Обзоры, Кино — 18 октября 2020, 01:35

Сериалы недели: «История хоррора с Элаем Ротом», «Территория», «Призраки усадьбы Блай», «Беспринципные», «Руммейт»

Кинокритик Антон Фомочкин традиционно обратил внимание на сериалы, вышедшие на этой неделе, и рассказывает, стоит их смотреть или лучше не надо.

«История хоррора с Элаем Ротом» (History of Horror, 2 сезон) 

Второй сезон документального сериала, посвященного фильмам ужасов всех времен и народов (Бергмана или Фульчи, конечно, упоминают, но преимущество все равно отдано американской традиции), гармонично соседствует на телеканале AMC с многочисленными спин-оффами «Ходячих мертвецов». Главный сатирик социального хоррора Элай Рот тактично, не перетягивая одеяло на себя, задает вопросы кумирам старшего поколения и коллегам-современникам. Что волнует в жанре? Как это работает? Почему нам так хочется пугать других и бояться самим? К примеру, новый эпизод посвящен образу «жилища». Патетическое вступление в стиле «Сумеречной зоны»: «Дом может стать смертельным лабиринтом, не так ли?» Стилизация, оммаж, в этом нет ничего зазорного. С экрана не раз звучат слова о том, что хорроры последних тридцати лет — это повторение пройденного, копии копий, но таланта авторов это нисколько не умаляет. Рот старается не заслонять гостей, появляясь от силы раз или два за серию. Лишить себя удовольствия задать в кадре вопрос Стивену Кингу кинематографист, например, не может. 


Те, кто постарше, травят байки и стараются объяснить, «как это сделано». Джеймс Бролин с ностальгией вспоминает, как работал над ролью в «Ужасе Амитивилля». Специалист по пластическому гриму, трудившийся на «Мизери», в деталях рассказывает, как из желатина можно сделать искусственные ноги и почему сцена, где эти конечности уродуют молотком, выглядит столь эффектно при минимуме крупных физиологических планов. Те, кто помоложе, вроде Скотта Дерриксона («Синистер») или Роба Зомби («Дом 1000 трупов») в меньшей степени, чем более опытные товарищи, увлечены методами монтажа, косноязычно стараются донести, из чего их картины состоят и какое воздействие должны оказывать на аудиторию. Рот выстраивает контекстуальную цепочку в развитии темы выпуска: «Старый дом» (1932), «Психо» (1960), «Призрак дома на холме» (1963), «Седьмые врата ада» (1981). Лаконично объясняет интерес к образу «жилища» вуайеристским запросом зрителя — в идеалистических, безопасных семейных гнездах самые кровавые и жестокие драмы. Не обходится и без иронии: «фасад того места, где жил серийный убийца, со стороны, наверное, выглядит вполне безобидным». Да, в «Истории хоррора» много описательности, но об этом жанре, как и о кино в целом, на телевидении мало кто когда-либо рассказывал бы столь упоительно.

Где посмотреть: AMC


«Территория»

Егор (Глеб Калюжный) трясется в дряхлом автобусе, плетущемся по проселочной дороге. Раз за разом он прослушивает голосовое сообщение: «Привет, ты где? Перезвони. У нас все в порядке, задержимся на пару дней в Кудымкаре, какая-то ерунда творится с этим могильником». Юношу сопровождает его дядя Николай (Андрей Мерзликин) — патологоанатом, чья специализация еще не раз пригодится в этом путешествии. Цель поездки — разузнать, куда пропали родители Егора, исследователи, столкнувшиеся с вышеназванной «ерундой». «Каменное-каменное дно», — разносятся строки песни группы «Агата Кристи» по салону автобуса, словно намекая: ничего хорошего не жди. 


