18+

Неортодоксальная
(1 сезон)

Unorthodox
Дата выхода
26 марта 2020 года
Страна
США
Жанр
драма
Режиссёр
Мария Шредер
Телеканал/Видеосервис
Netflix
Серий
4
Продолжительность
53 мин
5
В ролях
Шира Хаас
Эстер
Амит Рахав
Яков/Янки
Джефф Вильбуш
Мойше
Алекс Рид
Лия
Аарон Альтарас
Роберт
1
Рейтинг
6 /10Рейтинг кинокритиков
10 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Список кинокритиков
Галерея
1
О сериале
Новый радикальный и важный проект на Netflix
Читать
Цитаты
Все цитаты
Описание
Новый радикальный и важный проект на Netflix

В апреле 2016 года номер журнала The New Yorker вышел с изображением хипстера и хасида на обложке. Иллюстрация двух пассажиров в нью-йоркском метро как бы намекала на внешнее сходство жителей района Вильямсбург: бородатые и сутулые, они погружены в свои мысли, хипстер в наушниках, в руках держит айфон, из-под шляпы хасида свисают пейсы, вместо айфона — портфель. За прошлое десятилетие хипстеров мы изучили хорошо, к хасидам вопросов больше: зачем они носят штраймлы, а не жарко ли в черном пальто летом, почему не пользуются смартфонами, что с прическами у женщин, иногда в семьях по двенадцать детей — зачем столько?


Показать «благочестивое» («хасид» в переводе с иврита означает «благочестивый») течение иудаизма изнутри удалось Деборе Фельдман. В 2012 году она выпустила автобиографию о побеге из сатмарской общины Нью-Йорка. На основе книги Netflix выпустили мини-сериал «Неортодоксальная». И если вас отпугивает сериал об устройстве ультраортодоксальной коммуны, то он, конечно, не только об этом. Успех таких проектов обусловлен как раскрытием локальной проблематики (жизнь религиозной общины в мультикультурном Нью-Йорке) и возможностью заглянуть туда, куда у нас нет доступа, так и прохождением сложного пути вместе с героиней, пока она ищет личную свободу в отрыве от принадлежности к группе. 


Первый важный шаг на этом пути нам показан уже в самом начале сериала. Миниатюрная Эстер сбегает из дома в шаббат. Такое временное совпадение символично. Шаббат — момент наивысшего слияния с Богом, когда человек полностью теряет власть над ходом жизни. Эстер, напротив, берет инициативу в свои руки, словно впервые отождествляя себя с одним из главных национальных понятий американцев: self-reliance (полагайся на себя). Из США, страны, известной ей по маленькому клочку земли в Бруклине, она уезжает. С собой девятнадцатилетняя девушка берет классический набор тех, кто бежит от сложных жизненных обстоятельств: паспорт, деньги, комплект одежды лишь тот, в котором вышла из дома. Через монтажную склейку Эстер оказывается в свободолюбивом Берлине, где многое напоминает о предках: памятники жертвам холокоста, еврейские кладбища. Но вместо жизни прошлым, как ее учили в общине, она начинает прощупывать свое новое настоящее: случайное знакомство со студентами консерватории, среди которых — однополая пара, сэндвич с беконом на завтрак, первые джинсы скинни и поход в ночной клуб. 

Когда я поговорил со сценаристами сериала, они отметили важность достоверности деталей и репрезентации традиций. Они полностью доверились моему личному опыту жизни в общине, чтобы все получилось максимально правдиво.

