«Ни берега, ни дна» минской певицы Полины Полонейчик, выступающей под псевдонимом Palina, — альбом, который полностью захватывает с первых нот и держит до самого финала. Нет сомнений в том, что ему приготовлены самые почетные места в разнообразных списках лучшей русскоязычной музыки 2023 года, и при этом здесь много прекрасных песен на белорусском языке. Тембр голоса, покоривший слушателей еще во времена кавера на «Позови меня с собой», к счастью, не остался единственным козырем Полины.
Ее сонграйтинг выдерживает самые смелые сравнения, например, с «Мумий Троллем» или Рошин Мерфи. Она умеет делать «жирные» аранжировки, но больше всего ей, кажется, нравится, строить песню на простых вещах, например, на простом бите и сухой басовой фразе, добавив лишь самую малость синтезаторов — как в песне «Кока-кола». Найти объединяющие это песни концепцию непросто, сама певица говорит, что собраны они из разных ощущений и периодов ее жизни: «Есть про томные подростковые драмы и тоску по ним. Есть про бессмысленность, про своих, про десерт, про соломку. Есть про какие-то незначительности, которые вдруг позволяют держаться на плаву». Кажется, «держаться на плаву» — это в итоге главное, в чем помогает новый альбом Palina.
«Я Пахом, метафизический гном, а ты кто?» — поет в новом альбоме «Некто Ой» художник, дизайнер, актер и андеграундный музыкант Сергей Пахомов. «Некто Ой» — второй его альбом в 2023-м (первый — «Кафе морг» — вышел весной этого года), а мог бы быть десятый. Кажется, что этот едва вербализованный рейв может продолжаться сутками. Когда Пахом только начинал выходить на сцену как самостоятельный артист, казалось, что со временем он сможет заменить Петра Мамонова, настолько органично художник существовал в движении русского бессознательного. Как и Мамонов, Пахом играл в кино, но не стремился к главным ролям, а предпочитал кинематограф параллельный — вроде «Зеленого слоника». Как и Мамонов, светился в мейнстриме, например, в шоу «Битва экстрасенсов», но не стал человеком-вирусом. Пахом научился вылавливать из окружающей среды звуки, междометия, хрипы и вплетать их в потусторонний электронный бит. Искусством кратчайших перевоплощений Пахом овладел в совершенстве, его фирменный подход — чем короче, тем лучше. И в каждом гэге Пахома есть момент мгновенного узнавания, персонажа, ли, стиля или мелодии. Этот талант присущ только большим поп-артистам — когда песня новая, а кажется, что слышал сто раз.
Grebz — это «Грибы» без перебравшегося в Россию Юрия Бардаша и проживающего в США Киевстонера. Grebz продолжают читать по-русски, а главное — генерировать танцевальные вибрации. MC Coming это всего лишь третий альбом формации, причем у дебютного блокбастера «Дом на колесах ч.1» — «части второй» так и не было. В отсутствие конферанса Киевстонера и хитовой хватки Бардаша у оставшихся в коллективе 4atty aka Tilla и Sимптома получается суровый минималистичный материал для громкого прослушивания в автомобилях с открытыми окнами.
Когда разговор идет о группе такого масштаба, неизбежно встает вопрос вроде «а есть ли на альбоме что-то, похожее на «Тает лед»? Те же конструктивные особенности, что и у главного хита «Грибов», формально присутствуют в песне «Земля», но песня «Тает лед» была уникальным сочетанием таланта и времени.
Удивительная матерная исповедь наследников «Грибов» и Бакея, втроем обосновавшихся в однокомнатной алматинской квартире. «Пацаны» сменили Южный Урал на Казахстан и заиграли по-хорошему олдскульный материал, в котором тема их релокации совсем не превалирует. Ровно в той же мере на альбоме идет речь об их предпочтениях в алкоголе и в женском поле, о новых веяниях в шоу-бизнесе и о том, что рэперы думают о рэпе. У «Толпы пацанов» невероятно зажигательный вайб, и отдельное удовольствие от прослушивания их песен состоит в том, что это совсем свежая группа, им едва ли год. То есть, это новая штука, которая на наших глазах обретает форму и стиль. При этом «Пацаны» существуют вне казахской волны — Скриптонита и прочих — скорее, они сами себе волна, и чем дальше, тем во всех смыслах громче они о себе говорят.
