Обзоры, Кино — 22 сентября 2020, 15:20

Кино и море: как Эдуард Голубев провел последние дни на «Кинотавре»

Кино, море, снова кино. Ужин в «Дионисе», интервью, кино, море. Эдуард Голубев пропал в фестивальной рутине и теперь отчитывается сразу за все дни. 

Пятый день «Кинотавра»

Утро пятого дня «Кинотавра» началось со встречи с Иваном И. Твердовским. Самый важный режиссер смотра был в total black и все полчаса разговора почти без отрыва смотрел прямо в глаза. К слову, автор «Конференции» исчерпывающе ответил на вопрос, который не давал мне покоя всю ночь:

— Почему вы не показали хоть что-то, связанное с причинами теракта? 

— Потому что мне это не интересно. Для этого есть журналисты и режиссеры документальных картин. Повторять реальность — это не моя задача.

Иван И. Твердовский

После интервью — обед на скорую руку: витаминный салат, борщ, первый за всю поездку хачапури по-аджарски. И в кино. Сегодня вновь три фильма. Из них два дебюта. В каждом из дебютов главные роли исполняет фронтмен инди-поп группы OQJAV Вадик Королев. И это тоже его актерские дебюты. 

Первым показывают «Город уснул» Марии Игнатенко. Этот фильм мог бы стать отличным пилотом для нашего «Твин Пикса». Виктор (Королев) узнает, что его жена умерла, и впадает в состояние гипногогии. Мужчине начинает казаться, что весь мир заснул. В поисках своего нового «я» — старое исчезло после смерти любимой — он отправляется в экзистенциальное путешествие по застывшему в безвременье городу, в котором узнаются Питер, Мурманск, Ярославль и Москва — а значит, вся Россия. 


Как любое большое искусство, «Город уснул» — кино обо всем. Политика здесь сплетается с личностными переживаниями, которые, в свою очередь, выражены общей тревожностью пейзажа. Конечно, не самое зрительское зрелище на свете. При хронометраже в час с небольшим из зала массово дезертировали люди. Но если вы дадите «Городу» шанс — перед вами может открыться одно из самых ярких впечатлений от русского кино за последние годы. 

Затем настал черед главной надежды критиков — «Человека из Подольска». В этот раз Королев исполняет роль обычного гражданина, который непонятно за что попадает в полицейский участок. Там копы начинают вести с задержанным философские беседы и всячески пытаются сломать его сознание. 

«Человек из Подольска» — экранизация культовой современной пьесы Дмитрия Данилова. Фильм с ног до головы пропитан желанием авторов проснуться в «прекрасной России будущего», поэтому Россия настоящего у них неразрывно связана с абсурдом, Кафкой — его «Процесс» тут находится в центре всей сюжетной системы — и железными дверьми. Получилось чрезвычайно злободневно, но удивительным образом не зло, а изысканно и даже смешно. По личным ощущениям, это единственная работа в конкурсе, которая почти обречена на культ. 

А вот «Кто-нибудь видел мою девчонку?» — это кошмар. По-другому и не скажешь. С одной стороны, над фильмом Ангелины Никоновой можно просто поржать, но больше хочется развидеть. Что плохо? Да все! Конечно, в этих словах есть и личная обида. В основу сценария вошли мемуары медиадивы Карины Добротворской (в молодости ее играет Чиповская, в зрелом возрасте — Виктория Исакова), в которых подробно описан ее бурный роман с великим кинокритиком Сергеем Добротворским (Александр Горчилин). Он умер в 1997 году от передозировки героином. И почему-то именно этот пункт биографии для режиссера Никоновой является ключевым. Все два часа практически прямым текстом с экрана говорят следующее: «Кинокритики… ну это такие задроты, которые не способны что-либо снять. А еще они все наркоманы! И женщин своих бьют!»


Но даже если абстрагироваться от неиссякающего потока бреда, «Кто-нибудь видел мою девчонку?» — объективно чудовищное кино. Горчилин хватает Чиповскую за грудь, с похотью смотрит в глаза, но получает затрещину. Аня долго бежит по питерским улицам, затем одетая стоит под душем и возвращается к Саше, чтобы заняться с ним сексом под включенный диктофон. Параллельно играет песня Дианы Арбениной со словами: «Зачем мне теперь красота-а-а? Я без тебя сирота-а-а». И фильм буквально соткан из таких сцен. 

