Развернуть Свернуть
Интервью — 5 февраля 2021, 17:09

Интервью с режиссером Владом Каптуром — тем, кто снял Сержу Танкяну клип с Сашей Бортич

Новое видео Сержа Танкяна Elasticity снято российской компанией Versus Pictures. Главную роль исполнила Саша Бортич, а режиссером выступил Влад Каптур. Он рассказал SRSLY о насилии как художественном приеме и о продуктивности творческого отчаяния.

Это первая твоя режиссерская работа такого серьезного масштаба?

И да, и нет. Я до этого снимал клип Tiger Lillies, но возможности куда-то его выложить не было, так как ютьюба еще не существовало. Это видео потерялось, хотя было таким же серьезным.

А при работе над фильмом «Хардкор» и клипами Biting Elbows ты традиционно отвечал за монтаж?

Я однокурсник Ильи Найшуллера по Институту телевидения и радиовещания. У нас в мастерской поощрялось, когда ты подключал к своей работе монтажера, сценариста и так далее — и так исторически сложилось, что мы друг у друга много работаем.

Как ты узнал, что вы снимаете новый клип Танкяна?

Илья с ним общается еще со времен «Хардкора», потому что, как я понимаю, мы хотели использовать их музыку на какой-то стадии. Они подружились и стали показывать свои работы друг другу. Осенью Серж дал послушать Илье новую песню и спросил, нет ли у него идей для клипа. Илья предложил продюсировать с его компанией Versus, снять видео в Москве и рассказал про меня. Сроки были сильно сжатые, но мы смогли быстро написать идею, которая понравилась нам и, главное, — которую понял Серж.

#INSERT_ARTICLE#

Мы часто сами ищем артистов и взаимодействия с ними, потому что хочется быть частью чего-то классного и интересного. И конечно, Серж и System of a Down всегда нам нравились, всегда хотелось для них что-то сделать. У Сержа есть потрясающая напевность — свойство всех крутых исполнителей. Все его коллеги по жанру исполняют чистый ню-метал, но лишь он таким удивительным образом реализовал свой вокальный диапазон. Эта напевность здорово идет внешне агрессивному жанру — лично для меня это фантастика.

Где снимали основное действие, а где — только Сержа?

В Москве мы искали помещения с идеально круглыми коридорами и, перебрав кучу, выбрали Бауманку. А Сержа сняли дистанционно, на хромакее, в его гараже, потому что в период ковида лететь в Новую Зеландию возможности не было.

Как ты для себя формулируешь идею клипа?

Это история про раздражение, про то, что делает нас злыми. Мы часто чего-то ждем в слепой вере, приносим в жертву свое время, но есть шанс одним махом избавиться от этой злобы, а не ждать, пока кто-то придет, пожалеет нас и что-то сделает. Поэтому при выборе локации мы ориентировались на социальную среду, которая всех нас раздражает — условный МФЦ образца 90-х годов. 

Что для тебя означает жанр музыкальных видео?

Я отношусь к клипам как к сериалу вокруг артиста, в хорошем смысле этого слова. Жизнь артиста — это целый сюжет, который развивается от альбома к альбому, от песни к песне, от клипа к клипу. За этим интересно наблюдать, если в высказываниях артиста есть развитие. Для меня каждое видео, которое снимает артист, — это эссе, личное высказывание, уложенное в краткую форму, потому что все быстро листают ленты, и увлечь большой формой довольно-таки сложно. 

Клип позволяет успеть высказаться, что-то проанализировать, но в то же время не потерять зрителя на длинной дистанции.
#INSERT_ARTICLE#


Но тем ни менее ваша длинная форма — фильм «Хардкор» — родилась, насколько я понимаю, из клипов Biting Elbows и переняла от них много жанровых характеристик.

Да, но, когда мы начали снимать фильм, пришлось переосмыслить абсолютно все приемы, потому что они перестали работать. То, что хорошо в клипе (динамика, скорость, плотность действия), в фильме очень быстро утомляло. Нужно было как-то иначе дирижировать происходящим — помню тот период, казалось, что мы все начинаем с нуля. А вот когда мы вернулись с теми же технологиями снимать False Alarm The Weeknd, то уже чувствовали себя как рыба в воде. Мы совместили то, что было найдено и в фильме, и в клипах, — получилось лучшее, что можно было вообще сделать.

Обилие насилия и крови помогают донести художественную идею? 

Есть такой писатель Питер Брук — он еще в прошлом веке выделил разные виды театрального искусства: сокровенный театр, театр жестокости и обычный театр. В театре жестокости насилие нужно для того, чтобы пережить этот опыт, чтобы себя с ним сопоставить. Дальше у всех происходит по-разному: кто-то, увидев насилие на экране, ужаснется и постарается защитить от него окружающих. Но я надеюсь, что большинство людей, получив этот опыт соприкосновения, будут с ним правильно взаимодействовать. И, конечно, есть процент тех, кого такое, увы, возбуждает. Как у алкоголиков: одни получают удовольствие от показа спиртных напитков, а другие относятся к этому равнодушно.

