебя и твое желание стать певицей?
Конечно. Вера до сих пор играет большую роль в моей жизни — обращение к Богу не раз мне помогало. Церковная музыка тоже сильно на меня повлияла. Каждую неделю я слушала ее в живом исполнении. Причем это не просто выступление, а способ общения с Богом. То есть далеко не то же самое, что слушать песни по радио.
У тебя очень необычные корни: твоя мать родом из Китая, а отец афробританец. Что ты почерпнула из обеих культур как музыкант?
Китайская культура во многом построена на рабочей этике, инициативности, даже выживании. Так что от матери я почерпнула трудолюбие, она приучила меня работать не покладая рук. В то же время отец привил мне любовь к урбан- и соул-музыке. Можно сказать, папа развил мои креативные навыки, а мама научила практическим вещам.
Помнишь, как у тебя проявился талант к музыке? Это была больше заслуга отца или ты вдохновилась, наблюдая за творчеством условной Тейлор Свифт?
Даже не знаю. В школьные годы я просто все время проводила за пианино и что-то напевала, забив на домашнее задание. Талант проявился не сразу, я приложила к этому очень много усилий, искала любого продюсера, готового меня послушать. Если честно, я не верила, что у меня получится стать певицей. Просто очень сильно любила музыку и писала одну песню за другой, даже не думая о том, услышат ее когда-нибудь другие люди или нет.
То есть твоя музыкальная карьера выросла из хобби?
Все так. Раньше музыка была для меня просто как хобби, я даже не подозревала, что это вырастет во что-то большее.
Чем бы ты сейчас занималась, если бы не стала певицей? Кем тебя видели твои родители до того, как у тебя проявился талант к музыке?
Ну-у, им бы точно хотелось, чтобы я поступила в университет. (Смеется.) Я собиралась туда поступать и проходила по оценкам на экономику и географию. То есть мое будущее никак не было бы связано с музыкой и вообще чем-то творческим. Если бы я поступила, то сейчас бы уже заканчивала университет. Так странно об этом думать…
А что насчет пошива вещей? Для тебя это не менее важное занятие, чем музыка, или скорее просто хобби?
Точно просто хобби. Не знаю, может, в будущем это вырастет во что-то серьезное, но сейчас я шью вещи в свое удовольствие.
Ты снимаешь клипы для тиктока и Shorts, плюс у тебя собственное ютьюб-шоу Against The Clock. Как у тебя хватает на все времени и энергии?
Мне как бы хватает, но как бы и нет. (Смеется.) Сейчас музыканты просто вынуждены делать контент без передышки. Буду с тобой откровенна: мне такой темп не нравится. Но музыкантам всегда нужно находиться перед камерами. Я занимаюсь блогерством лишь потому, что оно дает сильный толчок моей карьере. Без этого я бы не попала в список номинантов Brit Awards и тому подобное.
Расскажи о своем ютьюб-шоу Against The Clock: как родилась идея с нуля записывать ремиксы известных песен, ограничиваясь всего одним часом?
Когда начался локдаун, мне нужно было найти способ всегда быть онлайн, создавать больше контента. И я долго думала, что такого можно делать, но не превращаться в типичного ютьюб-блогера. В итоге снова решила сконцентрироваться на музыке. В Against The Clock я показываю, как сочиняю музыку, занимаюсь продакшеном. Сначала я делала это все одна, но потом коронавирусные ограничения ослабли, так что ко мне присоединились мои друзья-музыканты.
Давай вернемся к Brit Awards. Как ты отреагировала, когда объявили твое имя?
В тот день у меня было много съемок. В перерыве я вышла на улицу поговорить с менеджером по телефону, и он дал трубку президенту лейбла. Я такая: «Что происходит?» Он поздравил меня с победой, ну а я, конечно же, сразу завизжала от радости.
А как отреагировали родители? Видел на ютьюбе клип с твоей мамой, она будто и не сомневалась в твоей победе.
