Обзоры, Кино — 4 сентября 2022, 15:00

44-й ММКФ, день шестой и седьмой: «Грусть», «Бум-бум», «Сверхъестественное. Знаки», «Усекновение»

Антон Фомочкин рассказывает о четырех фильмах Московского международного кинофестиваля, герои которых оказываются одержимы.
«Грусть» (Ku bei)

Программа «Дикие ночи»

Джим (Берант Чжу) и Кэт (Реджина Лэй) — молодая пара на подступах к «бумажному» кризису отношений. Рабочие графики не пересекаются в точке совместного отпуска. Утренняя ругань лечится запойной подростковой нежностью (пока). Запланированный на вечер примирительный романтический ужин приходится отложить. Средь бела дня люди сдирают друг с друга скальп, улицы полнятся бесхозными патрульными машинами, говорящие головы на телеэкране спорят о новой пандемии, симптомы которой напоминают бешенство. Чтобы воссоединиться с Кэт (девушка опрометчиво уехала на работу), Джиму придется обойти толпы обезумевших горожан. «Ты на суше, я на море, мы не встретимся никак». Любовь, как полагается, все стерпит — а иммунитет?

#INSERT_ARTICLE#

Быстрее, выше, сильнее, жестче. Не фильм, а зачет по хоррор-ГТО. Утопить повара-баристу во фритюре? Чек. Поиграть в «Заводной апельсин»? Чек. Отрубить пальцы садовыми ножницами? Чек. Челлендж — перещеголять собратьев по жанру ради того, чтобы возбужденные юзеры на Letterboxd дрожащими пальцами набирали ревью о том, что «никогда такого не видели». Бутафорская кровь льется рекой, но совсем не греет. 

«Грусть» — концентрат, который забыли развести в воде. Сюжет сводится к функции. Локации можно пересчитать по пальцам одной руки. Помимо однообразной бойни, не происходит, примерно, ничего — за лаконичные полтора часа хронометража утомляет и это. Сплошная физика (без намека на приставку «мета»), праздник непослушания: инфицированные инфернально гогочут, несут скабрезную околесицу, т@#$ают все, что движется (куда придется), и раздирают несчастных на части. Вернувшись на первых порах в свою двухкомнатную обитель, Джим переключает каналы с профилактической заставкой и останавливается на психоделическом мультфильме, где за ритуальной процессией крадется двухметровый волк. Из городских динамиков звучат угрозы. За окном истошно вопят. Запала шизофренического кошмара хватает на одну единственную сцену, все остальное — «Том и Джерри» от мира зомби-кино. Редкий фильм, который в пересказе кажется лучше, чем он есть на самом деле. 



«Бум-бум» (Dum dum)

Программа «Тигры и драконы»

Несколько лет назад DJ Ина (Ким Ён-джи) оккупировала верхние строчки SoundCloud, собирала клубы и была предана техно-музыке. Нежеланная беременность. Бежавший (от обязательств) за границу бойфренд. Тяжелые роды. Теперь Ина (уже без приставки DJ) — белый воротничок в колл-центре: невзрачная рубашка, черные брюки, волосы, собранные в неаккуратный хвост. Девушка живет под одной крышей с психически нестабильной матерью (Юн Ю-сон) и никак не может решиться забрать свою маленькую дочь у родных несостоявшегося отца. Когда в офисе намекнут на сокращение, Ину вновь позовет техно — на горизонте замаячит конкурс, по итогам которого можно выиграть двухлетнее резидентство в крупном Берлинском ночном клубе.

#INSERT_ARTICLE#

Пока мать заботливо абьюзит дочь, посылая по 150 смс за раз, и утверждает, что та играет «музыку дьявола», девушка не может ничего с собой поделать. История Ины — абсолютно голливудский материал с мелодраматическими частотами, легкоуловимыми нечутким ухом американского зрителя. Инициация молодой матери. Дисфункциональная неполная семья. Творческий конкурс как единственная возможность получить золотой билет в один конец. Если на месте неулыбчивой героини представить Кристен Стюарт (так, как она, рубашки в кадре никто не носит), на партию ее мамы поставить кого-нибудь, типажа Сары Полсон (человека, способного убедительно изображать помешательство), вуаля — оскаровский номинант готов. 

Еще не разошедшийся на ремиксы «Бум-бум» — немного рассеянный, но обаятельный южнокорейский мейнстрим, примиряющий с реальностью. В Берлине хорошо, а дома лучше, достаточно играть сет не для кого-то, а для самой себя. Здесь с горя опрокидывают несколько стопок соджу. Техно-сцена бьется за кислород с попсовым EDM. Ину огнями манит диджейский пульт, томящийся в витрине магазина электроники. В своей офисной будке она замечает стикер «Улыбка на кончике пальцев» и принимает девиз как руководство к действию. Сердце героини — DJ-контроллер: бьется, дышит, учится любить. «Бум-бум» местами чрезмерно буквален, но настраивает на свою волну. 