Актер Эли Розен


Выходы Эстер за рамки привычного переплетаются с флешбэками. Воспоминания героини болезненно погружают нас в историю вынужденного заточения, духовного и физического. Вместо эмоционального постижения Бога и ежедневного восторга от связи с ним, которую проповедуют хасиды, Эстер почти тайно ходила на занятия фортепьяно к соседке, а в перерывах краснела за пьющего отца, спорила с матерью, которая покинула общину и оставила дочь на воспитание бабушке. Та тайком слушала с внучкой Шуберта, но параллельно следовала религиозному долгу: выдать девочку замуж и ждать правнуков, большое потомство — вклад каждого иудея в восполнение потерь, пережитых в первой половине XX века. Музыку Эстер полюбила, а с участью матери и покорной жены смириться так и не смогла. Да и как смириться, если будущая свекровь оценивающе смотрит на потенциальную невестку в супермаркете, а мужа до свадьбы Эстер видит всего пару раз. Для семейной жизни от громкости голоса до поведения в постели действует единый принцип: мужчина дает, женщина берет. Правда, отдать женщине придется многое: волосы (замужним ортодоксальным иудейкам сбривают волосы и выдают шейтель — специальный парик), интересы (увлечения жены чем-либо, кроме семьи и дома, запрещены) и собственное тело. Удовольствие, исследование телесности, мастурбация — слова не только запрещенные, но и несуществующие как для девушек, так и для молодых людей. Урок полового воспитания проводится для галочки накануне свадьбы на уровне рассказа о пестике и тычинке, а после свадьбы начинается боль, унижение и постоянный надзор старших родственников, считающих минуты до зачатия. Муж Эстер Янки, кажется, даже запомнил слова девушки о том, что она не такая, как все, но он слишком зависит от мнения матери, а это не скрашивало еще ни одни отношения. Назойливая женщина пользуется своим положением и напоминает, что все нужно делать гладко, иначе сын потеряет уверенность в себе. Но про важность прелюдии сыну рассказать не то чтобы забыли — не принято.  


Показ событий глазами жертвы — скользкая дорожка, где субъективное восприятие нередко превалирует над реальностью и скрывает важные детали. Отказ от повествования от первого лица здесь особенно важен, в противном случае расстановка отношений в религиозной общине превратится в искаженное восприятие одного травмированного человека. Для этого авторы разбавляют флешбэки и жизнь Эстер в Берлине параллельными событиями в ее семье. Пока героиня изучает новый мир и свое место в нем, ее семья отчаянно пытается вернуть девушку домой. При этом непонятно, что для них важнее: сохранение человека в общине или информация о беременности сбежавшей. Скорее и то и другое, ведь даже согрешивший еврей остается евреем, а воссоединение семьи любыми способами — долг каждого хасида. Хасиды не знают об эмансипации, гендерном равенстве и самоидентификации. А те, кто попробовал узнать, как правило, возвращаются. Например, Мойше, кузен супруга Эстер. Мойше сбегал в Берлин, но быстро проигрался в казино и вернулся домой за привычным комфортом. Но от смартфона, сигарет и злого умысла он так и не избавился, да и зачем, мужчинам  дозволено больше, чем женщинам. С Мойше Янки отправится в Берлин на поиски жены, и, пока первый будет проигрывать деньги, ее супруг впервые задумывается о том, как доставить женщине удовольствие.

Люди любят "Голодные игры" и "Очень странные дела" за их специфичность. Этот вымышленный мир быстро подкупает. Наш сериал о реальном мире, посмотрев на который, можно лучше понять, что происходит вокруг тебя.

Актриса Мелисса Вайз


Главное достоинство сериала не в соблюдении деталей хасидских традиций и правильном произношении идиша. Хотя создатели подошли к этим вопросам серьезно, среди консультантов — автор книги Дебора Фельдман, а также покинувшие сатмарскую общину актеры Мелисса Вайз и Эли Розен, оба сыграли в сериале эпизодические роли. И интрига здесь не так чтобы сильно закручена. Мелодраматический сюжет подсказывает: Эстер будет сложно, но она выстоит — накрасит губы помадой, влюбится, пойдет на прослушивание в консерваторию. Важнее и интереснее всего наблюдать за трансформацией героев, которая проявляется словно вскользь: вопросы Эстер о существовании Бога, сомнения Янки в том, правильно ли его воспитала семья, наконец сомнения семьи девушки: а что мы сделали, чтобы защитить ее? Важность преодоления таких барьеров — то, к чему пришли многие из основных персонажей.  


К чему приходит зритель? К повторению пройденного на новом материале: у каждого есть право на счастье, познание собственного тела, удовольствие, выбор жизненной траектории. Но в глаза так и бросается шаблонность и намеренное противопоставление светского и религиозного: хорошие и свободные от религиозных догматов жители Берлина и жестокие, узколобые евреи Нью-Йорка. Последние и без того стали поводом для постоянных шуток. Сериал словно пытается отойти от четкого разделения на черное и белое, но прямолинейное изображение жизни сатмарских хасидов, пусть и проработанное в деталях, вызывает то усмешку, то ненависть, грань между которыми весьма тонкая.


Повлияет ли «Неортодоксальная» на религиозную группу в Вильямсбурге? Очевидно, что нет. И дело даже не в том, что Netflix для них не существует. Неприятие ассимиляции — один из важнейших принципов ультраортодоксальных иудеев.


Сериал вышел в дни пика коронавируса в Нью-Йорке. В отличие от всех остальных жителей города хасиды в это сложное время продолжают следовать привычному распорядку дня. Самоизоляция для них понятие двойственное: изолироваться от новостных сводок и рекомендаций губернатора — обязательно, от общины и семейных застолий — ни при каких обстоятельствах, ведь Бог спасет тех, кто беспрекословно следует правилам. И пока они свободно гуляют по пустынным улицам Нью-Йорка, у нас точно найдется без малого четыре часа, чтобы посмотреть на маленькую историю о сложном поиске себя и обретении собственного голоса. 

Сериал основан на книге Деборы Фельдман «Неортодоксальность: Скандальный отказ от моих хасидских корней», ставшей бестселлером в США (книга была в недельных топах в The New York Times в 2012, 2016, 2018 годах и после выхода сериала снова оказалась в списках самых продающихся). В автобиографии автор рассказывает о выходе из хасидской общины и сложном преодолении детских травм.



После того, как Дебора Фельдман в 2006 году выпустила свои мемуары, на нее обрушились угрозы и обвинения в клевете от родственников и представителей общины. Писательница была вынуждена переехать вместе с сыном в Берлин, где остается до сих пор. В 2014 году у книги «Неортодоксальность: Скандальный отказ от моих хасидских корней» вышло продолжение, рассказывающее о том, как Дебора Фельдман привыкала к жизни в Европе.

В реальной жизни отец Деборы Фельдман страдал не от алкоголизма, а от психического расстройства. Мать тоже сбежала из семьи, но не в Берлин, а просто в другую часть Бруклина. 

Продюсер и шоураннер сериала Анна Вингер и Дебора Фельдман познакомились благодаря своим детям, которые ходят в одну школу. Женщины сдружились. В итоге Вингер решила экранизировать книгу Фельбман. Режиссером выступила Мария Шредер, с которой Анна уже работала над сериалами «Германия ’83» и «Германия ’86».
«Неортодоксальная» — первый сериал Netflix, где одним из основных языков стал идиш. Он по звучанию похож на немецкий и относится к языкам германской группы (а не семитской, как иврит).

Unorthodox | Official Trailer | Netflix
Шира Хаас
Эстер
Амит Рахав
Яков/Янки
Джефф Вильбуш
Мойше
Алекс Рид
Лия
Аарон Альтарас
Роберт
Антон Фомочкин
Ксения Ильина
Анна Стрельчук
Зинаида Пронченко
Дмитрий Барченков
Алексей Филиппов
Алиса Таежная
Анастасия Гладильщикова
Анна Сотникова
Наталья Серебрякова
Евгений Ткачев
Всеволод Коршунов
Юлия Шагельман
Наиля Гольман
Максим Заговора
Татьяна Алешичева
Вера Аленушкина
Егор Москвитин
Meduza, Esquire
Ведьмы
Субура
(3 сезон)
Некст
(1 сезон)
Ради всего человечества
(2 сезон)
Метод
(2 сезон) Читать
Настя, соберись!
(1 сезон) Читать
Псих
(1 сезон) Читать
257 причин, чтобы жить
(2 сезон) Читать
Читайте также
Новости — 14:36, 9 октября
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo Читать
Образ жизни — 13:07, 22 октября
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов Читать
Новости — 18:56, 22 октября
Тикток Вали Карнавал заблокировали. Но ненадолго Читать
Новости — 18:17, 22 октября
Кракен на набережной «Зарядья». Это арт-объект Михаила Цатуряна Читать
Новости — 17:46, 22 октября
Кирилл Серебренников завел телеграм-канал. Там он рассуждает о творчестве Эль Греко и оценивает клип Билли Айлиш Читать
Хочу ещё