Короче, простите меня, Ксения Зуева. По сравнению с этим «Вмешательство» — шедевр. Так закончился пятый день. 


Шестой день

Вновь утро — вновь беготня. Опаздываю на интервью с Чиповской, таксист гонит изо всех сил, но на повороте в нас врезается маршрутка. Обошлось без жертв. Но теперь я бегу в «Жемчужину», как главный герой «Одержимости» Шазелла на свой концерт. Вот она, сила искусства!

Аня Чиповская

Аня очень крутая. Интервью можно прочитать здесь. Позавтракал эспрессо — вновь дрянь. Мчу на «Китобоя». 

Ну… такое. Чукотка красивая, артисты отличные, но от просмотра ничего в сердце не екает. Сюжет прост: в деревню провели интернет и простак-китобой влюбляется в вебкам-модель (Кристина Асмус) из Детройта. Парень отправляется в Америку, имея за душой лишь старую лодку, немного крупы и сигнальный пистолет. 

Куда интереснее дела обстоят с Анной Меликян. Ее «Трое» — инстаграм-драма (формат кадра 4:3) про левак. Хабенский играет условного Урганта, Виктория Исакова — его жену, успешного лайф-коуча, которая, как и положено коучам, наедине с собой сжимается до комочка комплексов. Юлия Пересильд в роли питерской поэтессы-разлучницы с упругой грудью — вероятно, так Меликян видит себя в зеркале. Их взаимодействия чудовищно затянуты и заканчиваются на абсолютно лишней для такого кино феминисткой ноте. При этом оторваться от экрана сложно. Впрочем, как и не прослезиться над финальной сценой под «Крылатые качели». Это настолько хрупко, нежно и поэтично, что вместо тысячи слов в финале этого абзаца может стоять лишь сердечко. 

Перерыв на обед. Все, кто был в Сочи, хвалят хинкальную «Белые ночи». Было заказано: 10 штук отварных, 5 жареных, порция грибов, люля из баранины и полграфина чачи. Достойно и не дорого. Стол, часть которого не поместилась на фото, вышел в 3500. Но без восторгов. Удивительно, но главным гастрономическим впечатлением из Сочи до сих пор является том-ям из пиццерии на вынос. А казалось бы! 

Последний конкурсный фильм фестиваля — комедия «Глубже!». Бенефис Александра Паля и триумфальное появление Антона Лапенко в качестве злодея с напомаженными усами. Больше и сказать нечего. Прекрасный Михаил Сегал («Кино про Алексеева», «Слоны могут играть в футбол») придумал прикольную историю про театрального режиссера, который после увольнения начинает снимать концептуальное порно. Но он не смог снабдить фильм гэгами дальше чем на час — а картина идет почти два. Во второй половине «Глубже!» превращается в политическую сатиру с Буруновым-Соловьевым, но смотреть на это почти что невыносимо. Обидно. 

Шестой день — все. 


Последний день

А вот и финал. Вечером состоится церемония награждения, но я, если честно, уже сплю и вижу, как еду домой. Последнее утро разразилось холодным дождем, который изрядно потрепал мои белые кроссы. Что у нас сегодня: 15 минут с Юлией Пересильд, 20 — с Алексеем Учителем. После объявления победителей покажут «Дорогих товарищей!» Кончаловского, который получил гран-при жюри в Венеции. 

Юлия Пересильд

И давайте сразу к лауреатам. Гран-при «Кинотавра», а также приз за лучшую женскую роль неожиданно для всех получило «Пугало». Валентина Романова-Чыскыырай так обрадовалась, что спела какую-то народную песню горлом. Это несомненно триумф для якутского кинематографа, который стремительно становится второй Кореей — а значит, лучшим в мире. Вторая хорошая новость для постановщика Дмитрия Давыдова и всех нас — фильм уже купили для проката в России.

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, а также звание лучшего режиссера достались Филиппу Юрьеву за «Китобоя». А главный герой фильма оказался настолько убедительным, что актер Владимир Онохов получил приз за лучшую мужскую роль. 

