Обзоры — 11 ноября 2021, 14:30

Анатомия музыкальной группы. Из чего состоит команда мечты?

Музыкальный журналист и по совместительству саунд-продюсер Евгений Шаповалов рассказал об устройстве современного музыкального коллектива и о том, как ваш коллектив может рассказать миру о своем существовании.

Одним из главных итогов рок-революции 60-х стало появление ансамблей, которые пишут музыку всем коллективом, а не просто аккомпанируют вокалисту, как прежде. Герои предшествующих эпох исполняли преимущественно чужие песни, часто — в сопровождении безликого академического оркестра с  пюпитрами и партитурами. Новое поколение  рок-групп демонстрировало  новый тип коллективного творчества, где каждый член группы оказывался одновременно композитором и исполнителем, часто не менее важным, чем фронтмен.

Принципы, заложенные рокерами 60-х, работают и сегодня, причем вне зависимости от музыкального стиля. Современная музыкальная группа может исполнять реггей, рэп-метал, нью-вейв или фанк, но практически каждый успешный коллектив — это в той или иной степени коллектив соавторов со структурой, идентичной рок-ансамблям прошлого. 

В данном очерке я опишу эту структуру и принципы соавторства — и, возможно, помогу читателям самим собрать коллектив или стать его частью.


Ритм-секция

Любая композиция (кроме совсем изнеженных баллад) держится  на ритм-секции. В живой группе это, как правило, ударные и бас, часто — ритм-гитара. Энергетический заряд композиции зависит от сочетания баса и ударных, их ритмическая гармоничность заставляет композицию «дышать» — это называется groove, «качовость». Причем, хотя максимально точное чувство ритма — важное условие квалификации музыканта, по-настоящему мощный грув обычно достигается за счет циклического смещения одной партии по отношению к другой — проще говоря, когда басист слегка «запаздывает» по отношению к бас-барабану или наоборот — торопится. Нет никаких точных рецептов, как достичь идеального грува, — я бы предложил внимательно слушать мастеров старого фанка и диско и упражняться в совместной игре. Клавиши и ритм-гитара тоже часто оказываются в составе ритм-секции и должны, соответственно, тоже ловко встраиваться в ритмический рисунок — тогда группа звучит цельно и провоцирует на танец, слэм или хэдбэнг — в зависимости от жанра. Бас и басовый барабан должны также не конфликтовать друг с другом по частотным характеристикам, а напротив — дополнять — это достигается эквалайзером. 

#INSERT_ARTICLE#

Многие саунд-продюсеры считают, что  если грув между басом и гитарой достигнут за записи, то остальное уже не столь существенно — синтезаторы, эффекты и даже вокал так или иначе приложатся. И наоборот — если связка бас-ударные звучит неубедительно, то никакие старания в сведении и аранжировке композицию не спасут. Дело в том, что ритм воздействует на самые инстинктивные, биологические центры человеческой психики (им соответствует «лимбический мозг»), которые  с доисторических времен отвечают за непроизвольное возбуждение и животный экстаз.


Солисты и сопровождение

Мелодия и гармония выражают более сложные эмоции, чем ритм: грусть, радость, нежность, которые имеют нейронные репрезентации в слуховой и моторной коре, но практически не воздействуют на более древнюю лимбическую систему. Человечество научилось этим эмоциям на более поздних этапах эволюции, а теорию гармонии изобрело уже на стадии развитых рабовладельческих цивилизаций. 

Клавиши, бэк-вокал, духовые, гитары должны изящно обрамлять солирующую партию (голос или инструментальное соло), а солисты — как правило, вокалисты — должны оказывать гипнотическое воздействие на публику своими харизмой, глубоким внутренним миром и эффектным имиджем, которые могут даже компенсировать технический дилетантизм. При всей важности роли фронтмена он далеко не всегда является лидером коллектива. 

Многие великие группы много раз меняли не менее великих певцов, но сохраняли свой узнаваемый саунд. Поэтому каждому вокалисту следует помнить, что он всего лишь один из равноправных участников коллектива. 

#INSERT_ARTICLE#

Сольный проект

В современной реальности для сольных артистов — певцов и эмси (с появлением автотюна грань между этими двумя понятиями стала крайне зыбкой) — считается вполне приемлемым выступать без музыкантов, под минусовки или инструменталы. В этих условиях ответственность за звучание проекта полностью ложится на артиста. Таким образом, есть два пути: либо обращаться к другим музыкантам (аранжировщикам/битмейкерам), либо самому осваивать аккомпанемент. Освоить базовую теорию гармонии и программу для написания музыки (DAW) — самый логичный способ начать сольную карьеру с нуля. В YouTube есть множество видеоуроков о каждом аспекте саунд-продакшена. И не забудьте применить советы из первой части, особенно насчет грува. 

Сегодня сольные артисты часто выступают с электронными устройствами, превращая себя в человека-оркестр — например, Многие  дают концерты  с луперами вместо группы и творят аккомпанемент в реальном времени. С другой стороны, Кому-то хватало простой акустической гитары, чтобы стать звездой ютьюба и потом уже обрасти полноценной группой. Вообще, сольному артисту имидж и харизма нужны как никому другому — регулярное ведение соцсетей, постоянное обновление контента настолько важны, что многие артисты являются и блогерами. 


