Интервью, Музыка — 8 октября 2020, 18:54

Альбом, но это не точно. Борис Барабанов поговорил с Ильей Лагутенко о новых формах жизни в музыкальной индустрии времен апокалипсиса

Текст:
Борис Барабанов
Борис Барабанов
Журналист, продюсер

2 октября без какой-либо рекламы вышел новый альбом группы «Мумий Тролль». К удивлению поклонников, им оказался не «После зла», три сингла из которого уже были опубликованы, а фактически EP — «Призраки завтра». Борис Барабанов позвонил лидеру коллектива Илье Лагутенко в Лос-Анджелес, где он пережидает пандемию и откуда управляет всеми многообразными активностями группы. 

Илья, я все ж до конца не могу понять: «Призраки завтра» — часть альбома, ставшая полноценным альбомом? Или EP с тремя версиями заглавной песни? 

Альбомы, которые выходят в этом году, мы начали записывать около двух лет назад. Работа шла в промежутках между гастролями. Мы примерно представляли себе, какими могут быть эти релизы и что их будет сопровождать — какие клипы, какие активности в интернете. То, что было задумано в цифровом мире, в целом идет по плану, в отличие от концертной деятельности. Но в современной индустрии все меняется очень быстро. В итоге у нас теперь все — альбомы. (Смеется.) Еще же ведь будет «Карнавала.Нет. XX лет» — сборник кавер-версий песен с альбома «Точно. Ртуть. Алоэ», выпущенных к его 20-летию. 

Фото: Тимофей Колесников

Как у вас на все времени хватает? 

Ну, как раз этот альбом — не наша инициатива. В прошлом году я получил письмо от Оли Чучадеевой c предложением сделать такой трибьют. 

А она кто? 

Просто музыкальный энтузиаст, с которым мы пересекались по линии «Мумий Тролль бара». Мы и сами планировали сыграть концерт к 20-летию альбома. Целиком мы его никогда на сцене не исполняли. В общем, идея нам понравилась. Мне хотелось, чтобы музыканты сыграли так, как будто это их песни. Но все же как песни! Потому что десять лет назад, когда трибьют «Мумий Троллю» делала «Афиша», казалось, что у участников одна задача — изменить песни до неузнаваемости. В итоге «Карнавала.Нет. XX лет» — вполне показательный для 2020 года релиз. Даже сохранилась некая концепция, которая была в оригинальном альбоме, несмотря на то, что набор музыкантов очень пестрый: от «ГШ» и Вани Дорна до групп, которые я в первый раз услышал как раз на этом трибьюте, от краут-рока до этно-техно. А презентовать мы все это будем на виртуальном концерте в день выхода альбома — 16 октября. 


Вы довольно быстро переориентировались на онлайн-активность. Но виртуальные концерты, кажется, уже вышли из моды. 

Нет, это не просто стрим из дома. У нас своя технология. Мы выстроили целую виртуальную вселенную «Точно. Ртуть. Алоэ», и в ней музыканты, которые находятся в разных местах, смогут объединиться. На самом деле, в момент начала пандемии не было такой технологии, которая позволила бы участникам группы играть одновременно, пребывая в разных географических точках. Стояла задача победить какие-то технические барьеры — помехи, задержки интернета. 99% онлайн-сессий, которые мы видим в ютьюбе, конечно, составлены из партий, записанных заранее и потом сведенных одним человеком. Но некоторые, включая музыкантов группы «Мумий Тролль», запарились по-настоящему. 

Фото: Тимофей Колесников

На радио NPR была большая передача об этой технологии, там участвовали несколько американских джазовых исполнителей. Каждый из нас решал задачу по-своему. Мне было очень важно, чтобы музыканты играли и я пел вместе с ними. И мы нашли решение в виртуальной вселенной. Можно смотреть концерт в VR-очках или на любых других гаджетах. Можно даже назвать это виртуальным фестивалем — группа «Мумий Тролль» в полном составе на главной сцене, участники трибьюта — на второй сцене — все по-настоящему. А после концерта мы собираемся лично пообщаться и сфотографироваться с теми, кто приобрел опцию meet & greet. Мне много лет говорили, что публика не готова к таким виртуальным встречам. Но когда-нибудь это должно было случиться. Пандемия только подстегнула процесс

Фото: Jeff Forney

Наверное, когда-нибудь в том или ином виде живые концерты все же вернутся, но, скорее всего, они будут какими-то другими. Ты согласен с этим? 