Владимир Онохов и Филипп Юрьев

Лучшую операторскую работу почему-то отдали фильму «Трое». За сценарий получила «Конференция». Дебют — «Маша». А «Глубже!» жюри отметило с формулировкой «За гражданскую смелость и любовь к зрителю». Это, конечно, полумера. Всем ясно, что этот приз должен был достаться «Человеку из Подольска» (забрал награду за музыку), но это был бы слишком хороший финал. 


Фото: Люся Дурасова
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр
Виктория
Исакова
Актёр
Аня
Чиповская
Актёр
Александр
Паль
Актёр, Видеоблогер
Антон
Лапенко
Читайте также
Герои — 22:37, 11 апреля 2021
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Герои — 11 апреля, 22:37
О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской
Новости, Новости — 11 апреля, 14:01
Джастин Тимберлейк сыграет телеведущего и наемного убийцу в новом сериале от Apple TV+
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Герои — 11 апреля, 00:28
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
Новости, Новости — 10 апреля, 19:19
Фиби Уоллер-Бридж исполнит главную женскую роль в пятом «Индиане Джонсе»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 10 апреля, 17:21
Новое место в Москве: городское кафе Bardot на Остоженке
Новости, Новости — 10 апреля, 16:20
Юрий Дудь, Манижа и GONE.Fludd перерабатывают пластик в видео о кроссовках Stan Smith
Новости, Новости — 10 апреля, 12:37
Тайванец смог достать со дна озера телефон. Ему помогла засуха
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Образ жизни — 29 марта, 17:50
Кажущиеся неправдоподобными факты о пыли, которые на самом деле абсолютно верны
Образ жизни — 23 марта, 15:00
Почему я выбираю растительное молоко
Новости, Новости — 9 апреля, 21:53
Комик переделал заставку Pokémon с помощью стоковых видео
Новости, Новости — 9 апреля, 20:37
Умер рэпер DMX
Кино — 9 апреля, 19:37
Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом
Новости, Новости — 9 апреля, 17:44
Cream Soda сделала ремикс на песню «Вино» группы «Хлеб». Теперь под нее не хочется плакать
Образ жизни — 9 апреля, 15:23
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Жизневский, Лагерфельд и дубляж игр
Герои — 9 апреля, 13:37
Тапки-батоны, самые длинные кроссы в мире и MONEYSUTRA. Интервью с Томми Кэшем
Новости, Новости — 8 апреля, 22:35
Вышла короткометражка о жизни животных, на которых тестируют косметику. Главного героя озвучил Тайка Вайтити
Герои — 8 апреля, 22:16
Волна, доска, тикток. Интервью с чемпионом мира по серфингу Итало Феррейрой
Бизнес — 8 апреля, 20:14
Как устроена индустрия бизнес-коучинга. Интервью с Радиславом Гандапасом
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 8 апреля, 17:11
Lil Nas X создал видеоигру Twerk Hero. Там нужно тверкать и получать очки
Новости, Новости — 8 апреля, 15:27
Дед из Словении повторил образы Джастина Бибера и Кайли Дженнер и стал звездой инстаграма
Новости, Новости — 8 апреля, 13:49
Ксюша Хоффман запускает новое шоу «Стенка»
Новости, Новости — 8 апреля, 13:10
Рэпер Will.i.am сделал защитную маску с наушниками, микрофоном и подсветкой. Она стоит 299 долларов
Новости, Новости — 8 апреля, 12:36
«Это не треки, это слезы»: у Face новый альбом «Искренний»
Новости, Новости — 8 апреля, 12:27
Алена Долецкая пришла в ютьюб-шоу Галины Юзефович. Поговорили о конце эпохи глянца и книгах о высокой моде
Новости, Новости — 8 апреля, 08:52
Появился новый лидер среди самых молодых миллиардеров мира. Ему 18 лет
Новости, Новости — 7 апреля, 22:40
В Италии отменили цензуру кино. Она длилась с 1914 года
Новости, Новости — 7 апреля, 20:21
Twenty One Pilots анонсировали новый альбом и выпустили трек Shy Away
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)