Интервью, Музыка — 8 октября 2020, 18:54

Альбом, но это не точно. Борис Барабанов поговорил с Ильей Лагутенко о новых формах жизни в музыкальной индустрии времен апокалипсиса

Борис Барабанов
Журналист, продюсер

2 октября без какой-либо рекламы вышел новый альбом группы «Мумий Тролль». К удивлению поклонников, им оказался не «После зла», три сингла из которого уже были опубликованы, а фактически EP — «Призраки завтра». Борис Барабанов позвонил лидеру коллектива Илье Лагутенко в Лос-Анджелес, где он пережидает пандемию и откуда управляет всеми многообразными активностями группы. 

Илья, я все ж до конца не могу понять: «Призраки завтра» — часть альбома, ставшая полноценным альбомом? Или EP с тремя версиями заглавной песни? 

Альбомы, которые выходят в этом году, мы начали записывать около двух лет назад. Работа шла в промежутках между гастролями. Мы примерно представляли себе, какими могут быть эти релизы и что их будет сопровождать — какие клипы, какие активности в интернете. То, что было задумано в цифровом мире, в целом идет по плану, в отличие от концертной деятельности. Но в современной индустрии все меняется очень быстро. В итоге у нас теперь все — альбомы. (Смеется.) Еще же ведь будет «Карнавала.Нет. XX лет» — сборник кавер-версий песен с альбома «Точно. Ртуть. Алоэ», выпущенных к его 20-летию. 

Фото: Тимофей Колесников

Как у вас на все времени хватает? 

Ну, как раз этот альбом — не наша инициатива. В прошлом году я получил письмо от Оли Чучадеевой c предложением сделать такой трибьют. 

А она кто? 

Просто музыкальный энтузиаст, с которым мы пересекались по линии «Мумий Тролль бара». Мы и сами планировали сыграть концерт к 20-летию альбома. Целиком мы его никогда на сцене не исполняли. В общем, идея нам понравилась. Мне хотелось, чтобы музыканты сыграли так, как будто это их песни. Но все же как песни! Потому что десять лет назад, когда трибьют «Мумий Троллю» делала «Афиша», казалось, что у участников одна задача — изменить песни до неузнаваемости. В итоге «Карнавала.Нет. XX лет» — вполне показательный для 2020 года релиз. Даже сохранилась некая концепция, которая была в оригинальном альбоме, несмотря на то, что набор музыкантов очень пестрый: от «ГШ» и Вани Дорна до групп, которые я в первый раз услышал как раз на этом трибьюте, от краут-рока до этно-техно. А презентовать мы все это будем на виртуальном концерте в день выхода альбома — 16 октября. 


Вы довольно быстро переориентировались на онлайн-активность. Но виртуальные концерты, кажется, уже вышли из моды. 

Нет, это не просто стрим из дома. У нас своя технология. Мы выстроили целую виртуальную вселенную «Точно. Ртуть. Алоэ», и в ней музыканты, которые находятся в разных местах, смогут объединиться. На самом деле, в момент начала пандемии не было такой технологии, которая позволила бы участникам группы играть одновременно, пребывая в разных географических точках. Стояла задача победить какие-то технические барьеры — помехи, задержки интернета. 99% онлайн-сессий, которые мы видим в ютьюбе, конечно, составлены из партий, записанных заранее и потом сведенных одним человеком. Но некоторые, включая музыкантов группы «Мумий Тролль», запарились по-настоящему. 

Фото: Тимофей Колесников

На радио NPR была большая передача об этой технологии, там участвовали несколько американских джазовых исполнителей. Каждый из нас решал задачу по-своему. Мне было очень важно, чтобы музыканты играли и я пел вместе с ними. И мы нашли решение в виртуальной вселенной. Можно смотреть концерт в VR-очках или на любых других гаджетах. Можно даже назвать это виртуальным фестивалем — группа «Мумий Тролль» в полном составе на главной сцене, участники трибьюта — на второй сцене — все по-настоящему. А после концерта мы собираемся лично пообщаться и сфотографироваться с теми, кто приобрел опцию meet & greet. Мне много лет говорили, что публика не готова к таким виртуальным встречам. Но когда-нибудь это должно было случиться. Пандемия только подстегнула процесс

Фото: Jeff Forney

Наверное, когда-нибудь в том или ином виде живые концерты все же вернутся, но, скорее всего, они будут какими-то другими. Ты согласен с этим? 

