Уже десять лет Сергей Стиллавин и Рустам Вахидов ведут ютьюб-канал «Большой тест-драйв», где рассказывают об автомобилях и пробуют их в деле, приглашают звезд и общаются со случайными прохожими на улице. Мы поговорили со Стиллавиным о том, почему они с Рустамом снимают сюжеты на полном экспромте и какой контент у аудитории наиболее востребован.
Сергей, вы с Рустамом и на радио вместе работаете (программа «Стиллавин и его друзья» на «Маяке». — Прим. SRSLY), и канал делаете. Как вы познакомились?
Мы знакомы уже 20 лет. 21-й пошел… Встретились впервые, когда вместе с Геной Бачинским приехали на гастроли в Воронеж. Там Рустам занимался организацией концертов — в том числе и нашего. А запомнился он мне тем, что, когда я перед выходом на сцену попросил налить мне 50 граммов виски, он отказал, сказав, что неделю назад перед выступлением нажрался Алексей Глызин и сорвал концерт. Я подумал: «Ну, гад!» Зато хорошо запомнил Вахидова.
Сергей Стиллавин и Рустам Вахидов //Фото: личный архив
#INSERT_ARTICLE#
А в январе 2008 года Гена разбился на машине. И я, чтобы чем-то себя занять и отвлечься, хотя это невозможно, решил делать обзоры на автомобили. Машины люблю с детства.
#INSERT_ARTICLE#
Плюс к тому времени я уже имел опыт сотрудничества с одним итальянским автомобильным журналом, куда периодически писал. И вот потихоньку стал снимать видеообзоры вместе с журналистом издания «За рулем» Александром Дубиным — жуликом и КВНщиком. Мы использовали камеру моего тогдашнего телефона Nokia, а чуть позже приобрели миниатюрную туристическую видеокамеру. Сначала сюжеты выходили на сайте «Известий», для которых я делал в том числе и новостные выпуски. Параллельно продолжал работать на радио.
В 2008 году Рустам Иванович стал вести программу «Брендятина» на «Маяке». Я выступал в качестве соведущего. Так получалось, что мы все больше общались вне эфира, и постепенно он втянулся в нашу команду. А чуть позже появился и Артемий Двоицкий, очень активный молодой человек, хотя снаружи минорный и лежебока. Кстати, вот говорят, что никуда нельзя попасть с улицы, а Артемий пришел именно оттуда! Так что все возможно. Именно он и предложил делать проект для ютьюба. Затем присоединился еще оператор Сеня. На самом деле, у нас даже бизнес-плана никакого не было. Просто делали то, что хотели, в удовольствие и для фана.
Насколько у вас большая команда на сегодняшний день?
Она, конечно, немного разрослась со временем. У нас есть как минимум два профессиональных оператора. Монтажом по-прежнему занимается Артемий. Мы даже телевизионную версию «Большого тест-драйва» делали. Но потом, правда, сам телек скурвился, то есть перестал существовать, а вместе с ним и наш ТВ-проект скончался. Воообще, надо сказать, телевидение все-таки накладывает серьезный отпечаток сценарных заготовок и не всегда честных ходов. А лично нам всегда была любопытна правда в изложении фактов, непосредственность и экспромты, которые случались на улице при встрече с простыми людьми.
#INSERT_ARTICLE#
Получается, все ваши «уличные» спикеры — это случайные прохожие. Часто люди отказываются идти на контакт?
Да. Наши люди не очень любят камеру, особенно на улице. В большинстве случаев публика не то чтобы неконтактна, она подозрительна. И правильно! Фиг знает, кто может подойти и с какими целями.
Вот вы сейчас говорили про экспромт. То есть вы совсем не пишете сценарии для программы? Или все-таки какой-то план перед съемками набрасываете?
Нам он не нужен, у нас есть машина, и у каждого впечатление о ней.
Мы с Рустамом честно высказываем свое мнение, касаясь как достоинств, так и недостатков. Соответственно, удивляемся, если в чем-то совпадаем. Иногда подчеркиваем особенности, на которые другой бы не обратил внимания. Все рождается в простом живом разговоре.
#INSERT_ARTICLE#
Да и какой смысл в сценарии, если ты не актер? Например, я не умею переживать дважды один и тот же момент и даже в какой-то степени завидую актерам, из года в год играющим в спектакле, конец которого они знают наизусть. Это правда сложная работа, вызывающая восхищение, но мне она совершенно не по плечу.
#INSERT_ARTICLE#
Как долго снимаете один выпуск? И сколько роликов получается в месяц?
Если снимаем с женщиной, то все занимает где-то час, если без нее, то можно сделать и за 20 минут. Но зато с женщинами получаются смешные диалоги. Обычно у нас выходит от четырех до восьми выпусков в месяц.
