77-й Венецианский кинофестиваль не просто станет первым крупным офлайн-смотром после самоизоляции, но и пройдет практически в неизменном виде. Сохранились не только основной конкурс, вторая по значимости программа «Горизонты», конкурс короткого метра и специальные показы, но и непараллельные секции «Дни авторов» и «Неделя критики», из года в год проходящие в рамках кинофестиваля. В нашем списке мы решили выделить самые громкие и звездные премьеры фестиваля, отдавая предпочтение основным конкурсам и специальным показам.
«Дорогие товарищи» (реж. Андрей Кончаловский)
Новый фильм Андрея Кончаловского расскажет о разгоне в 1962 году демонстрации в Новочеркасске, в которой участвовали рабочие электровозостроительного завода и другие жители города. Информация об этом событии много десятилетий была засекреченной. Восемь лет назад вышел сериал Константина Худякова на ту же тему под названием «Однажды в Ростове». Одну из главных ролей в нем исполнил Сергей Жигунов, замеченный, кстати, в толпе и на одном из кадров «Дорогих товарищей». Главную же роль в фильме играет жена режиссера Юлия Высоцкая. На 77-м Венецианском фестивале Кончаловский — один из самых титулованных авторов: в 2002 году «Дом дураков» принес ему особый приз жюри, а в 2014-м «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и в 2016-м «Рай» удостоились призов за режиссуру.
«Фрагменты женщины» (Pieces of a Woman, реж. Корнел Мундруцо)
Голливудский дебют одного из лучших венгерских режиссеров современности. Молодая женщина (Ванесса Кирби) теряет ребенка во время родов и пытается научиться жить заново. Мужа играет Шайа ЛаБаф, в одной из ролей также появится актер и режиссер Бэн Сэфди («Хорошее время», «Неограненные драгоценности»). Американский путь Мундруцо был непрост. Изначально он должен был ставить фильм про нападение акулы с Брэдли Купером и Галь Гадот, написанный сценаристом Максом Лэндисом («Яркость»), но после обвинений в харассменте, предъявленных Лэндису, проект свернули. Для самого Мундруцо, отмеченного призом «Особого взгляда» в Каннах, этот Венецианский фестиваль станет первым в карьере.
«Мир грядущий» (The World to Come, реж. Мона Фастволд Лерче)
Середина XIX века. Американская граница на восточном побережье. Две пары по соседству испытают на прочность свои отношения, борясь с жизненными невзгодами. Главные роли у Ванессы Кирби (целых два фильма в основном конкурсе), Кэтрин Уотерстон, Кейси Аффлека и Кристофера Эбботта. «Мир грядущий» — второй полнометражный фильм сценаристки и девушки одного из самых одаренных молодых американских постановщиков Брэйди Корбета. Его открыл как раз Венецианский кинофестиваль 2015 года, где он участвовал с лентой «Детство лидера» в программе «Горизонты». Тремя годами позже уже в основном конкурсе Корбет представлял фильм «Вокс люкс» с Натали Портман.
«Любовники» (Amants, реж. Николь Гарсия)
Действие триллера разворачивается в Париже, куда на каникулы прибывает девушка по имени Лиза (Стэйси Мартин) вместе с мужем (Бенуа Мажимель). Там героиня встречает своего бывшего парня (Пьер Нинэ) и заводит с ним интрижку, которая каким-то таинственным образом приводит к убийству. 74-летняя постановщица Николь Гарсия, известная и как актриса, — постоянная участница Каннского кинофестиваля (три фильма в основном конкурсе), хотя и не увозившая оттуда ни одного приза. В Венеции Николь в 1998 году представляла картину «Вандомская площадь».