Во-первых, вся глобальная концертная индустрия лишилась горизонта планирования. Во-вторых, публика вроде бы по концертам и фестивалям соскучилась, но каждому предстоит ответить на важный вопрос: вот ты лично как будешь себя чувствовать в первых рядах у сцены, где все толкаются и плюются? Кому-то начхать, что это, в общем, опасный контакт, а кому-то уже нет. Есть клубы, где сейчас всем точно на все начхать, но есть большие залы типа «ВТБ-Арены», и надо посмотреть, захотят ли люди идти туда. Одна американская группа должна была записать нашу песню в Лос-Анджелесе, и я им сказал: «Приходите в студию, для вас все готово. Десять минут — вас запишут и снимут». Они мне говорят: «Нет, мы сейчас вместе никуда не ходим». Это парни с одного района, в одном автобусе ездили на гастроли. А мало ли?! Или как группу The War On Drugs спросили весной в интервью: «У вас вышел альбом, вероятно, когда все закончится, вы сразу в тур?» На что их лидер отвечает: «Ребята, какой тур? Мне выйти в магазин стремно. Мало ли чем закончится. А вы говорите — тур». Но есть и еще более серьезные последствия. Пройдет год, два. Мы будем как-то привыкать, все сразу не вернется. Потом три года. И все эти фестивали, они потеряют целое поколение. Возьмем наш владивостокский фестиваль V-Rox. Мы его проводим семь лет, для кого-то он был первым фестивалем в жизни. Пришли люди, которым было 14 или 15 лет. И они ходили каждый год, до 17-летия. А потом у них стали появляться другие интересы. Они прожили отрезок жизни вместе с фестивалем и пошли дальше. А теперь появится поколение, которое не будет знать, что так вообще было. 

Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр, Композитор, Музыкант
Илья
Лагутенко
Читайте также
Герои — 22:18, 14 апреля 2021
О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской
Новости, Новости — 14 апреля, 22:18
Эмма Робертс сыграет в ремейке «Иронии судьбы»
Новости, Новости — 14 апреля, 17:37
Новое место в Москве: секретный бар Conclave на Рочдельской
Новости, Новости — 14 апреля, 16:54
Ксения Дукалис станет ведущей двух новых ютьюб-шоу
Новости, Новости — 14 апреля, 15:53
Сергей Мезенцев записал подкаст в прямом эфире. Поговорили об NFT, блокчейне и криптовалютах
Новости, Новости — 14 апреля, 15:46
У бывшей модели Playboy украли самого большого кролика в мире
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 14 апреля, 14:05
У Satyr теперь есть свое ютьюб-шоу. В нем пародируют «вДудя», Comment Out и «Орла и Решку»
Новости, Новости — 14 апреля, 13:18
Netflix выпустит документальный фильм о Чедвике Боузмане
Новости, Новости — 14 апреля, 12:03
Прослушивания песен DMX выросли почти на 1000%
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Новости, Новости — 14 апреля, 10:55
Disney+ снимет реалити-шоу о футболе с Дэвидом Бекхэмом в главной роли
Новости, Новости — 13 апреля, 17:45
Cardi B выпустила первую коллекцию спортивной одежды
Музыка — 13 апреля, 15:55
Новое в музыке за неделю: SZA & Doja Cat, Tommy Cash, Twenty One Pilots, Olivia Rodrigo, Дора & T-Fest
Музыка — 13 апреля, 15:01
Музыка — самое агендерное из искусств?
Новости, Новости — 13 апреля, 12:43
Met Gala 2021 пройдет 13 сентября. Темой бала станет американская мода
Новости, Новости — 13 апреля, 11:14
Брэд Питт, Хоакин Феникс и Зендая станут ведущими «Оскара»
Музыка — 13 апреля, 10:45
«Киберфолк — это круто». Zventa Sventana комментирует клип «На горе мак»
Кино — 13 апреля, 05:27
Сериалы недели: «Жуки», «Налет», «Они», «Шальные деньги»
Новости, Новости — 12 апреля, 20:57
Россия приостанавливает авиасообщение с Турцией до 1 июня
Образ жизни — 12 апреля, 18:06
Граффити, рок-группы и авангардные оперы. Как полет Гагарина увековечен в поп-культуре
Новости, Новости — 12 апреля, 18:01
Борьба с зависимостью и внутренняя кухня «Подруг»: Карина Истомина пришла в ютьюб-шоу Надежды Стрелец
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 апреля, 17:23
BTS проведут бесплатный онлайн-концерт
Новости, Новости — 12 апреля, 14:14
Блогер собрал копию машины Джеймса Бонда. Она может стрелять и жарить курицу
Новости, Новости — 12 апреля, 13:30
Ярослав Андреев и Дима Масленников в шоу «Петя любит выпить»: о разнице между ютьюбом и тиктоком и немного о личном
Новости, Новости — 12 апреля, 13:18
Мэйси Уильямс стала глобальным амбассадором H&M по вопросам устойчивого развития
Новости, Новости — 12 апреля, 11:16
Первый полет вертолета Ingenuity на Марсе переносится. Все из-за «сторожевого» таймера
Новости, Новости — 11 апреля, 14:01
Джастин Тимберлейк сыграет телеведущего и наемного убийцу в новом сериале от Apple TV+
Герои — 11 апреля, 11:21
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Герои — 11 апреля, 00:28
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)