Третий вариант — сотрудничать с битмейкерами — одновременно самый простой и самый сложный. Он наиболее популярен у артистов хип-хоп-направления. Главная сложность в том, что за биты нужно платить деньги. Избежать этого можно, лишь убедив битмейкера, что у вас с ним творческий тандем и перспективное будущее. Таким образом, все вновь упирается в синергию, сотрудничество между участниками коллектива. 


Битмейкер

В 80-х свершилась новая революция — хип-хоп и танцевальная музыка сделали необязательными традиционные инструменты, их место заняли секвенсоры и сэмплы. Битмейкер/саунд-продюсер стал столь же важным героем музыкального процесса, как и рэперы. И роль их столь же важна по сей день. 

#INSERT_ARTICLE#

Как уже было сказано выше, главное — освоить музыкальную программу: ваше произведение должно быть закончено в ней, хотя кто-то предпочитает «железные» рабочие станции. В любом случае, клавиши, ударные и бас — все партии — должны рождаться в ваших руках из сэмплов и синтезаторов. Вам потребуются навыки сведения и звукорежиссуры, чтобы эффектами, автоматизацией и эквалайзингом придать каждой партии яркость и экспрессию. По сути, саунд-продюсер  заменяет собой живую студийную группу и должен освоить все тонкости звучания живого состава, чтобы придать эту витальность и своим трекам: ведь математически выверенная пульсация без ритмических смещений звучит безжизненно и сухо… Битмейкеры часто обращаются к услугам сессионных музыкантов и собирают вокруг себя концертные составы. 


Как видим, абсолютно универсальных правил нет. Все вышеперечисленное не является догмой: битмейкеры могут превращаться в певцов, живые группы — наполняться электронными устройствами, рэперы и вокалисты — объединяться в дуэты и трио — короче, гибридных модификаций коллективов и артистов становится все больше. Главное — свежесть музыкальных идей и готовность их воплощать! 

Прямо сейчас у вас есть такая возможность — конкурс «Движемся вперед вместе», который устраивает культовая компания Sennheiser совместно с сетью магазинов «Музторг». Для участия в конкурсе необходимо подать заявку в форме опросника на сайте проекта, а также разместить студийную (или репетиционную) запись в формате видео на YouTube или Вконтакте.

Конкурсные композиции будут оцениваться компетентным жюри, которое каждые две недели будет выбирать две лучшие работы участников. Авторы этих работ получат беспроводные системы на тестирование и поборются за призы конкурса в финале, предоставив свои видеообзоры с тестированием оборудования. В финале жюри отберет три наиболее понравившиеся музыкальные работы. Победители получат в подарок цифровую беспроводную систему EWD, а также другие призы от Sennheiser и Музторга!

Партнерский материал 

18+

Подробнее — на сайте конкурса


  • Срок проведения Мероприятия: 08:00:00 «17» сентября 2021 года – 23:59:59 «30» ноября 2021 года.

  • Сроки регистрации Конкурсных работ: 08:00:00 «17» сентября 2021 года – 23:59:59 «24» ноября 2021 года.

Сведения об Организаторе конкурса и мероприятия: ООО «РУКОМ», Юридический адрес: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 1, стр. 1-2, комната 5Б/2, ОГРН 1147746077720






Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Образ жизни — 16:34, 27 ноября 2024
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости, Новости — 27 ноября, 16:34
Новые герои и новые испытания в трейлере 2-го сезона «Игры в кальмара»
Образ жизни — 19 ноября, 12:40
Знакомство с родителями: do's and don'ts. Как произвести впечатление на семью краша
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 27 ноября, 14:00
«КликКлак» и Twinby запустили Media Camp — проект для создателей видеоконтента
Новости, Новости — 27 ноября, 11:32
Алюминиевый корпус и другой блок камер: появились новые инсайды о iPhone 17 Pro
Новости, Новости — 26 ноября, 17:34
Погружаемся в хоррор-мир российских дворов в новом треке НОКТУ «ЧТП»
Новости, Новости — 26 ноября, 16:00
Команда «Аркейна» готовит новые сериалы по League of Legends
Новости, Новости — 26 ноября, 14:40
«Наша цель — создавать музыку, которая резонирует не только с трендами, но и с душой»: лейбл «КЛЮЧИ» провел презентацию-открытие
Образ жизни — 26 ноября, 13:33
«Вдали», «Нож», «Жизнь пахнет ромашкой» и еще 7 книжных новинок ноября
Новости, Новости — 26 ноября, 13:00
Иван Янковский в трейлере второй части «Преступления и наказания»
Новости, Новости — 26 ноября, 11:38
«А я хочу остаться здесь, где лето цвета твоих глаз»: О! Марго дропнула мини-альбом «Лучи»
Новости, Образ жизни — 25 ноября, 20:20
«Зверополис» на Древней Руси. Издательство Hobby World представило настолку «Тундра»
Новости, Новости — 25 ноября, 18:55
«Звук» представил «ГигаМикс» — генератор плейлистов на основе ИИ
Новости, Новости — 25 ноября, 16:50
A24 выпустила свой шоколад для кинотеатров
Новости, Новости — 25 ноября, 14:50
Начались съемки 2-го сезона «Кибердеревни»
Новости, Новости — 25 ноября, 12:48
Егор Крид выпустил независимый альбом «Меньше чем три», или «<3»
Новости, Новости — 22 ноября, 16:05
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости, Новости — 22 ноября, 13:40
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 22 ноября, 13:10
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости, Новости — 22 ноября, 11:31
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих