Обзоры, Кино — 22 сентября, 15:20

Кино и море: как Эдуард Голубев провел последние дни на «Кинотавре»

Кино, море, снова кино. Ужин в «Дионисе», интервью, кино, море. Эдуард Голубев пропал в фестивальной рутине и теперь отчитывается сразу за все дни. 

Пятый день «Кинотавра»

Утро пятого дня «Кинотавра» началось со встречи с Иваном И. Твердовским. Самый важный режиссер смотра был в total black и все полчаса разговора почти без отрыва смотрел прямо в глаза. К слову, автор «Конференции» исчерпывающе ответил на вопрос, который не давал мне покоя всю ночь:

— Почему вы не показали хоть что-то, связанное с причинами теракта? 

— Потому что мне это не интересно. Для этого есть журналисты и режиссеры документальных картин. Повторять реальность — это не моя задача.

Иван И. Твердовский

После интервью — обед на скорую руку: витаминный салат, борщ, первый за всю поездку хачапури по-аджарски. И в кино. Сегодня вновь три фильма. Из них два дебюта. В каждом из дебютов главные роли исполняет фронтмен инди-поп группы OQJAV Вадик Королев. И это тоже его актерские дебюты. 

Первым показывают «Город уснул» Марии Игнатенко. Этот фильм мог бы стать отличным пилотом для нашего «Твин Пикса». Виктор (Королев) узнает, что его жена умерла, и впадает в состояние гипногогии. Мужчине начинает казаться, что весь мир заснул. В поисках своего нового «я» — старое исчезло после смерти любимой — он отправляется в экзистенциальное путешествие по застывшему в безвременье городу, в котором узнаются Питер, Мурманск, Ярославль и Москва — а значит, вся Россия. 


Как любое большое искусство, «Город уснул» — кино обо всем. Политика здесь сплетается с личностными переживаниями, которые, в свою очередь, выражены общей тревожностью пейзажа. Конечно, не самое зрительское зрелище на свете. При хронометраже в час с небольшим из зала массово дезертировали люди. Но если вы дадите «Городу» шанс — перед вами может открыться одно из самых ярких впечатлений от русского кино за последние годы. 

Затем настал черед главной надежды критиков — «Человека из Подольска». В этот раз Королев исполняет роль обычного гражданина, который непонятно за что попадает в полицейский участок. Там копы начинают вести с задержанным философские беседы и всячески пытаются сломать его сознание. 

«Человек из Подольска» — экранизация культовой современной пьесы Дмитрия Данилова. Фильм с ног до головы пропитан желанием авторов проснуться в «прекрасной России будущего», поэтому Россия настоящего у них неразрывно связана с абсурдом, Кафкой — его «Процесс» тут находится в центре всей сюжетной системы — и железными дверьми. Получилось чрезвычайно злободневно, но удивительным образом не зло, а изысканно и даже смешно. По личным ощущениям, это единственная работа в конкурсе, которая почти обречена на культ. 

А вот «Кто-нибудь видел мою девчонку?» — это кошмар. По-другому и не скажешь. С одной стороны, над фильмом Ангелины Никоновой можно просто поржать, но больше хочется развидеть. Что плохо? Да все! Конечно, в этих словах есть и личная обида. В основу сценария вошли мемуары медиадивы Карины Добротворской (в молодости ее играет Чиповская, в зрелом возрасте — Виктория Исакова), в которых подробно описан ее бурный роман с великим кинокритиком Сергеем Добротворским (Александр Горчилин). Он умер в 1997 году от передозировки героином. И почему-то именно этот пункт биографии для режиссера Никоновой является ключевым. Все два часа практически прямым текстом с экрана говорят следующее: «Кинокритики… ну это такие задроты, которые не способны что-либо снять. А еще они все наркоманы! И женщин своих бьют!»


Но даже если абстрагироваться от неиссякающего потока бреда, «Кто-нибудь видел мою девчонку?» — объективно чудовищное кино. Горчилин хватает Чиповскую за грудь, с похотью смотрит в глаза, но получает затрещину. Аня долго бежит по питерским улицам, затем одетая стоит под душем и возвращается к Саше, чтобы заняться с ним сексом под включенный диктофон. Параллельно играет песня Дианы Арбениной со словами: «Зачем мне теперь красота-а-а? Я без тебя сирота-а-а». И фильм буквально соткан из таких сцен. 

Короче, простите меня, Ксения Зуева. По сравнению с этим «Вмешательство» — шедевр. Так закончился пятый день. 


Шестой день

Вновь утро — вновь беготня. Опаздываю на интервью с Чиповской, таксист гонит изо всех сил, но на повороте в нас врезается маршрутка. Обошлось без жертв. Но теперь я бегу в «Жемчужину», как главный герой «Одержимости» Шазелла на свой концерт. Вот она, сила искусства!

Аня Чиповская

Аня очень крутая. Интервью можно прочитать здесь. Позавтракал эспрессо — вновь дрянь. Мчу на «Китобоя». 

Ну… такое. Чукотка красивая, артисты отличные, но от просмотра ничего в сердце не екает. Сюжет прост: в деревню провели интернет и простак-китобой влюбляется в вебкам-модель (Кристина Асмус) из Детройта. Парень отправляется в Америку, имея за душой лишь старую лодку, немного крупы и сигнальный пистолет. 

Куда интереснее дела обстоят с Анной Меликян. Ее «Трое» — инстаграм-драма (формат кадра 4:3) про левак. Хабенский играет условного Урганта, Виктория Исакова — его жену, успешного лайф-коуча, которая, как и положено коучам, наедине с собой сжимается до комочка комплексов. Юлия Пересильд в роли питерской поэтессы-разлучницы с упругой грудью — вероятно, так Меликян видит себя в зеркале. Их взаимодействия чудовищно затянуты и заканчиваются на абсолютно лишней для такого кино феминисткой ноте. При этом оторваться от экрана сложно. Впрочем, как и не прослезиться над финальной сценой под «Крылатые качели». Это настолько хрупко, нежно и поэтично, что вместо тысячи слов в финале этого абзаца может стоять лишь сердечко. 

Перерыв на обед. Все, кто был в Сочи, хвалят хинкальную «Белые ночи». Было заказано: 10 штук отварных, 5 жареных, порция грибов, люля из баранины и полграфина чачи. Достойно и не дорого. Стол, часть которого не поместилась на фото, вышел в 3500. Но без восторгов. Удивительно, но главным гастрономическим впечатлением из Сочи до сих пор является том-ям из пиццерии на вынос. А казалось бы! 

Последний конкурсный фильм фестиваля — комедия «Глубже!». Бенефис Александра Паля и триумфальное появление Антона Лапенко в качестве злодея с напомаженными усами. Больше и сказать нечего. Прекрасный Михаил Сегал («Кино про Алексеева», «Слоны могут играть в футбол») придумал прикольную историю про театрального режиссера, который после увольнения начинает снимать концептуальное порно. Но он не смог снабдить фильм гэгами дальше чем на час — а картина идет почти два. Во второй половине «Глубже!» превращается в политическую сатиру с Буруновым-Соловьевым, но смотреть на это почти что невыносимо. Обидно. 

Шестой день — все. 


Последний день

А вот и финал. Вечером состоится церемония награждения, но я, если честно, уже сплю и вижу, как еду домой. Последнее утро разразилось холодным дождем, который изрядно потрепал мои белые кроссы. Что у нас сегодня: 15 минут с Юлией Пересильд, 20 — с Алексеем Учителем. После объявления победителей покажут «Дорогих товарищей!» Кончаловского, который получил гран-при жюри в Венеции. 

Юлия Пересильд

И давайте сразу к лауреатам. Гран-при «Кинотавра», а также приз за лучшую женскую роль неожиданно для всех получило «Пугало». Валентина Романова-Чыскыырай так обрадовалась, что спела какую-то народную песню горлом. Это несомненно триумф для якутского кинематографа, который стремительно становится второй Кореей — а значит, лучшим в мире. Вторая хорошая новость для постановщика Дмитрия Давыдова и всех нас — фильм уже купили для проката в России.

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, а также звание лучшего режиссера достались Филиппу Юрьеву за «Китобоя». А главный герой фильма оказался настолько убедительным, что актер Владимир Онохов получил приз за лучшую мужскую роль. 

Владимир Онохов и Филипп Юрьев

Лучшую операторскую работу почему-то отдали фильму «Трое». За сценарий получила «Конференция». Дебют — «Маша». А «Глубже!» жюри отметило с формулировкой «За гражданскую смелость и любовь к зрителю». Это, конечно, полумера. Всем ясно, что этот приз должен был достаться «Человеку из Подольска» (забрал награду за музыку), но это был бы слишком хороший финал. 


Фото: Люся Дурасова
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр
Виктория
Исакова
Актёр
Аня
Чиповская
Актёр
Александр
Паль
Актёр, Видеоблогер
Антон
Лапенко
Читайте также
Образ жизни — 16:51, 22 октября 2020
Главное в телеграме за неделю: две крутые обложки, один деанон и «Фразы после секса»
Новости, Новости — 22 октября, 16:51
У Игоря Николаева тоже есть тикток. Никогда такого не было, и вот опять
Кино — 22 октября, 16:45
О теракте на Дубровке, фильме «Конференция» и человеческой слабости. Интервью с Иваном И. Твердовским
Новости, Новости — 22 октября, 14:37
Картину Бэнкси «Покажи мне Моне» продали почти за 10 тысяч долларов. Торги длились 8 минут
Новости, Новости — 22 октября, 13:23
Юрий Дудь стал самым популярным блогером среди зумеров
Новости, Новости — 22 октября, 09:53
В тиктоке нашли профиль Эль Фаннинг. Только у аккаунта нет аватара и верификации
Популярная темаПопулярно
Герои — 22 октября, 01:12
«Побывать на концерте классической музыки — это как прийти в храм». Интервью с дирижером Михаилом Татарниковым
Кино — 21 октября, 21:34
Рецензия на «Конференцию» Ивана И. Твердовского: проживи меня, проговори со мной
Новости, Новости — 21 октября, 21:33
Куча змей и ни одного выполненного челленджа. Роман Каграманов в шоу «З.Б.С.» Насти Ивлеевой
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Новости, Новости — 9 октября, 14:36
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo
Новости, Новости — 21 октября, 18:35
Для торта придумали щит. Он позволяет задувать свечи без распространения бактерий
Герои — 21 октября, 15:50
О гипнозе, НЛП и дионисийстве. Интервью с актером Максимом Сухановым
Кино — 21 октября, 13:56
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Суд над чикагской семеркой», «Ноктюрн», «Тебе стоило уйти»)
Герои — 21 октября, 13:06
О призвании, фэшн-тусовке и Трабуне. Интервью со Славой Gee
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 21 октября, 13:04
Microsoft и SpaceX теперь партнеры. Они разработают облачную сеть с помощью спутников
Новости, Новости — 21 октября, 12:09
Новое интервью Саши Спилберг: об успехе на ютьюбе и желании отправиться в космос
Новости, Новости — 21 октября, 09:44
Дени Вильнев снимет мини-сериал по роману Ю Несбе. Главную роль исполнит Джейк Джилленхол
Новости, Новости — 20 октября, 23:21
Зонд NASA попытается взять образец грунта с астероида. Рассказываем, где на это посмотреть в прямом эфире
Герои — 20 октября, 22:04
Интервью с моушен-дизайнером Brickspacer — тем, кто в клипе Tacos превратил Ильича из Little Big в кукурузу
Новости, Новости — 20 октября, 15:00
У людей обнаружили новый орган — еще одну пару слюнных желез
Новости, Новости — 20 октября, 14:17
Скотт М. Гимпл думает снять мультсериал по мотивам «Ходячих мертвецов»
Все звёзды и инфлюенсеры
Герои — 20 октября, 14:00
6 российских тревел-блогеров: о заработке, рекламе и экстремальных путешествиях
Новости, Новости — 20 октября, 13:48
Ученые назвали самый страшный фильм ужасов. Им оказался «Синистер»
Новости, Новости — 20 октября, 11:19
«Эйфория» возвращается: первый бонусный эпизод выйдет уже 7 декабря
Новости, Новости — 20 октября, 10:28
Несчастная любовь и дискотечные биты: послушайте новый трек Gavrilina «Только ты»
Новости, Новости — 20 октября, 09:07
В Дубае откроются американские горки по мотивам «Джона Уика» и «Иллюзии обмана»
Новости, Новости — 19 октября, 21:51
Вышел первый в мире хоррор для кошек. Главный злодей — огурец
Новости, Новости — 19 октября, 20:40
iPhone 12 в два раза обогнал iPhone 11 по количеству предзаказов. Кажется, новый смартфон и правда ждали
Новости, Новости — 19 октября, 18:27
Аня Покров в «Биг Ди шоу»: о комплексах, конкуренции и достоинствах Артура Бабича
Новости, Новости — 19 октября, 17:59
В «Делимобиле» новые правила. Теперь у водителей есть рейтинг
Ведьмы
Субура
(3 сезон)
Некст
(1 сезон)
Ради всего человечества
(2 сезон)
Метод
(2 сезон)
Настя, соберись!
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
257 причин, чтобы жить
(2 сезон)