«Сверхъестественное. Знаки» (Something in the Dirt)

Программа «Дикие ночи»

Бармен Леви (Джастин Бенсон) — каре с непрокрашенными корнями, стиль 11-летнего скейтера, биография, состоящая исключительно из судебных запретов и семейных трагедий — переезжает в дешевый лос-анджелесский клоповник. Его сосед Джон (Аарон Мурхед) — переживающий тяжелый разрыв свадебный фотограф — рад новому знакомству, ведь пить пиво в одиночестве не слишком весело. Зайдя в гости, он замечает, что хрустальная пепельница Леви сама собой поднялась в воздух и бликует на стенах таинственным символом. Недолго думая, товарищи решают подробно изучить феномен и снять об этом документалку, что вытеснит из их жизней сначала все свободное, а потом и рабочее время.

#INSERT_ARTICLE#

Если бы увлекательный конспирологический тред с Reddit был фильмом. Режиссерский тандем Бенсона и Мурхеда все детство тащился от «Секретных материалов» и зачитывал до дыр собрание сочинений Говарда Лавкрафта: потому, во-первых, истина где-то рядом, а во-вторых, в потемках удручающей обыденности непременно таится ухмылка какой-нибудь склизкой твари из других миров. Многоквартирный дом, над которым взмывают вверх самолеты (аэродром по соседству — аренда за бесценок), урчит, скрипит и сочится жижей. В квартирке под крышей душно и жарко, как в преисподней — о том, что Лос-Анджелес — погребальный город для неупокоенных душ, с которого начнется второе пришествие, — говорил еще Ричард Келли в «Сказках юга», с которыми у Бенсона и Мурхеда складывается негласный диалог.

К каждой из многочисленных теорий заговора, между которыми в своем математико-эзотерическом путешествии дрейфуют Леви и Джон, постановщики относятся также бережно, как к подростковым сочинениям, случайно найденным в ящике стола. «Сверхъестественное. Знаки» — кино коллажное, рефлексирующее о детстве, отрочестве и особенно промежутке-пропасти, поглотившей все годы между получением аттестата зрелости и разочарующим 30-летием. Осеннее равноденствие. Судный день. Поп-культурные понятия, как спрятавшиеся в материнской матрешке дети: стоит им быть озвученными в кадре, направляют движение мысли зрителя по ложному следу. Здесь Лавкрафт встречает «Симулякры и симуляцию» Бодрийяра, а Бенсон и Мурхед наполняют смыслом абстрактный беспорядок. Главный твист — не в наличии/отсутствии духа по соседству. «Сверхъестественное. Знаки» — ода самодельному кинематографу, главный «земной» вывод которой: дружба хрупкая может разбиться легче хрустальной пепельницы.



«Усекновение» (Usekovanje)

Программа «Основной конкурс», приз за лучшую режиссуру

Родственники тайком (вокруг бушует ковид, собираться больше, чем впятером, запрещено) съезжаются в небольшую квартирку на празднование «Усекновения главы Иоанна Предтечи». Гости беззаботно пьют ракию и делятся своими неудачами (настоящего и прошлого). Хозяева никак не решатся рассказать всем, что собираются развестись. В соседней комнате обособленно расположился их сын-наркоман Йован (Павле Менсур), украдкой ждущий появления пришельцев (готовых забрать 2% от население земли с собой) юноша, чье имя говорит само за себя.

Кадры из фильма «Усекновение»

«Сьераневада» Кристи Пую с легкими мистическими обертонами. История в классическом жанре: семейное сборище неврастеников, эгоцентриков и просто уставших людей, заканчивается очищающим утробным криком. Магический реализм сербских панелек — подъезды напоминают космические шаттлы, бороздящие просторы славянской хтони. Старшие говорят на разочарованном языке быта (купить на рынке рыбу, раздобыть для посиделок стол) и несбывшихся надежд. Младшие обмениваются знаком вулканского салюта (живи долго и процветай) и ироничной системой звуков, подбешивающих их родителей. Скромная квартира вмещает в себя сразу два поколенческих болезненных микрокосма, как обычно и бывает во время церемониальных посиделок с родственниками. Те, кто вроде бы вырос из «комнаты для младших», особенно неуютно чувствуют себя за общим столом. «Усекновение» — структурно разобщено, так же как и семья Йована (что для дебюта вполне естественно), но щемяще узнаваемо во всем, что касается шепотов, криков и подростковых симпатий. 