«Земля кочевников» (Nomadland, реж. Хлоя Чжао)
60-летняя женщина (Фрэнсис МакДорманд), пострадав от экономического кризиса, отправляется в путешествие по американскому Западу и живет в трейлере, как настоящий кочевник. Картина поставлена по одноименной книге Джессики Брудер. Режиссером выступила китаянка Хлоя Чжао, обласканная критиками за предыдущий фильм «Наездник», тоже, кстати, рассказывающий о нравах современного американского Запада. Кино вышло довольно заурядным, но собрало аж 24 награды на различных фестивалях и приняло участие в каннском «Двухнедельнике режиссеров». Сейчас Чжао занята съемками марвеловского кинокомикса «Вечные».
«Жвалы» (Mandibules, реж. Кентан Дюпье)
Двое глуповатых друзей обнаруживают огромную муху в багажнике автомобиля и решают приручить ее, чтобы зарабатывать на ней деньги. Если сюжет для Венецианского кинофестиваля кажется странноватым, то вам стоит обратить внимание на мастера абсурдистских метасюжетов, режиссера Дюпье — любимчика Канн («Оленья кожа» в «Двухнедельнике режиссеров») и Венеции («Реальность» в «Горизонтах»). Дюпье, поработавший с целой плеядой прекрасных французских актеров — среди них Жан Дюжарден, Адель Энель, Бенуа Пульворд, Ален Шаба — в «Жвалы» позвал Адель Экзаркопулос, до того в его фильмах не замеченную.
«Спортивная жизнь» (Sportin' Life, реж. Абель Феррара)
Новый документальный проект классика американского кино Абеля Феррары расскажет о показе его картины «Сибирь» в конкурсе Берлинского кинофестиваля и последующих месяцах карантина. Учитывая метод режиссера, скорее всего, нас ждет увлекательный метафизический дневник о буднях запертого художника. В роли себя в фильме появится друг и постоянный творческий соратник Феррары Уиллем Дефо. Абель, кстати, в недавние годы удивительно плодовит на новое кино. За четыре года он снял целых шесть картин, четыре из них документальные, две художественные: это показанный на прошлом Каннском кинофестивале автобиографический «Томмасо» и та самая «Сибирь», о которой пойдет речь в «Спортивной жизни».
«Сальваторе — сапожник снов» (Salvatore: Shoemaker of Dreams, реж. Лука Гуаданьино)
«Сальваторе — сапожник снов» стал первым документальным проектом Луки Гуаданьино. Сальваторе, в общем-то, сапожник не безымянный, а сам синьор Феррагамо — один из наиболее известных и дорогих итальянских дизайнеров в мире. Лента расскажет о судьбе легендарного мастера, прибывшего из Неаполя в Америку в начале XX века, создававшего обувь в Голливуде в эпоху немого кино, а затем перебравшегося во Флоренцию и основавшего там свой знаменитый бренд.
«Мейнстрим» (Mainstream, реж. Джиа Коппола)
Драматический фильм племянницы Софии Копполы и внучки Фрэнсиса Форда, Джии, расскажет о людях, которые пытаются найти себя и обрести популярность в постоянно меняющемся мире интернета, а также разобраться в собственных чувствах внутри любовного треугольника. В касте — молодые голливудские звезды: Эндрю Гарфилд, Майя Хоук, Джейсон Шварцман, Нат Вулф. Предыдущий фильм Джии «Пало-Альто» многие сочли недостаточно удачным, однако он обрел определенный культовый поколенческий статус. Его премьера, кстати, также состоялась на Венецианском фестивале.
«Снега больше не будет» (Never Gonna Snow Again, реж. Малгожата Шумовска)
Очередная картина одной из самых заметных сегодня польских постановщиц Малгожаты Шумовски, как обычно, драма — вероятно, с неким мистическим оттенком. Главный герой — украинский иммигрант, приехавший работать массажистом в Польшу. Персонажа начинают превозносить подобно святому, ведь его руки лечат тело, а взгляд — душу. Кажется, после захода на территорию сектантского триллера с «Приди ко мне», Шумовска решила вернуться к тому, в чем она намного более интересна. К современным трагедиям с христианскими аллюзиями.