Санкт-Петербург погряз в коррупции и злодействах. Преступники в нарядах хоккеистов из «Шайбу! Шайбу!» грабят банки, сынки высокопоставленных лиц откупаются за убийство, владельцы банков обманывают честных налогоплательщиков. На улицах появляется народный каратель, одетый по моде бубонной чумы, который сжигает людей заживо (и это при прокатном рейтинге 12+), а противостоять ему оказывается способен только честный майор полиции Игорь Гром (Тихон Жизневский).
На удивление, «Майор Гром» смотрится как кино, созданное людьми, совершенно не читающими комиксов. Тем страннее, ведь один из продюсеров — Роман Котков, главный редактор Bubble Comics, заядлый комикс-гик и бывший главный редактор ИД «Комикс», которое выпускало все нулевые и чуточку десятые главные марвеловские творения.
Фильм, что самое печальное, лишен вкуса. Злодей в своем злодейском логове проводит время на сером икеевском диване, а позади на стене висит «Рождение» Боттичелли. Конечно же, злодей толкает скучные речи про грязь, которую нужно смыть огнем с улиц, и, конечно, страдает раздвоением личности. Представление о том, каким должен быть протагонист в комиксах, остается на уровне представлений. Актеры отрабатывают штампы: Данил Стеклов в очередной раз играет ехидного мента, Александр Сетейкин изображает неофита, вьющегося вокруг опытного Грома, и по всем законам жанра он должен оказаться в нужный момент и в нужном месте. Те, кто штампы не отрабатывает, к примеру, Тихон Жизневский и Любовь Аксенова, маскируют своими актерскими придумками предсказуемые драматургические ходы и еще более беспомощную режиссуру. В трейлерах «Грома» засвечены решительно все экшен-сцены, сняты они не ахти, но то, что между ними, похоже на рекламу онлайн-казино больше, чем на кинокомикс похож самый неумелый в мире фанфик. А когда в кадре появляется Kyivstoner, то в следующем ждешь еще и Гуфа с Микки Рурком, чтобы все наконец встало на свои места.
Как аттракцион фильм смотреть тоже непросто, а порой мучительно. Самые эффектные сцены в подметки не годятся даже «Черной молнии» десятилетней давности. А модная ироническая интонация, подсмотренная у всех более успешных кинокомиксов недавних лет, ограничивается пыльными шутками пробы фильма «ЛОпуХИ: Эпизод первый». Один персонаж смешливо замечает в подворотне: «Ты что, комиксов перечитал?», другой восклицает: «Я же теперь как Бэтмен».
К вышеперечисленному стоит добавить, что Санкт-Петербург не стал инфернальным Готэмом или даже мрачным Ватиканом из «Ангелов и демонов». На месте Питера мог быть любой город мира. Настолько он в «Громе» не схвачен. Ограничилось все пролетом над Дворцовой площадью, цитатами из Достоевского и поеданием шаурмы на крыше. В итоге в фильме нет ничего своего — того, в общем, на что была сделана ставка. Майор Гром предугадывает развитие событий на манер Холмса-Камбербэтча, уличные протесты бесстыдно выливаются в «Джокера». А сцены допроса явно пульсируют долгими пересмотрами допроса из «Темного рыцыря». Весь фильм выглядит как постоянная игра в сапера.
Тональность и аудиоряд даже спустя долгие, уверен, монтажные мытарства не помогают «Грому» не то что сказать в жанре хоть сколько бы то ни было новые слова и тем более связать их в предложения, но и в принципе совладать с желанием авторов снять масштабное кино с мегаломанским хронометражем замахом на 135 минут. За все это время в кадре так и не появятся живые люди — сплошные представления о них, представления об экшене, представления о more dark, more realistic атмосфере. Кажется, так обычно дети играют в фигурки Человека-паука и Бэтмена, посмотрев мультики, почитав комиксы, выдумывая на ходу сюжеты на основе только что увиденного и прочитанного. Во взрослом мире это называется штампами, с которыми как раз через человечность борются две главные комикс-корпорации мира в своих фильмах, приглашая талантливых режиссеров. Ведь Супермен, перестающий колотить Бэтмена, узнав, что их матерей зовут одним именем, и Тони Старк, со слезами на глазах спасающий планету ценой собственной жизни, — истории людей, а не общих мест, эрзацев, фейков и представлений о реальности кинокомикса. Таланту, пожалуй, не учатся. Он обычно врожден, как суперспособности. Можно, конечно, разбогатеть, как Кровавый угар из «Пипца», или залезть в ядерный реактор, но заканчиваются подобные выходки, как правило, плачевно.