После «Войны бесконечности» у Тора (Крис Хемсворт), в отличие от остальных Мстителей, жизнь будто бы даже наладилась. В расписании: бороздить далекие планеты вместе со Стражами Галактики и своим другом Коргом (Тайка Вайтити), класть одной левой всякие малоразвитые цивилизации на утеху другим и к раздражению Звездного Лорда и Дракса (которые, очевидно, не готовы работать на разогреве у громовержца) и проверять, как там дела в земном парке — Асгарде, выросшем в настоящий «Диснейленд» усилиями Валькирии (Тесса Томпсон). Но настоящих геройских дел прибавляется, когда проносится слушок о том, что некий Гор (зловещий Кристиан Бэйл, напоминающий звезду любого bodyart con'a) устроил натуральный божественный геноцид. Тут уже не до publicities, надо защищать своих.
Сложилось ощущение, что «Тор: Любовь и гром» шел к экранам слишком долго. Почти пять лет прошло с тех пор, как асгардцы победили Кейт Бланшетт в причудливом головном уборе и отправились цыганским табором в небо. Это в общем-то даже не подводка к тому, что ожидания не оправдались. В каком-то смысле наоборот — Тайка не стал ломать комедию на ровном и неровном месте, хотя по «Рагнареку» казалось, что «Тор» уже никогда не будет серьезным. Более того, постановщик уместил богоборческий и жестокий миф в форму сентиментального кино.
Проблема в другом. Тайка — не перфекционист, и зрелище для него важнее деталей, из которых оно состоит. Наверное, Джеймс Ганн подумал бы, что плейлист для «Тора» был найден в Spotify. При всей любви к мелодике песен Only Time и Paradise City — that’s boring для кинокомикса, который претендует быть крутым как виртуозный гитарный риф и стильным как укладка Хендрикса. Тем более что девушка Тайки Вайтити — Рита Ора! Ну неужели они не слушают редкий винил! А вот с любовью и громом не обманули.
Далее спойлеры:
По сюжету, Джейн Фостер (Натали Портман) заболевает раком и спасается только благодаря Мьёльниру, при прикосновении дарующему ей высшую силу, так как однажды Тор попросил молот (как животворящий крест) защищать его любимую.
Спойлеры кончаются.
И вот вместо «Безумного Макса» от Marvel мы получили христианский фильм о том, что, когда бьют молнии, человечество спасет только любовь. Это классно! Классно и то, что молниями в фильме стреляет не только Тор. Большой и желтой, как из модного концепт-стора, владеет Зевс (Рассел Кроу, оттренировавший блистательный греческий акцент).
Ну, и Гор, coulddabe один из лучших злодеев в MCU — настоящий, пугающий, шекспировский — обкрадывается силами студии. Что-то сняли, что-то вырезали, уничтожение королевств не показали, злодейских речей не заготовили, но Бэйл все равно сделал все, что мог и даже больше. Конечно, в заданных рамках. И рамки эти, прямо скажем, не как у Fox («Логан») или Warner Bros. («Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»).
Тайка, наверное, мог бы их раздвинуть, но, кажется, ему комфортнее, когда можно привернуть пару классных режиссерских штучек: визионерскую (роскошный сегмент в черно-белой палитре) и свою фильмографическую (шпана берется за оружие), а в остальном следовать вполне понятным законам MCU. Ни шага влево, ни шага вправо.
«Тор: Любовь и гром» пусть и лиричный, пусть и нежный, пусть и яркий, но его аттракционная механика не дает в полной мере относиться к картине с исключительной симпатией. Все режиссеры кинокомиксов хотели бы быть Заком Снайдером, но Зак Снайдер у нас один, а режиссеров у кинокомиксов много. Не говоря, уже о самих комиксах. В общем, с такой конкуренцией Тайке Вайтити сложно рассчитывать на восхищение.