Экранизация культовой инди-игры «Пять ночей с Фредди» уже стала одним из самых кассовых хорроров этого года, несмотря на одновременный выпуск фильма в стриминг. Мы решили вспомнить еще десять самых крутых фильмов ужасов студии Blumhouse, стоящей за успехом «Пяти ночей с Фредди».
«Паранормальное явление» (Paranormal Activity), 2007
Все началось еще во второй половине 2000-х, когда страсти по «Ведьме из Блэр» еще окончательно не улеглись. Создатели будущей франшизы про домового демона прикинули и решили, что еще бюджетней будет сымитировать «найденную пленку», если снимать не в лесу, а в квартире. И не прогадали! Камерный хоррор, снятый изначально всего за 15 тысяч долларов, только в американском прокате собрал 108 миллионов долларов и почти удвоил эту сумму в мировом прокате. Фильм можно использовать в качества наглядного примера в статье про окупаемость!
Сюжет максимально прост: молодая пара переезжает в новый дом и сразу же понимает, что там творятся очень странные дела. Говорят, многие зрители вылетали из кинозала, не выдерживая накала страстей. «Паранормальная активность» стремительно превратилась в пышно разрастающуюся франшизу — в следующие десять лет вышли шесть сиквелов.
«Визит» (The Visit), 2015
Запустив успешную хоррор-франшизу и как следует заработав, создатель студии Джейсон Блум и компания занялись еще одним благородным делом — реанимацией карьеры М. Найта Шьямалана. К 2015 году режиссер «Шестого чувства», «Знаков» и «Таинственного леса» здорово себя дискредитировал. В течение лет десяти его преследовал один провал за другим: «Девушка из воды», «Явление», «Повелитель стихий», «После нашей эры» — все мимо кассы (и критиков). Даже самые преданные фанаты мастера неожиданных развязок, казалось, потеряли надежду и переключились — кто на Нолана, кто — на Вильнева.
Малобюджетный «Визит», опять же снятый в формате «найденной пленки», буквально возродил карьеру Шьямалана. На наших глазах он, словно птица феникс, стремительно восстановил свою репутацию из горстки пепла. А ведь ради съемки «Визита» бедолага взял в кредит, заложив собственный дом. Завязка сюжета максимально проста: юные Бекка и Тайлер приезжают погостить у бабушки с дедушкой, которых они никогда не видели.
Шьямалан подтвердил звание главного трикстера современности, а «Визит» стал одним из самых запоминающихся триллеров 2010-х. Без него, как правило, не обходится ни один подобный топ.
«Сплит» (Split), 2017
Перезапустив карьеру, Шьямалан продолжил сотрудничество с «Блумхаусом» и отважился еще на один смелый эксперимент — сделать сиквел своего умеренно успешного «Неуязвимого» 2000 года, но так, чтобы никто не догадался, что это продолжение той же истории. «Сплит» стал еще одной большой удачей Шьямалана, чья карьера после этого шла только по восходящей. «Визит» при бюджете всего в 5 миллионов собрал 100, а «Сплит», который обошелся в 9 миллионов, заработал около 300.
В центре сюжета — будни маньяка с множественным расстройством личности (Джеймс МакЭвой). Всего в подсознании несчастного немирно уживаются целых 23 разнохарактерные и разнополые личности. Однажды злодей похищает прямо со автостоянки трех девушек, одной из которых — на его беду — оказывается героиня Ани Тейлор-Джой.
В 2019-м вышла завершающая часть всей этой трилогии — «Стекло», также созданная совместными усилиями Шьямалана и «Блумхауса».
«Прочь» (Get Out), 2017
Наигравшись с экспериментальными форматами и сверхприбылью, Джейсон Блум решился на работу с новым авторским кино. И опять не прогадал! «Знал ли я, что "Прочь" станет хитом? Нет! — признавался позже продюсер в интервью Insider. — Просто мне понравилось, какой странный был сценарий». Что ж, после нескольких лет без единой промашки «Блумхаус» мог себе такое позволить. Картина не только круто окупилась (176 миллионов прибыли при бюджете в 5), но и получила «Оскар» в номинации «Лучший сценарий». А комик Джордан Пил запустил режиссерскую карьеру, в кратчайшие сроки превратившись в новую надежду жанра хоррор и видного деятеля арт-хоррор-движения.
«Прочь» начинается как комедия в духе «Знакомства с родителями»: девушка из белой элиты привозит знакомиться с родителями своего темнокожего бойфренда — фотографа из Нью-Йорка. Постепенно картина мутирует в параноидальный сатирический хоррор, который смело уличает в расизме прогрессивную прослойку американского общества и приберегает для зрителя парочку криповых твистов.
Второй свой фильм, «Мы», Пил снимал также при поддержке «Блумахауса».
«Счастливого дня смерти» (Happy Death Day), 2017
На определенном этапе люди из «Блумхауса» решили, что будущее хоррор-мейкинга — за жанровыми гибридами. И началось! Для начала они решили скрестить молодежный слэшер с «Днем сурка». Главная героиня «Счастливого дня смерти» попадает во временную петлю — прямо во время собственного дня рождения ее раз за разом убивает маньяк в маске. Чтобы выяснить, что происходит, у девушки в запасе — целая вечность. Маску для убийцы, кстати, разработал тот же человек, что создал образ Призрачного лица для хоррор-франшизы «Крик».
