Рецензии, Кино — 6 ноября 2020, 20:39

Неотвратимая любовь к фатуму: рецензия на фильм «Женщина, которая убежала»

На экраны вышел фильм южнокорейского режиссера Хон Сан Су «Женщина, которая убежала», получивший приз за лучшую режиссуру на юбилейном Берлинале-2020.

Кинематограф Хон Сан Су — меланхоличное коловращение существования, поток встреч и расставаний, возникновения и уничтожения, молчания и разговоров. Последние выдержаны у него достаточно единообразно: из фильма в фильм перетекают застольные сцены, снятые фронтально, в профиль, без привычных массовому зрителю восьмерок и умеренно статичным кадром. В моменты же, когда герои глубоко погружены в себя или смущены, выбиты из этого потока бытия, когда необходимо войти в их мысли — режиссер использует резкое приближение камеры, как бы разрушающее привычную отстраняющую дистанцию между зрителем и актером. Обычно разговорные сцены дополнены клубами дыма и литрами выпитого кофе, чая или алкоголя. В фильме же «Женщина, которая убежала» герои с аппетитом поедают очищенные яблоки и в одной из сцен — мясо, параллельно обсуждая жалость к животным, красивые глаза коров и смысл (или бессмысленность) вегетарианства. При всей неоднозначности позиции героев и режиссера по «зеленому» вопросу, животные у Хон Сан Су — равноправные с людьми персонажи. Одна из самых запоминающихся сцен фильма — эпизод с котом, самодовольно и меланхолично смотрящим в камеру после небольшой перепалки жителей с соседями-аллергиками на тему того, кто важнее: бродячие животные или другие люди. Стоит ли говорить, в чью пользу закончился этот спор.

Архитектоника работ Хон Сан Су одновременно очень проста и максимально фактурна: сюжет «Женщины, которая убежала» укладывается в одно предложение. Однако материал до крайности вариативен, многогранен, складчат и рифлен, то есть, как и сама жизнь, неоднороден. Молодая женщина в исполнении излюбленной режиссером актрисы Ким Мин Хи в отсутствии мужа решает навестить нескольких подруг из прошлого. 

#INSERT_ARTICLE#

С каждой из них она говорит о повседневных и экзистенциальных вопросах с одинаковой степенью непосредственности, последовательно и неизменно повторяя лишь одну, словно заученную, фразу о том, что любящие люди всегда должны быть вместе. И чем чаще ее повторяет, тем бессмысленнее эта аффирмация становится. Наконец, когда вторая из подруг спрашивает героиню напрямую, любит ли она своего мужа, с которым провела пять лет, не расставаясь, та внезапно отвечает, что даже не знает — это ведь никак невозможно доказать. 

Первая встреча — в каком-то смысле антипод (а может быть, и объект желания) героини, ее собственного существования. 

Ее подруга развелась с мужем и теперь ведет вольный быт с самоироничной и очаровательной приятельницей в доме, который купила на полученные после развода деньги. Вместе они заботятся о тех самых дворовых котах как о родных детях, считая это своим долгом, и резво дают отпор эгоистичным соседям. 

Вторая подруга — преподаватель пилатеса, нашедшая свое место в мире в апартаментах с видом на знаменитую гору, которую часто показывают в кино. Докучливый поэт стучится в дверь, а она мечтает об архитекторе, живущем этажом выше. 

#INSERT_ARTICLE#

Встреча с третьей знакомой окутана неясностью, но и спокойствием оставленного далеко позади прошлого. Судя по всему, молодой человек героини ушел от нее к этой самой подруге. Последняя, похоже, искренне сожалеет о произошедшем, но героиня уверяет ее, что это напрасно — она едва ли помнит те события и предпочитает находиться в настоящем моменте, не теряя себя в бесконечных сожалениях и размышлениях о прошлом. Третью подругу героиня встречает совершенно случайно в кинотеатре. В кинотеатре же и заканчивается ее путешествие. Камера проникает в экран, оказываясь на берегу моря. Волны замирают в вечном повторении того же самого. Неотвратимость роковой цикличности приливов и отливов — словно неотвратимость потока жизни — именно его в своей целостности показывает режиссер, снова и снова воспроизводя похожие (но разные) встречи, диалоги и ситуации в своих работах. Все вечно возвращается, чтобы преобразиться и предстать как абсолютно иное; желать изменить что-то, впадать в самобичевание и надежды —  все равно что, отрицая жизнь, растворяться в ничто, а потому— стоит только жить и наслаждаться. Как говорит один из персонажей, встречающихся на пути героини: «Чтобы бросить курить, надо сначала умереть».

