Развернуть Свернуть
Рецензии, Кино — 6 ноября 2020, 20:39

Неотвратимая любовь к фатуму: рецензия на фильм «Женщина, которая убежала»

На экраны вышел фильм южнокорейского режиссера Хон Сан Су «Женщина, которая убежала», получивший приз за лучшую режиссуру на юбилейном Берлинале-2020.

Кинематограф Хон Сан Су — меланхоличное коловращение существования, поток встреч и расставаний, возникновения и уничтожения, молчания и разговоров. Последние выдержаны у него достаточно единообразно: из фильма в фильм перетекают застольные сцены, снятые фронтально, в профиль, без привычных массовому зрителю восьмерок и умеренно статичным кадром. В моменты же, когда герои глубоко погружены в себя или смущены, выбиты из этого потока бытия, когда необходимо войти в их мысли — режиссер использует резкое приближение камеры, как бы разрушающее привычную отстраняющую дистанцию между зрителем и актером. Обычно разговорные сцены дополнены клубами дыма и литрами выпитого кофе, чая или алкоголя. В фильме же «Женщина, которая убежала» герои с аппетитом поедают очищенные яблоки и в одной из сцен — мясо, параллельно обсуждая жалость к животным, красивые глаза коров и смысл (или бессмысленность) вегетарианства. При всей неоднозначности позиции героев и режиссера по «зеленому» вопросу, животные у Хон Сан Су — равноправные с людьми персонажи. Одна из самых запоминающихся сцен фильма — эпизод с котом, самодовольно и меланхолично смотрящим в камеру после небольшой перепалки жителей с соседями-аллергиками на тему того, кто важнее: бродячие животные или другие люди. Стоит ли говорить, в чью пользу закончился этот спор.

Архитектоника работ Хон Сан Су одновременно очень проста и максимально фактурна: сюжет «Женщины, которая убежала» укладывается в одно предложение. Однако материал до крайности вариативен, многогранен, складчат и рифлен, то есть, как и сама жизнь, неоднороден. Молодая женщина в исполнении излюбленной режиссером актрисы Ким Мин Хи в отсутствии мужа решает навестить нескольких подруг из прошлого. 

#INSERT_ARTICLE#

С каждой из них она говорит о повседневных и экзистенциальных вопросах с одинаковой степенью непосредственности, последовательно и неизменно повторяя лишь одну, словно заученную, фразу о том, что любящие люди всегда должны быть вместе. И чем чаще ее повторяет, тем бессмысленнее эта аффирмация становится. Наконец, когда вторая из подруг спрашивает героиню напрямую, любит ли она своего мужа, с которым провела пять лет, не расставаясь, та внезапно отвечает, что даже не знает — это ведь никак невозможно доказать. 

Первая встреча — в каком-то смысле антипод (а может быть, и объект желания) героини, ее собственного существования. 

Ее подруга развелась с мужем и теперь ведет вольный быт с самоироничной и очаровательной приятельницей в доме, который купила на полученные после развода деньги. Вместе они заботятся о тех самых дворовых котах как о родных детях, считая это своим долгом, и резво дают отпор эгоистичным соседям. 

Вторая подруга — преподаватель пилатеса, нашедшая свое место в мире в апартаментах с видом на знаменитую гору, которую часто показывают в кино. Докучливый поэт стучится в дверь, а она мечтает об архитекторе, живущем этажом выше. 

#INSERT_ARTICLE#

Встреча с третьей знакомой окутана неясностью, но и спокойствием оставленного далеко позади прошлого. Судя по всему, молодой человек героини ушел от нее к этой самой подруге. Последняя, похоже, искренне сожалеет о произошедшем, но героиня уверяет ее, что это напрасно — она едва ли помнит те события и предпочитает находиться в настоящем моменте, не теряя себя в бесконечных сожалениях и размышлениях о прошлом. Третью подругу героиня встречает совершенно случайно в кинотеатре. В кинотеатре же и заканчивается ее путешествие. Камера проникает в экран, оказываясь на берегу моря. Волны замирают в вечном повторении того же самого. Неотвратимость роковой цикличности приливов и отливов — словно неотвратимость потока жизни — именно его в своей целостности показывает режиссер, снова и снова воспроизводя похожие (но разные) встречи, диалоги и ситуации в своих работах. Все вечно возвращается, чтобы преобразиться и предстать как абсолютно иное; желать изменить что-то, впадать в самобичевание и надежды —  все равно что, отрицая жизнь, растворяться в ничто, а потому— стоит только жить и наслаждаться. Как говорит один из персонажей, встречающихся на пути героини: «Чтобы бросить курить, надо сначала умереть».

Сам режиссер в своих фильмах и интервью неоднократно поднимал вопрос о тонкой грани между иллюзией и реальностью. «Что есть реальность?» — вопрошает героиня Ким Мин Хи в «Следующем дне». И действительно, строго говоря, ничто не противоречит тому, что все есть некая кажимость. Но почему-то принято считать, что иллюзия — ложь, обман, заблуждение, то есть все, что со знаком «минус», — противостоит рациональному реалистическому существованию. Однако этот мнимый мир может предстать и правдой, если не отвергать иллюзию, но положиться на нее. Может случиться, что эта позиция намного честнее, чем так называемая общепринятая «истина». «Женщина, которая убежала» своим ускользанием из-под жестких структур, своей синхронизацией с настоящим моментом и решительным отвержением любой борьбы с жизнью вскрывает иллюзорность наших «здравомыслящих» представлений о мире и просто учит нас жить.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 18:30, 15 сентября 2025
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Тесты — 26 мая, 14:12
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Новости, Новости — 11 сентября, 18:30
На Netflix выйдет документалка о Виктории Бекхэм
Новости, Кино — 11 сентября, 18:15
Объявлено жюри кинофестиваля «Маяк». В него вошли Евгения Громова и Наталья Кудряшова.
Новости, Новости — 11 сентября, 18:00
Новое граффити Бэнкси на здании Королевского суда закрасили
Новости, Новости — 11 сентября, 17:00
Керуак и де Бовуар: созданы духи по мотивам книг
Новости, Новости — 11 сентября, 16:10
Мэтт Дэймон и Бен Аффлек в тизере триллера «Лакомый кусок»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 сентября, 14:50
О Джорджио Армани снимут биографический фильм
Музыка — 10 сентября, 20:01
Магия кухонной раковины и укулеле скримо. Библия группы Twenty One Pilots
Новости, Новости — 10 сентября, 19:30
Новые цвета, ультратонкий корпус Air и синхронный перевод в наушниках: что показали на презентации Apple
Новости, Новости — 10 сентября, 19:25
У Mamma Mia! будет третья часть. Это подтвердила Аманда Сайфред
Новости, Новости — 10 сентября, 18:10
Гильермо дель Торо снимет фильм «Ярость» с Оскаром Айзеком
Новости, Новости — 10 сентября, 17:05
Стартовали съемки сериала «Игра на вылет» с Данилой Козловским
Новости, Новости — 10 сентября, 16:00
В разработке мультсериал о Шерлоке Холмсе
Новости, Новости — 10 сентября, 13:40
Отсылки к культовому фильму в клипе THE DAWLESS и Кассета на трек «Ненависть»
Новости, Новости — 10 сентября, 12:50
Страницы друзей и лента оценок: «Кинопоиск» обновил профили пользователей
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы