Исторический триллер «Цербер» на фестивале «Пилот» победил в номинации «Лучший сериал — выбор жюри» и стал одним из самых обсуждаемых проектов мероприятия. Сейчас съемки сериала по сценарию Александра Гоноровского продолжаются в Ленинградской области. Корреспондент SRSLY побывал на площадке в Выборге, где пообщался с актерами сериала, режиссером Владимиром Щегольковым и разузнал подробности проекта.
Сюжет сериала «Цербер» отсылает к восстанию декабристов 1825 года. Спустя пару месяцев после попытки госудраственного переворота зачинщики подавленного выступления на Сенатской площади ждут своей участи в Петропавловской крепости, а в Петербурге продолжаются аресты участников бунта и поиски заговорщиков, пытающихся скрыться от властей. А тут еще в городе орудует серийный убийца, чьими жертвами становятся доносчики на декабристов, с которыми он расправляется разными экзотическими способами — то рояльной струной, то огнем — и вкладывает в руки жертв листок со строчкой из стихотворения Пушкина.
Расследовать череду загадочных преступлений поручают дворянину Бошняку, выпущенному из-под ареста, куда тот угодил по подозрению в причастности к декабристскому восстанию. В этой роли Сергей Марин предстает в совершенно новом образе — голубоглазым и с вьющимися волосами почти до плеч. Он играет реальную личность — коллежского советника и любителя ботаники Александра Карловича Бошняка.
Это далеко не единственный персонаж сериала, списанный с реальной личности: в «Цербере» также появляются шеф жандармов Бенкендорф (Дмитрий Ульянов), царь Николай Первый (Алексей Трофимов), декабрист Павел Пестель (Максим Блинов), граф Витт (Евгений Цыганов), под начальством которого служит Бошняк, капитан Ушаков (Александр Горбатов), демоническая красавица-полька Каролина Собаньская (Вера Колесникова), поэт Александр Пушкин (Лев Зулькарнаев), а также его няня Арина Родионовна (Ирина Соколова).
То, как на самом деле выглядел Александр Карлович Бошняк, можно только вообразить.
Сергею Марину в подготовительный период удалось найти в интернете единственный портрет Бошняка, изображенного в профиль в очках. «Когда мы придумывали образ, эти очки в разговоре всплыли, — рассказывает актер. — Я разыскал в Москве коллекционера антикварных и винтажных очков и купил у него семь пар, отполировал их, поменял линзы на стекла. А для съемок мы выбрали одну пару, которая нам показалась более подходящей моему персонажу».
Также Сергею подобрали голубые линзы, которые в сочетании с темными волосами актера придают его герою признаки аристократизма. «Самой атмосфере сериала такое сочетание добавляет таинственный мистический эффект», — считает Сергей. На первый взгляд может показаться, что актер снимается в парике, но, как выясняется, это не так. «У меня свои волосы с вкраплением наращенных на капсулу прядей горячими щипцами, — уточняет Марин. — Я с ними хожу с начала съемок, сниму, только когда закончим».
Сведений о Бошняке немного. Известно, что он был вхож в тайное Южное общество, знал о движении декабристов, но на Сенатскую площадь не выходил. «А у нас по сюжету Бошняк — такой лазутчик: доносит о заговоре Бенкендорфу и царю, — рассказывает Сергей. — Александр Карлович поступает так, как велит ему долг, понимая, что красивые разговоры в обществе приведут к страшным последствиям, потому что реформы не делаются истреблением царской фамилии и кровавым переворотом».
Бошняк служит под началом графа Витта, оба они неравнодушны к Собаньская, но, как говорит сама Каролина, граф дает ей деньги и свободу, а любит она Александра Карловича. Стараниями соперника Бошняк и угодил в застенки, где провел какое-то время. Всегда безупречно одетый, он и в камере тщательно следит за внешним видом. Даже стражник, ведущий его на допрос, ахает: арестант тут уже который день, а мундир на нем как будто только что от портного. «Важная деталь — внутреннее благородство Бошняка отражается и снаружи, — уточняет Марин. — Конечно, он педант».