Простенькая идея была настолько удачно воплощена, что вернула моду на временные петли — через пару лет на свет появились «Матрешка» и «Зависнуть в Палм-спрингс». Студию опять ждал успех как по лекалам — 5 миллионов бюджета волшебным образом превратились в 125, что, понятное дело, вылилось в оперативный, но гораздо менее успешный сиквел «Счастливого нового дня смерти» 2019 года.
«Дичь» (Freaky), 2020
Следующим этапом проекта жанровых гибридов стал микс молодежного слэшера и фильмов про обмен телами (см. «Чумовая пятница», «Мальчик в девочке», «Хочу как ты», далее — по списку). Серийный убийца, прозванный прессой Мясником из Блиссфилда (слегка помятый, но уморительный Винс Вон), меняется телами со старшеклассницей в исполнении Кэтрин Ньютон из четвертой части «Паранормального явления».
Критики остались более чем довольными (83% на Rotten Tomatoes — шутка ли), но сборы у «Дичи» оказались не такими внушительными, как привыкли в «Блумхаусе», так что про гибриды на некоторое время пришлось забыть.
«Черный телефон» (The Black Phone), 2022
Пути «Блумхауса» и Джо Хилла, сына короля ужасов Стивена Кинга, когда-то должны были пересечься. Случилось это в ковидном 2021-м, когда Блум и компания задумали перенести на экран рассказ Хилла «Черный телефон». В результате на свет появился одноименный ретротриллер, в котором Итан Хоук с неменьшим успехом, чем в «Лунном рыцаре», примеряет на себя роль злодея. Актер играет маньяка по кличке Граббер, который безнаказанно похищает детей в пригороде Денвера в конце 1970-х. Но однажды ему в руки попадется 13-летний Финни Блейк, которому удается связаться с кем-то по нерабочему черному телефону, висящему на стене подвала похитителя.
Удивительным образом прямая как линейка история приглянулась и критикам и зрителям. Во многом благодаря работе Хоука — созданный им образ назвали миксом Вилли Вонки и Пеннивайза из «Оно». Актер и режиссер «Черного телефона» Скотт Дерриксон уже работали вместе на съемках другого Блумхаус-хоррора — «Синистер» 2012 года.
Вскоре после выхода «Черного телефона» на экраны Джо Хилл связался с Дерриксоном и заявил, что у него есть «отличная идея» для сиквела. Кажется, мы являемся свидетелями рождения новой хоррор-франшизы! Релиз «Черного телефона 2» назначен на лето 2025-го.
«Больной» (Sick), 2022
Первый в истории ковид-слэшер! Но точно не последний — очень уж благодатную почву для всевозможных хорроров подготовил пандемийный карантин. В апреле 2020-го героини фильма — как и все мы — столкнулись с необходимостью уйти на самоизоляцию. Но в отличие от большинства из нас у одной из них был гигантский загородный дом на озере. Лучшего места для локдауна и не найдешь, подумали девушки. Ничего хорошего эта мысль им не принесет, как вы понимаете.
Занимательная особенность. В отличие от своих сверстников из 1980-х, 1990-х и 2000-х зумеры не накачиваются пивом до бессознания в загородных домах своих преуспевающих родителей, а чистят зубы и идут спать вовремя. Ведь все веселье происходит в соцсетях. Единственное, что может их напугать до чертиков среди ночи, — это отсутствие мобильного на прикроватной тумбочке. Ну и включенная на полную громкость группа Erasure.
Тема зловещих игрушек не должна ограничиваться излишне серьезной «Аннабель», решили люди из «Блумхаус», вспомнив о старых добрых комедийных ужастиках из 1980-х (см. «Детские игры», «Клоуны-убийцы из космоса», «Повелитель кукол», «Демонические игрушки» и так далее). Сказано — сделано! В начале 2023-го на экраны выходит «М3ГАН» про обладающую искусственным интеллектом куклу-андроида, с которой — как того велят законы жанра — что-то пошло не так.
Картина имела огромный кассовый успех, уступив в момент выхода только второму «Аватару», и мгновенно приобрела культовый статус. Сиквел уже находится в работе и должен выйти в начале 2025-го.
«Конкретный убийца» (Totally Killer), 2023
Третий этап проекта жанровых гибридов — смесь подросткового слэшера и франшизы «Назад в будущее». Главная героиня в исполнении Кирнан Шипки из «Леденящих душу приключения Сабрины» отправляется на 35 лет назад — в благословенный 1987-й, чтобы установить личность маньяка по кличке Sweet Sixteen Killer, убившего в 2023 году ее мать. Там девушка пытается прикинуться обычной ученицей из 1980-х, но получается не очень. Возмущение вызывает почти все — сексистские футболки, расистские логотипы спортивных команд, возмутительный абьюз со стороны физручки и постоянные шутки про оральный секс от сверстников из прошлого.
В отличие от «Дичи» этот гибрид оказался гораздо более жизнеспособным и не только заслужил похвалу от критиков (87% на Rotten Tomatoes), но и, судя по всему, имеет все шансы на получение сиквела. В финальной сцене героиня понимает, что вмешивание в пространственно-временной континуум имеет последствия и надо быть совсем плохим сотрудником «Блумхаус», чтобы не развить это еще в один отдельный фильм.