#INSERT_ARTICLE#

Прокурор Неаполя жаловался, что после показа каждой новой серии «Гоморры» возрастает активность уличных банд. 

На мой взгляд, это проблема баланса: если мы спекулируем насилием, не давая никакой альтернативы, то, конечно, это ужасно. Все-таки баланс необходим; мы должны существовать в картине мира, где есть выбор.

Есть проблема: насилие всегда выразительно, и там, где нужно обойтись без него, потребуется час объяснения взаимоотношений людей. Насилие же — это секунда, за которую удается выразить квинтэссенцию отношения человека к человеку. К сожалению, мы — заложники выразительности насилия.

А вы заранее просчитываете цензурные ограничения, которые повлекут те или иные ходы?  

Юристы отсматривают материал уже на стадии аниматиков. Мы всегда подкладываем раскадровку под будущую музыку и решаем, что сейчас можно, что было можно, а сейчас нельзя. Мы следим за этой борьбой.

Как вам работалось с Александрой Бортич?

Прекрасно. Саша очень отзывчивая, ей все интересно, она доверяет команде и очень круто подключается к процессу, стремится что-то добавить. С ней очень круто, комфортно и правильно, а это немаловажно.

#INSERT_ARTICLE#

Как Танкян отреагировал на отснятый материал?

Мы сразу получили от Сержа хороший отзыв, и всего лишь один вопрос и одну просьбу по монтажу. Был один эпизод, который слегка сбивал градус точности истории и направлял зрителя не совсем туда, куда мы хотели его привезти. 

Возможно, это означает, что ваше творение немножко сложнее и тоньше, чем большинство других, которые бьют в лоб.

Скорее всего, да. Когда сразу все получается, чувствуешь разочарование, что не состоялось какое-то приключение. Всегда классно что-то преодолевать. И тот вечер, когда ты понял, что ничего не получилось, — самый интересный: после него рождаются самые главные открытия.

Как говорят некоторые коучи в инстаграме: «Чтобы начать двигаться вверх, нужно сначала коснуться дна».

Оттолкнуться от него. И нам везет: мы, если честно, всегда с этим дном сталкиваемся, и это болезненно. Но через месяц ты понимаешь, насколько благодарен этому дну.

#INSERT_ARTICLE#

Для части российских режиссеров успех означает работу с Гудковым или Киркоровым. А для тебя они представляют интерес?

Представляют. Мы несколько раз работали с Гудковым, и это всегда было очень круто. Уверен, что будет еще круче, как только он почувствует свободу от стилистики Первого канала.

Короче, когда он начнет играть панк-рок.

Да, когда его вещи будут смелее. Мы с Гудковым и Дашей Чарушей делали «Пьяную любовь» Билана — одну из из моих, как ни странно, любимых работ: она про людей, чем-то напоминает «Горько!» И это достижение Саши. Когда я пришел в его команду, то ничего про ребят не знал и ожидал увидеть КВН — такой поверхностный разбор, два притопа, три прихлопа… Оказалось, это не так: за всем стоит сложная проработка, и ребята все делают по вдохновению и потому, что им интересно. 

Потом с ними делали «Ибицу» с Басковым и Киркоровым — очень, на мой взгляд, странную работу. Она внешне может быть привлекательной для зрителя, но я, если честно, не совсем ее понял.  

Но несмотря на неоднозначное восприятие «Ибицы» аудиторией, для Киркорова и Баскова это все-таки был прорыв. Они наконец-то перестали корчить из себя примадонн и стали драться, обмазанные говном, что тоже своеобразный театр жестокости.

Думаю, многие поняли: больше в шоу-бизнесе никто ничем не рискует. Сегодня ты можешь драться с Басковым у туалета, а завтра — продолжить в перьях выходить в ДК: ни те, ни те не отвернутся. Артист может быть кем он хочет. Все дозволено. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр, Клипмейкер, Продюсер, Режиссёр, Сценарист
Илья
Найшуллер
Актёр, Сценарист, Шоумен
Александр
Гудков
Актёр
Саша
Бортич
Читайте также
Кино — 21:06, 16 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Тесты — 26 мая, 14:12
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Все звёзды и инфлюенсеры
Интервью — 11 сентября, 19:30
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Новости, Новости — 11 сентября, 18:30
На Netflix выйдет документалка о Виктории Бекхэм
Новости, Кино — 11 сентября, 18:15
Объявлено жюри кинофестиваля «Маяк». В него вошли Евгения Громова и Наталья Кудряшова.
Новости, Новости — 11 сентября, 18:00
Новое граффити Бэнкси на здании Королевского суда закрасили
Новости, Новости — 11 сентября, 17:00
Керуак и де Бовуар: созданы духи по мотивам книг
Новости, Новости — 11 сентября, 16:10
Мэтт Дэймон и Бен Аффлек в тизере триллера «Лакомый кусок»
Новости, Новости — 11 сентября, 14:50
О Джорджио Армани снимут биографический фильм
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы