Drags, drugs & queens
Разбитная дрэг-квин Руби Рэд накопила достаточно денег, чтобы открыть ночной клуб в Нью-Йорке. Но сколь бы ты ни был сам ушлым, всегда найдется кто-то хитрее, подлее и проворнее. В итоге, оставшись без денег, без перспектив и без особой надежды на лучшее существование, Руби Рэд отправляется в гастроли по американским клубам, не брезгуя и самыми нетолерантными захолустьями в Техасе. Однажды к «королеве» Руби пристанет несовершеннолетний воришка ЭйДжэй, после чего жизненный опыт обоих начнет обогащаться совсем уж неожиданно.
Перефразируя слова культовой песни российской рок-группы девяностых «Маша и медведи», «кто не знает РуПола, РуПола знают все». И это не звучит жестокой издевкой, учитывая, что к всемирной известности шел урожденный Ру Пол Андре Чарльз долго и не без трудностей. В свою очередь шоураннер знаменитейшего «Секса в большом городе» Майкл Патрик Кинг решил окончательно зайти на территорию кэмпа, где уже энное количество лет властвует Райан Мерфи. Мерфи, впрочем, своей навязчивой вездесущестью и вездесущей назидательностью начинает откровенно надоедать, при этом альтернативы его квир-шапито нет. «ЭйДжей и королева» от Майкла Патрика Кинга и РуПола выглядит, наконец, как внятная альтернатива гегемонии Райана Мерфи, хотя едва ли можно ручаться, что это самоироничное, не боящееся быть совершенно безвкусным шоу попадет в списки лучших. Все-таки это не грязная в своем гротеске «Поза», которая звучит как манифест и выглядит как манифест, не всегда, впрочем, понимая, каким не должен быть манифест, дабы не стать самопародией.
«ЭйДжей и королева» изначально осознает все свои кинематографические корни, которые являются глубокими и в то же самое время узнаваемыми, и не только лишь для знатоков квир-кинематографа. С одной стороны, сериал использует донельзя изъезженный, причем буквально, жанр роуд-муви, в котором споткнуться о многочисленные клише проще простого. Были ведь и «Присцилла, королева пустыни», и «Вонг Фу, с благодарностью за все! Джули Ньюмар», к которым «ЭйДжей и королева» прирастает на уровне даже не столько идей, сколь отдельных сюжетных поворотов. При этом изнуряющая глянцевая эстетика сериала вкупе с присутствием в кадре карикатурного изображения определенных представителей квир-сообщества в немалой степени перекликается с такими работами Джона Уотерса, как «Женские проблемы» и «Полиэстер». Ни Майкл Патрик Кинг, ни тем более РуПол не стремятся в «ЭйДжей и королеве» к тому, чтобы все негетеронормативные персонажи сериала были исключительно позитивными. Шоу удается — а это та еще редкость сейчас — выдерживать баланс между социальной сатирой и социальной трагикомедией, не превращаясь по итогу ни в агитационный плакат, ни в эталонный треш (хотя часто это одно и то же).
Задолго до финальной серии первого и, к сожалению, последнего сезона шоу зрителю как на ладони становится ясно, какие внутренние трансформации претерпел герой РуПола. Первые серии шоу, впрочем, напоминают гротескные перепевы как прямо упомянутой в нем «Маленькой мисс Счастье», так и «ТрансАмерики». Перегибов с бытовухой в кадре, однако, не наблюдается. Вообще, при просмотре шоу возникает явственное ощущение, что РуПолу было в первую очередь важно передохнуть и по мере возможности отрефлексировать «Королевские гонки РуПола». Оттого так много в сериале выпускниц шоу, которые большей частью играют самих себя, репрезентируя собственный опыт в разных жизненных обстоятельствах. Оттого так местами ядовиты интонации шоураннеров в отношении индустрии дрэга, с которой РуПол знаком не понаслышке. Оттого «ЭйДжей и королева», противопоставляя себя пафосной «Позе» Райана Мерфи, не занимается ни морализаторством, ни мифотворчеством. Мифы — это явно не по адресу РуПола.