Челленджи в социальных сетях — это, пожалуй, единственная вещь, способная по своей популярности конкурировать с мемами из твиттера. Иногда «вызовы» являются чем-то забавным и несерьезным, к примеру, когда музыканты призывают своих поклонников танцевать под новый трек, записывать это на видео и выкладывать в тиктоке, а иногда челленджи используют для того, чтобы выразить свою позицию по какой-либо серьезной проблеме или поддержать того, кто столкнулся с трудностями. В качестве одного из недавних примеров «социальных» челленджей можно привести флешмоб в поддержку движения Black Lives Matter: еще пару месяцев назад каждый второй публиковал в своих социальных сетях черный квадрат с соответствующим хэштегом, чтобы выразить негативное отношение к расизму.
Сейчас же в инстаграме* зародился новый тренд. Введя в поиске #challengeaccepted или #womensupportingwomen, вы увидите несколько миллионов черно-белых фотографий женщин, под которыми, как правило, нет пояснения на предмет того, кого или что поддерживают авторы публикаций. Единственное, что иногда присутствует в посте — обращение к одной или нескольким пользователям с призывом опубликовать собственную фотографию. Участие в этом флешмобе приняло огромное количество знаменитостей от Кэрри Вашингтон до Синди Кроуфорд, но многие подписчики звезд не поняли, каким образом публикация красивой фотографии может кому-то помочь.
«Дамы, как вы смотрите на то, чтобы вместо публикации горячих черно-белых селфи прийти к феминизму более приземленным способом? Например, послав куда подальше своего приятеля-абьюзера?»
Некоторые начали иронизировать и саркастично благодарить тех, кто публиковал фотографии:
«Ну вот и все, дамы! Все кончено. Мы побороли систематический абьюз, дискриминацию и насилие в отношении женщин с помощью наших черно-белых фотографий. Спасибо всем, кто публиковал их, это очень помогло»
А кто-то решил не просто критиковать, но и предложить более целесообразную альтернативу:
«Я тоже не понимаю этот новый челлендж. Разве не было бы более эффективно, если бы они публиковали информацию о вдохновляющих работах других женщин, которые им нравятся? Например, о книгах, статьях, приложениях, благотворительных фондах и так далее»
Всеобщее недовольство было вызвано в первую очередь недостаточной обоснованностью подобных действий: в подавляющем большинстве случаев женщины никак не выражали свою позицию, а просто выкладывали красивые фотографии и ставили хэштег. В отличие от того же движения BlackLives Matter, было не понятно, за что борются участницы флешмоба, так что об истинных целях челленджа пользователи соцсетей могут только строить догадки.