В «Территории» понятия «леший водит», «заговорили», «прокляли» способны оправдать любую несуразную ситуацию, в которой оказываются герои. Здесь, в густых лесах, ходят кругами, то и дело натыкаясь на самодельные капища. Все вокруг только и твердят про колдовство, предостерегают от встречи с икоткой и советуют бросить поиски — авось, пропавшие сами как-то и найдутся. Не иначе как знаки судьбы или потусторонние силы то и дело намекают Егору развернуться и уехать, но тот с завидным упорством идет напролом, через ветви деревьев, полубезумных ведьм, разъяренные толпы. Следователь (Алексей Розин) что-то недоговаривает, местные жители суеверны и в преимуществе обезображены многолетними инцестуальными связями своих предков. Фактура богатая, пусть «обрядовая» мифология «Территории» уже к третьему эпизоду становится однообразной. В компанию к Егору и Николаю набиваются студентки, исследующие деревенский фольклор: вместе веселее, поодиночке опасно и страшно. 

«Территория» выходит вслед за «Игрой на выживание». Предыдущий хит ТНТ отбрасывал причинно-следственные связи как жанровые атавизмы и, не оглядываясь, под руку вел зрителя от одного квеста к другому. В этот раз не задумываться получается едва ли: герои вязнут в бытовых неурядицах деревенской жизни, рефлексируют и стараются придать смысла каждой встрече с потусторонним. Формула, впрочем, осталась прежней: новый эпизод — новый аттракцион. То жертвоприношение, то ночевка в логове ведуньи. Временами увлекательно, почти все артисты на своих местах (кроме Калюжного, который от проекта к проекту неизменно существует примерно в одном состоянии). От анекдота про водителя, перепутавшего псориаз и наговор, до инфернального самосожжения в кадре — «Территория» балансирует между невольно комическим и страшной историей, рассказанной у костра. Netflix, может, и не заметит, но локальный культ обеспечен среди тех, естественно, кого не утомит путешествие по кочкам да капищам. 

Где посмотреть: ТНТ


«Призраки усадьбы Блай» (The Haunting of Bly Manor)

Услышав на предсвадебном ужине торжественный тост, обращенный к молодоженам («велика вероятность, что кто-то из вас увидит, как умирает другой»), один из гостей вечера (Карла Гуджино) мрачнеет на глазах. Вечером, когда публика чинно рассаживается у камина, женщина решает рассказать историю «про призраков». Невыпитого вина у собравшихся достаточно, вечер перестает быть томным, возражений не слышно. В 1987 году молодая американка Дэни (Виктория Педретти) переезжает в Великобританию, где устраивается гувернанткой в далекое от суетливых городов поместье. Казалось бы, работа мечты — воспитывать детей, брата и сестру, по-своему трогательных, совсем недавно потерявших родителей. Вокруг природа, тишь да гладь, уют, прекрасные люди (гувернантка и повар), много мудрости и пространства для маневра «подумать о жизни». Но по традиции в доме не все так спокойно, то и дело возникают фантомы, ночью на полу остаются следы какого-то чужака, а дети что-то скрывают. 


Выйдет ли режиссер Флэнеган из зоны комфорта? Снимет ли историю о призраках, обойдясь в кадре без зеркал и «астральных сущностей», то и дело в них мелькающих? Видимо, не в этой жизни. При первом появлении Дэни стоит девушке оказаться в отражении стекол проезжающего мимо автобуса, позади «мерещится» юноша со взором горящим — в прямом смысле, с двумя фонарями вместо глаз. Et cetera, et cetera. Netflix рассчитывает сделать из «Призраков» антологию, — на каждый новый сезон приходится оригинальная история, не связанная с прошлым. Косвенный связующий мостик между «Призраком дома на холме» и «Призраками усадьбы Блай» — актриса Гуджино, которую Флэнеган просто очень любит. В прошлый раз в основе была проза Ширли Джексон, сегодня — Генри Джеймса. Вольно используя первоисточник, режиссер и шоураннер «перепридумывают» жанр, больше психологизма и драмы, меньше саспенса и скримеров. Без последнего все равно не обходится, каким бы надрывным сентиментализмом ни оправдывал бы Флэнеган происходящий на экране театр в формате готического хоррора. Страх за границей кадра, в предубеждениях, подавленной сексуальности, абьюзивных отношениях, травмах и прочей патетике, где образ фантома равен грузу прошлого. А что если задуматься, кто мы такие — кем были духи дома, откуда они и что чувствуют? Чтобы обращаться с сеттингом так, словно до тебя его вообще никто никогда не осваивал, нужно быть как минимум большим режиссером. Флэнеган, за исключением отличительной черты с зеркалами, индивидуальностью так и не стал. Тем более под его руководством были сняты только два эпизода, остальное отдано на откуп менее известным ремесленникам. Высокопарные речи, неумелый косплей британского телевизионного хоррора 80-х. Тоска, ружья стреляют, сад вырубают, судьбы рушатся. Все нарочито литературно, но зачем плохая экранная копия, когда есть книга… любая. 