Во-первых, вся глобальная концертная индустрия лишилась горизонта планирования. Во-вторых, публика вроде бы по концертам и фестивалям соскучилась, но каждому предстоит ответить на важный вопрос: вот ты лично как будешь себя чувствовать в первых рядах у сцены, где все толкаются и плюются? Кому-то начхать, что это, в общем, опасный контакт, а кому-то уже нет. Есть клубы, где сейчас всем точно на все начхать, но есть большие залы типа «ВТБ-Арены», и надо посмотреть, захотят ли люди идти туда. Одна американская группа должна была записать нашу песню в Лос-Анджелесе, и я им сказал: «Приходите в студию, для вас все готово. Десять минут — вас запишут и снимут». Они мне говорят: «Нет, мы сейчас вместе никуда не ходим». Это парни с одного района, в одном автобусе ездили на гастроли. А мало ли?! Или как группу The War On Drugs спросили весной в интервью: «У вас вышел альбом, вероятно, когда все закончится, вы сразу в тур?» На что их лидер отвечает: «Ребята, какой тур? Мне выйти в магазин стремно. Мало ли чем закончится. А вы говорите — тур». Но есть и еще более серьезные последствия. Пройдет год, два. Мы будем как-то привыкать, все сразу не вернется. Потом три года. И все эти фестивали, они потеряют целое поколение. Возьмем наш владивостокский фестиваль V-Rox. Мы его проводим семь лет, для кого-то он был первым фестивалем в жизни. Пришли люди, которым было 14 или 15 лет. И они ходили каждый год, до 17-летия. А потом у них стали появляться другие интересы. Они прожили отрезок жизни вместе с фестивалем и пошли дальше. А теперь появится поколение, которое не будет знать, что так вообще было. 

Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр, Композитор, Музыкант
Илья
Лагутенко
Читайте также
Кино — 19:46, 3 августа 2021
Сериалы недели: «Миллионер из Балашихи», «Не пытайтесь это повторить», «Чип и Дейл», «Мир кентавров», «Я и все остальные»
Музыка — 3 августа, 19:46
Новое в музыке за неделю: TVETH & LIL SMOOKY, Билли Айлиш, Skepta, SIlk Sonic и Lollapalooza
Новости, Новости — 3 августа, 19:40
Элтон Джон напишет музыку для мюзикла по фильму «Дьявол носит Prada»
Новости, Новости — 3 августа, 16:47
Фанаты карточной игры Yu-Gi-Oh! требуют признать ее олимпийским видом спорта
Новости, Новости — 3 августа, 15:13
Аня Покров стала ведущей шоу «Удиви меня!» на ютьюб-канале Bubblegun
Новости, Новости — 3 августа, 13:47
Актеры сериала «Друзья» выпустили мерч. Вырученные средства пойдут на благотворительность
Новости, Новости — 3 августа, 13:05
Бывший участник Daft Punk Тома Бангальтер напишет музыку для балета Национальной оперы Бордо
Новости, Новости — 3 августа, 10:19
У XO Team появился второй ютьюб-канал
Новости, Новости — 3 августа, 09:10
Трэвис Скотт займется созданием фильмов для киностудии А24
Новости, Новости — 30 июля, 17:11
GeekBrains запускает коллаборацию со Skillbox и VK Работа
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Кино — 2 августа, 21:40
Байопик под спагетти. Борис Барабанов об Италии Лучо Далла в новом фильме Пьетро Марчелло
Бизнес — 2 августа, 16:50
Увольнение из Tinder и харассмент: как основательница Bumble шла к успеху
Новости, Новости — 2 августа, 13:42
Дима Евтушенко пришел в шоу «Пушка» и рассказал о фокусах, заработке и ютьюбе
Новости, Новости — 2 августа, 13:00
Премьера mood-видео Джарахова и Markul на «Я в моменте». В нем снялись Усачев, Ивлеева, Галич и Пязок
Новости, Новости — 2 августа, 11:49
Дуа Липа снялась в посмертном клипе Pop Smoke на трек Demeanor
Новости, Новости — 2 августа, 09:10
У Арианы Гранде пройдут концерты в Fortnite
Кино — 2 августа, 00:44
Мамочка и вихрь. Рецензия на самый личный и (не)провокационный фильм Гаспара Ноэ
Новости, Новости — 1 августа, 15:00
Slava Marlow выпустит три трека за месяц, если его видео в тиктоке наберет миллион лайков
Новости, Новости — 31 июля, 18:18
У Карины Кросс и группы «Мумий Тролль» вышел трек «Время утекай»
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 31 июля, 16:20
Человек-анекдот, мисс Портки и леопард. Рецензия на фильм «Круиз по джунглям»
Новости, Новости — 31 июля, 13:31
Новый тренд в тиктоке: пользователи снимают ремейки старых реклам Skittles, Snickers и Old Spice
Образ жизни — 31 июля, 00:06
Алтай глазами путешественников и блогеров, которые там живут
Новости, Новости — 30 июля, 22:39
Бейонсе представила кроссовки на тракторной подошве в коллаборации с adidas
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Кино — 30 июля, 18:15
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Образ жизни — 30 июля, 14:14
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Новый вишневый вкус
(1 сезон)
Новенький
(2 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Политик
(3 сезон)
Отряд самоубийц: Миссия навылет
Чужестранка
(6 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)