В одной из сцен Бошняк и Витт выясняют отношения на шпагах. «Я умею фехтовать, и в кадре на съемках сериала “Собор” фехтовать приходилось, — вспоминает Сергей. — Но здесь другая эпоха, и другая стилистика фехтования, которую мы с Женей Цыгановым осваивали под руководством постановщика трюков. Кстати, вместе с Женей мы уже снимались в сериале “София”, но там играли братьев, а на этом проекте наши персонажи стали соперниками».
Реальный Бошняк увлекался рисованием, поэтому герой в сериале пишет портреты и рисует цветы. «У меня тоже рисование — хобби, занимаюсь, когда нет работы, и в кадре частично рисую сам», — делится Сергей.
Также по сюжету расследовать загадочные убийства из Москвы в Санкт-Петербург прибывает тайная комиссия, возглавляемая гениальным, но странным сыщиком Лавром Петровичем — персонажем Тимофея Трибунцева. Только вот узнать актера с ходу не удастся, поскольку он играет в пластическом гриме — толстый, лысый, в нелепом платке — догадаться можно разве что по голосу или глазам. К Лавру Петровичу приставлены два болвана — мелкий воришка, которого играет Кирилл Кяро, и картежник в исполнении Владимира Крылова, от обоих толку в расследовании ноль.
«В сериале поднимаются серьезные темы: восстание декабристов, измена Родине, присяге и царю, — а мы существуем в контрапункте с остальными персонажами. Наши герои придумывались на ходу, когда мы уже встретились на площадке. Этот проект дает возможность экспериментировать. Кстати, когда Тима Трибунцев первый раз подошел ко мне в гриме, я его не узнал. И какое-то время не мог к нему в гриме привыкнуть, видел, как он заходит в вагончик, и сразу не мог сообразить, кто это. А привыкнув, не сразу узнавал Тиму, когда он появлялся уже разгримированным», — говорит актер.
Как оказалось, у Трибунцева в «Цербере» две роли. Образ второго его персонажа придуман на контрасте с Лавром Петровичем — тщедушный похотливый дядечка, которого Тимофей играет в кудрявом рыжем парике. И в этом обличье актера тоже так запросто не узнать. Герой влюблен в хозяйку дешевого борделя Жозефину — небольшая роль, которая досталась Мариэтте Цигаль-Полищук. «Мы с Тимой снимались у Володи Щеголькова в проекте “Что и требовалось доказать-2”, думаю, мы довольно забавная пара, которую ему снова захотелось повторить на экране, — считает Мариэтта. — У меня в “Цербере” всего одна смена, но я прочла сценарий целиком, настолько сюжет захватил».
После интимной сцены Жозефины и влюбленного в нее кавалера Трибунцева забирают на пластический грим. За перевоплощение Тимофея в толстяка-сыщика отвечает художник по пластическому гриму Алексей Ивченко. Эта работа занимает более двух часов. А в борделе тем временем снимают следующий эпизод с участием Сергея Марина, но Бошняк в сомнительном заведении появляется исключительно по делу, связанному с расследованием, и у него есть вопросы к Жозефине.
«Наш сериал не о политических реалиях XIX века. Декабристы, царь, восстание — исторический фон, агрессивная среда, на фоне которой главному герою предстоит сделать личный выбор», — отмечает режиссер «Цербера» Владимир Щегольков.
«Присяга заставляет его не считаться с друзьями и любимой женщиной. Как и Пушкин на этом фоне решает проблемы своего творческого поиска. Поэт появится в сериале ближе к финалу. У нас впереди еще экспедиция в Пушкиногорье, и там мы завершим съемки», — добавляет он.
Сериал «Цербер» появится в онлайн-кинотеатре PREMIER уже этой осенью.