Где посмотреть: Netflix


«Беспринципные» 

Хроники Патриков в формате «соленых» анекдотов. 18+. Уведите женщин и детей от экранов. Мужья успешно изменяют женам и не палятся. Мир полон пройдох и плутов, а особенно в центре Москвы. Самые отпетые имеют красавицу жену, двух дочерей и четыреста тысяч на счету — управляя моментом, ты должен быть королем и по жизни. Таков патологический врун Славик (Павел Деревянко), некоему «писателю» он за кофе рассказывает истории из жизни своих друзей, соседей и себя любимого. Геотег объединяет. Славик водит за нос супругу (Оксана Акиньшина) и зачем-то за ее спиной меняет как перчатки любовниц. Не он один, у молодых — пагубные свободные отношения, у старших — всепрощающая мудрость брака. Все «в лоб», те самые байки про рыбалку (где ловят разве что венерические заболевания), о которых вы ничего не хотели спросить или узнать. 


Дело не в прогрессивности или отсутствии оной, все это было пересказано и перешучено в разных вариациях еще нашими отцами и дедами. Слово прозаика Цыпкина не добавляет этому ровным счетом ничего. Замечательные актеры (от тех же Деревянко и Акиньшиной до Дапкунайте и Колокольникова) и талантливый режиссер Прыгунов тратят время на безделицу. Лучше бы снова ограничились чтениями. В формате маленьких трагедий большого дома нет ничего постыдного, как и в бытоописании жителей Садового кольца (была, в конце концов, всецело удачная «Сладкая жизнь»). Но не в виде шуток про передаренный коньяк. 

Где посмотреть: Кинопоиск HD


«Руммейт»

Особо опасный расхититель государственной собственности (Михаил Полицеймако) был пойман и задержан. В просторной квартире близ центра Москвы, в одиночестве и без средств к существованию остается его содержанка Наиля (Анфиса Черных). Она находит товарищей, готовых на соседство и совместную оплату жилья. Когда их заливает сосед сверху, из-за замыкания происходит взрыв, и новообретенные домочадцы обнаруживают в стене горы ворованных денег. Такие суммы, как известно, помеха светлой дружбе, но ребята должны справиться.


На пути к «Беспринципным». Язык «тик-так», искаженный молодежный сленг с фактическими ошибками, когда взрослые люди, ответственные за сериал, вроде бы хотели быть на одной волне со своими героями, но не получилось. Все штампы времени под крышей одной высотки: начинающий стендапер, любительница красивой жизни из провинции, самовлюбленный парень, мечтающий стать иконой наших дней, фитнес-тренер по имени Мага (с характерным карикатурным акцентом) и отличница Варвара (юбка в пол, очки и неуверенность в себе — полный комплект). Функцию внутренних монологов выполняет исповедь героев от первого лица в «окошке айфона». Амбиции велики, ориентиром служит чуть ли не пятерка Моника-Чендлер-Джоуи-Росс-Фиби, но, как известно, дружба — магия, а не чехарда с большими деньгами.  

