«Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home)
Мистерио (Джейк Джилленхол) рассказал всему миру, что Человек-паук — это Питер Паркер (Том Холланд), устроивший разгром Лондона. На удивление, все поверили. Паркер вынужден скрываться, но в итоге не выдерживает и приходит к Доктору Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч) с просьбой: наколдуй, чтобы все забыли, кто я такой. Стрэндж колдует, однако Паркер меняет заклинание на ходу, и в наш мир начинают проникать герои из других вселенных — фильмов, где Тоби Магуайр и Эндрю Гарфилд играют своих пауков.
В целом о «Нет пути домой» сложно рассказывать без спойлеров. Окей, есть часть сюжетных аспектов, которые студия выдала в трейлерах, — этим можно и ограничиться, отделавшись фразой о том, что вы действительно увидите всех, кого ожидали.
Первый час состоит из привычных каламбуров и исключительного фансервиса в скучных локациях с использованием скверного CGI. Паркер-Холланд знакомится со всей когортой несчастных злодеев, от Доктора Октавиуса (Альфред Молина) до Электро (Джейми Фокс), участвует в не очень зрелищных побоищах, пока Доктор Стрэндж не дает ему задачу в духе квеста из RPG: отлови их всех, и покончим с этим.
К сожалению, предполагаемый размах психологических и визуальных столкновений не дотягивает практически ни до одного сольника из всех вселенных, не говоря уже о «Мстителях», где в те же два с половиной часа умещается огромное количество личных трагедий разных героев. Юморная интонация понятна: паучок — всегда неунывающий добрый сосед. Но даже самые драматические моменты разбиваются о желание авторов постоянно пичкать и пичкать фанатов интертейнментом, который начинает утомлять.
Главное же достоинство картины неочевидно: зумер-паук проводит психотерапевтические беседы с поехавшими стариками. Давайте жить дружно, мы сейчас всех починим, и все будут счастливы. Безусловно, приятно любоваться теми, кто внезапно для себя счастливо вернулся к своим ролям, — это и поселившийся давно в арт-кино Уиллем Дефо, отчаянно играющий настоящий делирий (по этому сложно не соскучиться), и Альфред Молина, совсем редко мелькающий на больших экранах, да тот же Джейми Фокс, который, кажется, безумно доволен тем, что его персонажа достали с полки, из одного из самых неудачных фильмов про паука в истории, и он тоже может порезвиться на этом большом предновогоднем утреннике. И вообще, если уж и говорить о настроении фильма в таком ключе, «Человек-паук: Нет пути домой» — это фильм-елка, которая, скорее всего, соберет два миллиарда рублей в российском прокате. Все поколения объединяются и возвращаются в прошлое, в котором Тоби Магуайр вверх ногами целовал Кирстен Данст, но ностальгия — не драматургическое оружие, а фон, которым куда удачнее мог бы воспользоваться более одаренный режиссер, чем Джон Уоттс. Конечно, хорошо, что мы все здесь сегодня собрались, и, возможно, кому-то для праздника этого будет вполне достаточно.
«Оленьи рога» (Antlers)
Маленький мальчик Лукас (Джереми Т. Томас) живет с папашей (Скотт Хэйз) в шахтерском городке. Однажды папаша цепляет в шахте какую-то хворь, ставит на дверях замки и просит к нему не заходить. В городе происходит череда загадочных зверских убийств. Шериф (Джесси Племонс) не понимает, что к чему, а его сестра, школьная учительница (Кери Рассел), находит под столом Лукаса пугающие рисунки и догадывается, что мальчик как-то связан со злом, опустившимся на город.
Более всего неясно, как такой отличный режиссер, как Скотт Купер (снявший главные американские фильмы, каждый в своем десятилетии — «Сумасшедшее сердце» с Джеффом Бриджесом и «Недруги» с Кристианом Бейлом), мог сделать настолько бездарный и стыдный фильм ужасов. Шахтерская семья, выглядящая как кинутые дольщики, обживающие недостроенный бетонный пятачок, напоминает семейство честного гаишника из «Наша Russia» и не вызывает ничего кроме заливистого смеха, а главный злодей, лесное чучело-мяучело, наводящее страх на город, похоже на огромную охапку веток, попавшую в зону радиации. Тем уморительнее наблюдать, как во все это безобразие вписался популярный артист Племонс, получавший у Купера всегда серьезные драматические роли. Единственная мысль об «Оленьих рогах», не покидающая после просмотра: современный хоррор за редким исключением, к сожалению, мертв, и оживить его не способен даже такой въедливый знаток американской истории и раскопщик глубинок, как Скотт Купер. Все же между мифом и ахинеей — огромная пропасть. И это не всегда понятно продюсеру картины Гильермо дель Торо, что, собственно, тоже не секрет.