Ей было пофиг. (Смеется.) Мою семью вообще не впечатлить всей этой гламурной поп-жизнью.
Как сама считаешь: ты заслужила эту награду?
Безусловно, синдром самозванца время от времени дает о себе знать. Я смотрю на список победителей предыдущих лет (лауреатами категории «Восходящая звезда» становились Адель, Florence and the Machine, Сэм Смит, Элли Голдинг. — Прим. SRSLY) и понимаю, что должна держать планку. Но и верить в себя. Если в тебе нет уверенности в собственных силах, то двигаться дальше будет сложнее. Так что я горжусь собой, своей командой и всей работой, которую мы проделали в прошлом году.
То есть секрет твоей славы, победы на Brit Awards и дружбы с Тейлор Свифт — это вера в себя?
(Смеется.) Да, наверное. Не думаю, что уже достигла настоящей славы, но вера в себя помогает двигаться дальше.
Можешь ли сказать, что выгорела за последний год? Или ты, наоборот, сейчас на пике своей продуктивности?
О нет, я очень устала. Да что там, все вокруг уставшие. И чем старше становимся, тем больше привыкаем к усталости. Так что я не хочу даже жаловаться на выгоревшее состояние. Тем более заниматься музыкой на постоянной основе — это большая привилегия.
Мне очень понравилось твое выступление на Brit Awards. Особенно момент с гармонизацией. Тебе принадлежит идея исполнить Black Hole именно в таком стиле?
Да, мы с моей командой решили, что должны сделать что-то необычное. Я решила воспользоваться лупером (устройство, при помощи которого можно записывать и воспроизводить закольцованные семплы в реальном времени. — Прим. SRSLY), потому что во время продакшена часто записываю свой вокал, накладываю его поверх другой дорожки, и все в этом духе. Мы долго думали, как бы показать весь этот процесс на сцене — так вот и пришли к луперу.
Сама подготовка была очень долгой. Мы еще добавили классическую перкуссию, поэтому на сцене звучали литавры, маримбы и другие инструменты. В общем, нам хотелось исполнить совершенно иную версию Black Hole.
Как ты вообще относишься к живым выступлениям? У тебя нет боязни сцены?
Я всегда нервничаю перед выходом на сцену, а перед выступлением на Brit Awards совсем распереживалась. Нервничаю в любом случае: иногда петь перед маленькой аудиторией даже страшнее, потому что ты видишь все лица и реакции людей. И все же я очень жду момента, когда смогу наконец-то отправиться в тур. Это будет мой первый опыт, так что я в предвкушении.
Что для тебя сейчас приоритетнее: подготовиться к туру с уже готовым материалом или начать сочинять что-то новое?
Мне хочется вернуться к написанию песен. Мечтаю закрыться от всего мира и просто писать. Я очень люблю сочинять музыку.
Еще я хотел бы отдельно отметить обложку микстейпа, где ты ходишь по канату. Идея для нее родилась из названия песни One Foot In Front Of The Other?
Да, весь микстейп посвящен теме восстановления баланса, попыткам научиться ходить заново. Там есть и песня под названием Walk («Идти»), и One Foot In Front Of The Other («Шаг за шагом»), а в Remembering My Dreams звучит строчка: You find a way to throw me back off balance («Ты все равно находишь способы вывести меня из равновесия»). Каждая песня затрагивает тему поиска смысла жизни — для меня этот поиск ассоциируется с ходьбой по канату.
Ну и главный вопрос: ходить по канату сложно?
(Смеется.) Безумно! Это выглядит очень просто, но когда ты ступаешь на канат, то сразу чувствуешь мышцы на ногах, о существовании которых даже не подозревал. И все же это был веселый опыт. По сути, мне даже не нужно было ходить по канату. Нам было бы достаточно кадра, где я наступаю на него и сразу падаю. Но в конце концов я все же сумела пройтись по нему. Еще один бесполезный талант в копилку.