Где посмотреть: more.tv



Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр
Анфиса
Черных
Читайте также
Музыка — 17:57, 23 июля 2021
Girls of Summer '21: исполнительницы, которых надо успеть послушать до конца лета
Кино — 23 июля, 17:57
Что там в кино: «Время» и «Тайна Сен-Тропе»
Новости, Новости — 23 июля, 16:06
Леброн Джеймс стал первым игроком NBA, заработавшим миллиард долларов
Новости, Новости — 23 июля, 15:27
Создатели Vetements представили новый бренд VTMNTS
Новости, Новости — 23 июля, 14:51
Шесть картин Децла представили в виде NFT-токенов
Новости, Новости — 23 июля, 14:08
Джейден Смит и New Balance выпустили капсульную коллекцию одежды и аксессуаров
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 23 июля, 12:15
Вечеринка навсегда. Премьера песни «Конфетти» группы «Обе Две»
Новости, Новости — 23 июля, 11:31
The Limba выпустил альбом Anima. Там фиты с Rakhim, GONE.Fludd и Big Baby Tape
Образ жизни — 23 июля, 00:12
С айфоном на грифона. Обзор новой AR-игры по «Ведьмаку»
Новости, Новости — 22 июля, 20:18
Появился тизер 7-го сезона реалити-шоу XO Life
Новости, Новости — 22 июля, 18:55
Участники Roast Battle «прожарили» Илью Макарова в новом выпуске шоу
Новости, Новости — 22 июля, 17:31
Стало известно, кто сыграет Воланда в новой экранизации «Мастера и Маргариты»
Новости, Новости — 22 июля, 16:01
Дебютный трек Беллы Порч набрал 400 млн прослушиваний
Новости, Новости — 22 июля, 14:36
У бренда Vereja появился официальный интернет-магазин
Кино — 22 июля, 13:57
Фестиваль «Новая женственность». Разбираем фильмы Селин Сьяммы, Ниньи Тюберг и Эйтен Амин
Новости, Новости — 22 июля, 11:04
Дима Ларионов, Аня Ищук и Паша Дворецкий ушли из Hype House
Новости, Новости — 21 июля, 23:16
Голосовые сообщения Дани Милохина, The Limba и 104 превратили в музыкальный трек
Новости, Новости — 21 июля, 22:19
Dose и ЛСП выпустили клип «Солнце золотое». Главным героем стал инопланетянин в золотом костюме
Музыка — 21 июля, 21:59
Дыхательные упражнения. Борис Барабанов о том, почему успех группы Inhaler вызывает столько вопросов
Новости, Новости — 21 июля, 17:48
Вышел тизер аниме «Ведьмак: Кошмар волка»
Новости, Новости — 21 июля, 15:07
Школьная форма Мурдейла и арты с героями сериала: у «Полового воспитания» коллаборация с H&M
Новости, Новости — 21 июля, 13:20
Даня Милохин выпустил трек «Мама». Это фит с Sorry Jesus
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 21 июля, 11:37
Ида Галич и Дима Масленников снимутся во втором сезоне «Блогеров и дорог»
Кино — 21 июля, 10:44
Сериалы недели: «Белый лотос», «Шмигадун!», «Чудотворцы: Дикий Запад», «Американские истории ужасов», «Плохой доктор»
Герои — 20 июля, 23:15
О магии музыки и «путешествиях без движения». Интервью с датским диджеем Kölsch
Новости, Новости — 20 июля, 21:05
У Didar вышел дебютный альбом «Агапэ»
Музыка — 20 июля, 20:13
Новое в музыке за неделю: Normani & Cardi B, Егор Крид, Måneskin и Pop Smoke
Новости, Новости — 20 июля, 19:54
Oxxxymiron записал фит с Soda Luv, Mayot, Blago White и OG Buda в новом пародийном ролике от Satyr
Новости, Новости — 20 июля, 18:40
Джефф Безос успешно совершил свой первый суборбитальный полет. Он длился чуть больше 10 минут
Новости, Новости — 20 июля, 16:33
Настя Ивлеева объяснила, почему перестала общаться с Идой Галич, в новом ютьюб-шоу «Есть вопросики»
Кино — 20 июля, 16:32
«На игле» как манифест против старости. Рецензия на фильм Дэнни Бойла
Новенький
(2 сезон)
8 свидетелей
(1 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)