Сам режиссер в своих фильмах и интервью неоднократно поднимал вопрос о тонкой грани между иллюзией и реальностью. «Что есть реальность?» — вопрошает героиня Ким Мин Хи в «Следующем дне». И действительно, строго говоря, ничто не противоречит тому, что все есть некая кажимость. Но почему-то принято считать, что иллюзия — ложь, обман, заблуждение, то есть все, что со знаком «минус», — противостоит рациональному реалистическому существованию. Однако этот мнимый мир может предстать и правдой, если не отвергать иллюзию, но положиться на нее. Может случиться, что эта позиция намного честнее, чем так называемая общепринятая «истина». «Женщина, которая убежала» своим ускользанием из-под жестких структур, своей синхронизацией с настоящим моментом и решительным отвержением любой борьбы с жизнью вскрывает иллюзорность наших «здравомыслящих» представлений о мире и просто учит нас жить.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Новости — 15:30, 20 декабря 2025
Кадры решают. «Метод исключения», «Прилипала» и еще три фильма о кровожадных карьеристах
Новости, Новости — 20 декабря, 15:30
Tyler, The Creator выпустил коллекцию по фильму «Марти Великолепный»
Новости, Новости — 20 декабря, 13:00
Известно предварительное расписание показов London Fashion Week
Новости, Новости — 19 декабря, 17:30
Принц Гарри и Меган Маркл спродюсируют адаптацию романа «Свадебное свидание»
Кино — 19 декабря, 16:56
То тут, то там. Пять проектов PREMIER, где важную роль играет география
Новости, Новости — 19 декабря, 16:20
Вышел трейлер сериала Гая Ричи «Молодой Шерлок»
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Новости, Новости — 19 декабря, 15:10
«внимание брусника!» и «Бюро» выпустили совместный трек «Научи меня быть»
Новости, Новости — 19 декабря, 14:05
Netflix продлил сериал «Икусагами: Последний самурай» на второй сезон
Новости, Новости — 19 декабря, 13:02
Riot Games подтвердили планы по глобальному обновлению League of Legends
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 19 декабря, 11:00
Air Force 1 на колесиках: Nike представил новые премиальные чемоданы
Кино — 18 декабря, 19:50
Критическая удача: как фанаты D&D покоряют мир анимации
Новости, Новости — 18 декабря, 18:00
Blackpink и Tamagotchi выпустят совместные игрушки
Новости, Новости — 18 декабря, 16:48
Сюжет следующей части Silent Hill может развернуться в Латинской Америке
Новости, Новости — 18 декабря, 15:25
YouTube будет транслировать церемонию вручения «Оскара»
Новости, Новости — 18 декабря, 14:10
В Великобритании появится парк развлечений Universal Studios
Новости, Новости — 18 декабря, 13:15
G-Dragon, Дженни и LE SSERAFIM: Dazed назвали лучшие кей-поп-треки 2025 года
Новости, Новости — 18 декабря, 10:00
В «VK Видео» вышел первый сериал о комиксах в России «БДЫЩ!»
Новости, Новости — 17 декабря, 17:50
HBO показал трейлер второго сезона сериала «Больница Питт»
Новости, Новости — 17 декабря, 16:40
Объявлены шорт-листы премии «Оскар» в 12 категориях
Новости, Новости — 17 декабря, 15:31
Финн Вулфхард снял клип на песню Джорджа Харрисона Give Me Love
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 17 декабря, 13:50
Вышел трейлер фильма «Отель "У погибшего альпиниста"» по Стругацким
Новости, Новости — 17 декабря, 12:30
«Вкусно — и точка» выпустит боксы с Ам Нямом
Новости, Новости — 17 декабря, 11:25
В сети появилась короткометражка Бориса Хлебникова «Кролик. Репутация»
Новости, Новости — 17 декабря, 10:05
Рик Оуэнс прекращает использовать натуральный мех в коллекциях
Новости, Новости — 16 декабря, 18:00
В Китае могут провести масштабный кей-поп-концерт
Новости, Новости — 16 декабря, 17:05
Disney разрабатывает фильм о Гастоне из «Красавицы и чудовища»
Новости, Новости — 16 декабря, 16:00
Xiaomi встроит криптокошелек на смартфоны
Новости, Новости — 16 декабря, 14:45
Новое место в Москве: Nothing Fancy в Хамовниках
Новости, Новости — 16 декабря, 13:56
Джонатан Андерсон стал ньюсмейкером года по мнению издания WWD
Эмили в Париже
(5 сезон)
Прощай, Джун
Человек против малыша
(2 сезон)
Покинутые
(1 сезон)
7.2
Добро пожаловать в Дерри
(1 сезон)
7.1
Очень странные дела
(5 сезон)