Cамый добрый и терапевтический сериал года.
«Нормальные люди» (Normal People)
Лучшая драма года.
«Пацаны», 2-й сезон (The Boys)
Ренессанс жанра комикса на ТВ.
А также:
«Любовь и анархия» (Love & Anarchy)
Самый странный ромком года.
«Моя гениальная подруга», 2-й сезон (L'amica geniale)
Лучшее ретро года.
«Роковой патруль», 2-й сезон (Doom Patrol), «Академия Амбрелла», 2-й cезон (The Umbrella Academy)
Ренессанс жанра комикса на ТВ.
«Эй Джей и Королева» (AJ and the Queen)
Guilty pleasure года.
Дмитрий Барченков («Сноб», «Кинопоиск»)
«Призраки усадьбы Блай» (The Haunting of Bly Manor)
Лучший сериал года. Мощнейшая адаптация и пронзительнейший способ рассказа. Майк Флэнеган меняет правила нескольких игр разом.
«Нормальные люди» (Normal People)
Тепло, смешанное с болью. В одном из самых трогательных, заметных и просто удачных сериалов-адаптаций. В финале плачешь вместе с героями. И после еще пару часов.
Один из лучших проектов Райана Мерфи. Прямое доказательство того, что за постмодернистскими едкостью и ехидством может скрываться тепло и сердечность.
Денис Виленкин (SRSLY)
«Тригонометрия» (Trigonometry)
«Я знаю, что это правда» (I Know This Much Is True)
«Нормальные люди» (Normal People)
Антон Долин** («Искусство кино», Meduza)
«Программисты» (Devs)
«Рассказы из Петли» (Tales from the Loop)
Ярослав Забалуев («Москвич Mag»)
«Новый Папа» (The New Pope)
Здесь у меня есть кармический долг, который я продолжаю замаливать: сначала мне «Новый Папа» не понравился, и я даже, кажется, обидел Юлию Снигирь своим постом в фейсбуке* на этот счет. Соррентино продолжает писать свою невероятную фреску, не боясь показаться сумасшедшим, и выигрывает. Ну и не надо забывать, что дилогии про Папу мы обязаны, среди прочего, титрами «Последнего министра» — другого замечательного сериала, вышедшего в этом году.
«Просто представь, что мы знаем»
Про «Министра» я упомянул, но чистосердечно мне ближе второй сериал Романа Волобуева, снятый в этом году. Эта короткая история, в которую вшит довольно исчерпывающий комментарий по поводу положения дел в журналистике, мне лично дорог, в общем, не этим. А тем, что хотелось бы, чтобы Москва 2020-го запомнилась именно такой: пустеющей, тонущей в неоне не ради кого-то, а просто из уважения к огню.
Нечеловеческий ресурс (Dérapages)
Странно не поместить в короткий топ-3 «Ход королевы», но это обязательно сделают — и совершенно справедливо — другие коллеги. Я же хочу напомнить про толком незамеченный французский сериал, который с такой легкостью и виртуозностью меняет жанры, что уже от одной этой игры захватывает дух. В итоге получается почти сюрреалистический (при абсолютном реализме происходящего) неонуар, сердцем которого стал титанический бенефис Эрика Кантона.
Станислав Зельвенский («Афиша-Daily»)
«Программисты» (Devs)
«Рассказы из Петли» (Tales from the Loop)
«Долг/стыд» (Giri/Haji)
Ксения Ильина («Кино ТВ»)
«Чувствую себя хорошо» (Feel Good)
Василий Корецкий («Кинопоиск»)
«Мы те, кто мы есть» (We Are Who We Are)
Егор Москвитин (Meduza)
Можно начать с объяснительной записки от родителей? Это сочинение не совсем на заданную тему, потому что выбрать всего три лучших сериала года — мазохистское занятие. Так что я, чтобы хоть немного облегчить себе страдания, решил ограничиться только российскими чудесами. Иначе пришлось бы выбирать между «Тригонометрией», «Неортодоксальной», «Программистами», «Ходом королевы», «Нормальными людьми», «Беги», «Космическими войсками», «Правилом Коми», «Меломанкой», «Великой», документальным «Тайгер Кингом» и кучей других сериалов. И это был бы мучительный процесс! Поэтому давайте радоваться за наших.
Сериал, четные эпизоды которого дарят чудо пережить (увы, во всех смыслах) настоящую дружбу. А еще «Перевал Дятлова» доказывает, что наши сериалы могут решать сложнейшие художественные задачи — не только в смысле драматургии, но и по части организации съемочного процесса, выстраивания киноязыка, смешения жанров и так далее.
Начиная с «Твин Пикса» все сериалы мечтают построить свой одноэтажный космос — художественные миры, в которых кипит настоящая жизнь. «Чики» — первая серьезная удача наших рассказчиков на этой ниве. А режиссер Эдуард Оганесян, продюсер Ольга Кочеткова и весь актерский ансамбль — и вовсе герои года, упрямые, храбрые и щедрые люди.
Сериал, написанный еще много лет назад — и до «Очень странных дел», и до бума российских сюжетов про взросление в лихие 90-е. Пример того, что эпохальная семейная сага может быть быстрой, веселой и озорной, но в нужные моменты все равно распечатывать зрителя своим драматизмом.
Зинаида Пронченко («Искусство кино»)
«Любовь и Анархия» (Love & Anarchy)
«Последний танец» (The Last Dance)
Жан Просянов (Кино-Театр.Ру)
Ход Королевы (The Queen's Gambit)
Денис Рузаев (Лента.ру)
«Кайф с доставкой» (High Maintenance), 4-й сезон
Лучший сериал на современном телевидении ухитряется с каждым новым сезоном задирать планку качества еще выше — хотя ни семок, ни палок в этом стаффе и так не было отродясь.
«Последний танец» (The Last Dance)
Сомнительная документалистика, но зато зрелище образцовое: баскетбольные хайлайты еще никогда так не напоминали откровение религиозного толка.
«Голос перемен» (Small Axe)
Читерство, конечно — Стив МакКуин снял не сериал, а антологию из пяти фильмов, пусть и показанную зрителям в эфире BBC и на Amazon. Но как обойтись без него, когда даже пять минут, например, «Лаверс-рока» стоят всех хитовых сериалов года.
Наталья Серебрякова («Афиша», «Кино ТВ»)
«Ход королевы» (The Queen's Gambit)
История золушки в мире шахмат. Мне нравится, сколько там пьют коктейлей.
Футбольный тренер с печеньками, который похитит ваше сердечко. Очень не хватает хороших ситкомов в нашей жизни.
Романтическая, трогательная и смешная история любви после смерти. Много отличных гэгов, путь которым в мемы.
Стас Тыркин («Комсомольская правда»)
«Мы те, кто мы есть» (We Are Who We Are)
«Политик» (The Politician), 2-й сезон
Алексей Филиппов («Искусство кино»)
«Полночные откровения» (The Midnight Gospel)
Смелый космокаст-эксперимент от Пендлтона Уорда («Время приключений») и подкастера Дункана Трассела, путешествующий по жанрам, головам, большим идеям, вселенным потерянности и потерь. Может, слишком сконструированный и слишком терапевтичный, но лучший способ поговорить с собой, как бы общаясь с аудиовизуальным произведением.
«Что мы делаем в тени» (What We Do In the Shadows), 2-й сезон
Полная противоположность первому месту: запоздало открыл для себя в этом году телевизионную версию What we do in the shadows, которую смена каста и медиума не только не испортила, а как будто напитала новой энергией. На этом месте могла бы быть «Тригонометрия» — тоже очень мотивирующая и куда более смелая по теме (полиаморные отношения) история, но у вампиров просто шуток больше — а в этом году шутки я ценю чуть выше нежности.
«Выдающиеся звери» (Beastars)
Ну и куда без залитсвацкого аниме-сериала — не самый очевидный и не самый небанальный выбор, но японская версия «Зверополиса», кажется, вмещает разговор о гендерном, классовом и расовом неравенстве, изобретательно преломляя эти проблемы и попутно меняясь в лице/морде (то есть методиках анимации). И про несправедливость, и про любовь, и про темные углы улицы, и немного про секс — очень нутряной и одновременно кавайный сериал: улыбка Уэса Андерсона, зубы — Чхан Ук Пака.
Антон Фомочкин (SRSLY)
«Я, конечно, люблю свою работу, но…» и прочие особенно искренние пьяные возгласы в перерывах между приемами пациентов. «Псих» адекватен своему главному герою. Сноб, а под красными линзами очков хрупкость и щемящая уязвимость.
«Дэш и Лили» (Dash & Lily)
Рождественский Нью-Йорк. Доморощенный нигилист в потертом пальто и девочка с комплексом отличницы перевоспитывают друг друга. Наивный как первая любовь. Искренний, как суета за семейным столом под бой курантов. Сериал о том, как здорово, оказывается, писать письма.
«Тригонометрия» (Trigonometry)
Редкий сериал о тактильности. Прикосновение в кадре значит и говорит куда больше любого неловкого или чрезмерно сентиментального слова.
Юлия Ша гельман** («КоммерсантЪ»)
Я люблю ситкомы, но синопсис сериала о тренере американского футбола, поехавшего в Англию заниматься командой, играющей в простой футбол, не обещал ничего, кроме развлечения на пару вечеров. На самом же деле «Тед Лассо» оказался умным драмеди, ловко переворачивающим все жанровые стереотипы, при этом по-настоящему теплым и, не побоюсь этого слова, человечным. Футбол — это жизнь, как говорит один персонаж, но эта история не только про футбол.
Что получится, если запустить Армандо Иануччи в космос? До колик смешная и до ужаса правдоподобная история про застрявший на орбите круизный корабль как метафору всей нашей чертовой жизни. Девять эпизодов вышли еще в январе-марте, но пока еще никому не удалось настолько точно передать ощущения от сидения в локдауне и вообще от этого 2020 года.
«Новый папа» (The New Pope)
Продолжение «Молодого папы» медленно запрягает, раздражает неспешностью, чрезмерной красивостью, отсутствием понятного направления, куда же оно идет. И все это время незаметно залезает под кожу, чтобы в финале разбить тебе сердце. Во второй раз — и уже окончательно.