Этим занимается Рустам — человек, который в теме, модный и так далее. У медийщиков как-то принято идти навстречу друг другу, если, конечно, кто-то не напакостил или не нагадил другому когда-то. А вообще, есть люди, актуальные именно сейчас, а есть те, кто интересен всегда. Обычно Рустам предлагает: «Давайте вот этого человека позовем». Я, как правило, соглашаюсь. С одними получается, другие встают в позу. Но это рабочие моменты.
#INSERT_ARTICLE#
О ком у вас остались наиболее приятные впечатления?
Понимаете, в чем дело, душа моя... В медийном пространстве довольно распространено явление, когда человек на камеру или в микрофон работает эффектно, а потом выдыхает и потухает. То есть общаться и получить результат по работе — это очень разные вещи. Конечно, медийная персона — яркая или скандальная, которая, так сказать, обросла всякими причиндалами, — вызывает интерес сама по себе. Грубо говоря, выезжать на таких людях проще.
Но поскольку мы со всеми нашими гостями, как мне кажется, общаемся на равных, а не как в телевизионном шоу (где все строится вокруг звезды), то не всегда получается суперинтересно. Потому что с одним человеком ты быстрее сходишься, с другим — медленнее. И опять же, мы со звездными гостями ничего заранее не обговариваем. Исключение, если он сам попросит не трогать какую-то тему. Хотя я даже не могу сейчас вспомнить конкретного человека, который бы так сказал, но тем не менее. Все мы интеллигентные люди.
Что касается впечатлений, то я вообще отношусь с большой долей скептицизма к тому, чтобы каждый рабочий день обязательно приносил какое-то нереальное удовольствие. Тебя, безусловно, должно переть от того, что ты делаешь, но испытывать радость получается не всегда. Тут, наверно, больше играет роль профессионализм — знаешь, что сделал свою работу, и тебе хорошо от этого. Можно кайфовать от процесса, но, на самом деле, правильнее все же от результата, продукта. Тем более наша программа — это не единоличное произведение искусства, как говорится. К нему прикладывают руку операторы, монтажеры, то есть это коллективный труд.
Как считаете, насколько популярность ведущих (вы, например, были известны и до ютьюба) влияет на раскрутку канала?
Конечно, влияет. Но, на мой взгляд, еще быстрее раскручивает канал какой-либо скандал. Вот, к примеру, однажды Рустам Иванович случайно выбил стекло автомобиля «Жигули», и это было максимально быстро растиражировано. На скандальных съемках или происшествиях можно неплохо раскрутиться.
Как вариант, еще можно показывать тачки, о которых мечтают обыватели — этакие фетиш-кары типа «теслы» и «кайена». Хотя и массовый сегмент, как показывает практика, вызывает не меньший интерес. Человек, у которого условно такая же машина, смотрит и сравнивает, насколько его личное мнение совпадает с тем, что говорят ведущие.
Как часто приходится что-то вырезать из выпусков?
Нечасто. Единственное, что могу попросить, — «запикать» мат. Второй случай — если во время разговора проскочит какой-нибудь острый политический момент. Тоже попрошу убрать. И это связано даже не с цензурой, а скорее с тем, что кто-то, возможно, обидится.
У ютьюб-канала «Большой тест-драйв» уже больше миллиона подписчиков. Наверняка к вам часто обращаются с рекламой. Что вы никогда не будете рекламировать?
У нас принцип такой: не рекламировать тачки, чтобы иметь возможность их критиковать. А вот все сопутствующее — например, масло, шины и так далее — без проблем! Можем также отказаться от рекламы сомнительных товаров, которые не несут никакой пользы для авто. Ну и, конечно, не связываемся со всякими игроманскими делами.
#INSERT_ARTICLE#
По сути, вы являетесь одним из первых российских автоблогеров на ютьюбе. Плюс у вас в инстаграме почти 300 тысяч фолловеров. А на кого из блогеров вы подписаны? Кто вам лично интересен?
Среди моих подписок блогеров нет. Зато есть красивые женщины, потому что на фотографиях они молчат, а в реальности очень сложно встретить привлекательную девушку, которая не разговаривает. Также я подписан на коллег. А вот чтобы прямо на блогеров — такого нет. Я как-то пропустил момент, когда они стали появляться.
Что касается автомобилей, то мы, да, наверное, были первыми. Тут еще вот что: когда ты сам занимаешься каким-либо делом, то очень трудно еще на кого-то смотреть. Вот я, например, не люблю слушать радио, хотя сам на нем работаю. А с какой целью я буду блогерами интересоваться? Смотреть, что они делают интересного, и подражать им? Или, наоборот, не повторяться? Не думаю, что такое может быть, все-таки я оригинально мыслю. Да и чему могу научиться у людей, которые младше меня? Это я сейчас без снобизма говорю.
Последний вопрос. Насколько хороший доход приносит ютьюб-канал?
Я по-прежнему не считаю канал стабильным источником дохода. Это своего рода приятный бонус, который я получаю время от времени.
Новости — 14 сентября 2025 04:42
Новый выпуск подкаста «Сережа и микрофон»: о психофилософии, репутации Ксении Собчак и отношениях