Счастливое перевоплощение тинейджерской героини Алены Швец — новый альбом «Мыльные пузыри». Алена Швец меняется внешне (это видно на обложке) и взрослеет как музыкант. В ее песнях сейчас много влияний старших коллег — преимущественно тех, кто поет под фортепиано. Можно услышать и отголоски Palina и polnalyubvi, и эхо летящей лирики Алины Орловой, но есть и беспроигрышный поп-роковый напор «Ранеток», и цепкие мелодии, которые подошли бы МакSим, и устремленный вперед драйв t.A.T.u. За звук отвечала Саша Горбачева, она же Олег Мусор. Но главное здесь в текстах. От фиксации своих эмоций Алена Швец перешла к анализу. «Я мыльный человек, полностью пустой внутри. Я хочу что-то сказать, но лишь пускаю пузыри» («Мыльные пузыри»), «Детские травмы и взрослые игры. Мамы и папы, ну как вам не видно?» («Обидно»), «Молодость — это социальная холодность» («Молодость») — по первым трекам альбома кажется, что певица всерьез увлеклась психоанализом, и ее песни стали терапией. Однако большая часть альбома — это все же любовные истории. Была когда-то группа и с таким названием (женская поп-группа, просуществовавшая с 2002 по 2014 год. — Прим. SRSLY).
Akyn Machine — сиюминутная формация, сложившаяся в 2021 году из столичных инди-музыкантов и давшая незабываемый концерт в «Макдоналдсе» на Пушкинской (единственный случай в истории ресторана, когда его «закрыли на спецобслуживание»). Возможно, тот состав и тот вечер вообще был вершиной свободного музицирования в Москве 2020-х.
Такое больше не предвидится хотя бы потому, что ресторана нет, а музыкантам сложно собраться вместе. Но их объединяет история о собаке Рисли, по мотивам которой музыканты записали в Москве демо, а потом вместе с дорожками в лэптопах разъехались по миру — в Казахстан, Германию, Австрию, Кипр. Работа продолжалась, и то, что теперь издано, Akyn Machine называют «дискотекой для собак». Самих музыкантов во главе с идеологом проекта Иннокентием Гонопольским явно разрывает от гордости за свою работу, впрочем, комментариями они не злоупотребляют. «"Вальс" — слегка сумасшедший, — пишет Иннокентий о песнях в своих соцсетях, — «Там ты» — что-то грустное, "Кубики" — сломанный крафтверк, "Айналайын" — значит милая, а "Токио" — самая собачья песня» (орфография автора сохранена. — Прим. SRSLY). Не более. И слушателям остается отдаться собственным ощущениям. «Романсам для Рисли», конечно, требуется дополнительное драматургическое или какое-нибудь экранное решение, с массовкой, хором, прорисованными персонажами и коллективным восторгом зрителей.
38-летний мужчина называет себя на обложке альбома «Сашей». Но что делать, если так тебя называет вся страна, потому что ты сын ее главного рок-героя. «Основан на реальных событиях» — первый альбом, в котором Александр Цой не прячется за псевдонимом. После единственного альбома его группы «Ронин» прошло шесть лет. Большую часть этого времени он посвятил созданию шоу «Кино 2020», в котором здравствующие музыканты «Кино» аккомпанировали восстановленным голосовым дорожкам Виктора Цоя.
Оказывается, сочинитель в Александре тоже не дремал. Если в «Ронине» чувствовалось серьезное влияние готики и американской альтернативы, то альбом «Основан на реальных событиях» — наследник «Кино» по прямой. Достаточно послушать песню «Часть меня (Которой нет)» с гитарными партиями Юрия Каспаряна, чтобы считать все очевидные аналогии.
В новом альбоме Саша Цой словно отбросил все условности и заиграл размашистый рок с явным отцовским влиянием. И здесь стоит сказать, что многие русские группы пытались этим заниматься, потеряв всякий стыд. Но «Основан на реальных событиях» — оммаж, за который не стыдно. И гитары в «Части меня», и распев в «Свободе», и многое другое в альбоме прямо отсылает к «Кино», но гораздо более важной оказывается мощь и широта высказывания, экстатичный стадионный саунда. «Просто будь со мной рядом, пока меня рвут на части!» — каждый хотел бы когда-нибудь сказать такое самому близкому человеку. Песня «Стрелы» — лучшая саундпродюсерская работа среди всего, что звучало вокруг в 2023 году. За аранжировку отвечали Саша Цой и замечательная питерская скрипачка Гуля Наумова.
Группа «нееет, ты что» когда-то готовилась к покорению мира, но в итоге оказалась главным представителем культуры своей республики в своей собственной стране. Растет поколение, для которого Дагестан — это, прежде всего, «нееет, ты что», а уже потом все остальное.
Уютный терпкий фанк горцев теперь дополнился женским бэк-вокалом, и теперь это, практически, отечественный вариант Black Pumas или Silk Sonic. А кое-чему у «нееет, ты что» могут поучиться и «западные партнеры». То, как фанк в треке «Зурна» фанки-хаус вырастает из фольклорной перкуссионной увертюры, — настоящий мастер-класс сочетания стилей. В идеальном мире в спотифаевском топе 2023 года должен быть не «Мой мармеладный» Кати Лель, а песня «Пеною слов». «А где Расул? А, он же на басу!»