     
#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр, Продюсер
Сара
Полсон
Актёр, Режиссёр
Кристен
Стюарт
Читайте также
Образ жизни — 17:31, 17 октября 2024
Расул Чабдаров, Андрей Бебуришвили и еще 4 комика, чьи новые спешлы стоит посмотреть
Образ жизни — 17 октября, 17:31
Постмодернистский Marvel с Буддой, вампирами и нейросетями. Объясняем устройство метавселенной Пелевина и его новый роман «Круть»
Образ жизни — 18 сентября, 15:19
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина
Новости, Новости — 17 октября, 16:15
Поэт и его злой рок в трейлере фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Новости, Новости — 17 октября, 14:11
Милош Бикович в трейлере сериала «Дайте шоу» 
Новости, Новости — 17 октября, 12:43
Сатир, Ваш и SQWOZ BAB: финалисты «Простора» от VK сняли шоу со звездами
Новости, Новости — 16 октября, 22:12
Тося Чайкина и «Три дня дождя» выпустили клип на песню «Земля»
Новости, Новости — 16 октября, 18:55
700 заведений и 50 городов: стартовал Российский ресторанный фестиваль
Образ жизни — 16 октября, 17:18
Чистый прикол, 100% pure шутки. Первое большое интервью блогера Игнатия Винтурова
Новости, Новости — 16 октября, 16:00
Следующим фильмом Дэвида Финчера станет вестерн Bitterroot
Новости, Новости — 16 октября, 14:00
Тейлор Свифт анонсировала книгу и виниловый альбом о гастрольном туре The Eras
Новости, Новости — 16 октября, 12:05
Сериал «Медленные лошади» продлили на 6-й сезон
Новости, Новости — 15 октября, 19:14
200 дизайнеров, 83 модных показа и 25 лекций: рассказываем, как прошла Moscow Fashion Week 2024
Новости, Новости — 15 октября, 14:45
Большой фестиваль мультфильмов объявил программу
Новости, Новости — 15 октября, 11:40
«Кинопоиск» представил «Куруч идет в сезон» — новое шоу про хоккей
Новости, Новости — 14 октября, 19:00
Ксавье Долан начнет съемки нового фильма в 2025 году
Новости, Новости — 14 октября, 16:55
Крид, Мягкова и Аранова приняли участие в благотворительной акции от «Вкусно — и точка»
Новости, Новости — 14 октября, 14:50
У хоррора «Я иду искать» будет продолжение
Образ жизни — 13 октября, 23:25
Многовекторная система новой моды. Как прошел BRICS+ Fashion Summit 2024
Новости, Новости — 13 октября, 15:22
Новый фильм Кристофера Нолана может выйти в 2026 году
Новости, Новости — 12 октября, 14:22
«Кожу рвут и режут слова»: Наша Таня релизнула фит с PALC про овершеринг, но это не точно
Кино — 11 октября, 20:28
Эй, маяк! Дневник третий: призрак видеопроката, безудержный кутежник Стоянов и камео Мартиросяна
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 октября, 19:52
Постхор Attaque de panique выпустил свой первый альбом début.
Новости, Новости — 11 октября, 15:48
Исповедь под мемфис-трэп: слушаем фит CAKEBOY & КлоуКома с Thomas Mraz
Новости, Новости — 11 октября, 13:46
Ткани на грани реальности, границы культурной апроприации и что любят инвесторы: рассказываем, чем запомнился II BRICS+ Fashion Summit
Новости, Новости — 11 октября, 11:44
У группы Intelligency вышел новый альбом The Ideals
Новости, Новости — 10 октября, 19:15
У «Алисы» появилось собственное мобильное приложение
Кино — 10 октября, 19:06
Эй, маяк! Дневник второй: мстительный скуф Магнитогорска, обидчивый зэк Борисов и саундтрек к апокалипсису
Новости, Новости — 10 октября, 17:01
Начались съемки 2-го сезона «Черного облака»
Новости, Новости — 10 октября, 15:00
Том Харди снимется в новом сериале Гая Ричи
Новости, Новости — 10 октября, 12:50
«Техасская резня» и «Психо»: Variety назвал 100 лучших хорроров в истории
6.5
Не говори никому
5.5
Все закончится на нас
5.2
Пингвин
(1 сезон)
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
8
Эмили в Париже
(4 сезон)
8.9
Властелин колец: Кольца власти
(2 сезон)
8.7
Майор Гром: Игра