Развернуть Свернуть
Обзоры — 11 ноября 2021, 14:30

Анатомия музыкальной группы. Из чего состоит команда мечты?

Музыкальный журналист и по совместительству саунд-продюсер Евгений Шаповалов рассказал об устройстве современного музыкального коллектива и о том, как ваш коллектив может рассказать миру о своем существовании.

Одним из главных итогов рок-революции 60-х стало появление ансамблей, которые пишут музыку всем коллективом, а не просто аккомпанируют вокалисту, как прежде. Герои предшествующих эпох исполняли преимущественно чужие песни, часто — в сопровождении безликого академического оркестра с  пюпитрами и партитурами. Новое поколение  рок-групп демонстрировало  новый тип коллективного творчества, где каждый член группы оказывался одновременно композитором и исполнителем, часто не менее важным, чем фронтмен.

Принципы, заложенные рокерами 60-х, работают и сегодня, причем вне зависимости от музыкального стиля. Современная музыкальная группа может исполнять реггей, рэп-метал, нью-вейв или фанк, но практически каждый успешный коллектив — это в той или иной степени коллектив соавторов со структурой, идентичной рок-ансамблям прошлого. 

В данном очерке я опишу эту структуру и принципы соавторства — и, возможно, помогу читателям самим собрать коллектив или стать его частью.


Ритм-секция

Любая композиция (кроме совсем изнеженных баллад) держится  на ритм-секции. В живой группе это, как правило, ударные и бас, часто — ритм-гитара. Энергетический заряд композиции зависит от сочетания баса и ударных, их ритмическая гармоничность заставляет композицию «дышать» — это называется groove, «качовость». Причем, хотя максимально точное чувство ритма — важное условие квалификации музыканта, по-настоящему мощный грув обычно достигается за счет циклического смещения одной партии по отношению к другой — проще говоря, когда басист слегка «запаздывает» по отношению к бас-барабану или наоборот — торопится. Нет никаких точных рецептов, как достичь идеального грува, — я бы предложил внимательно слушать мастеров старого фанка и диско и упражняться в совместной игре. Клавиши и ритм-гитара тоже часто оказываются в составе ритм-секции и должны, соответственно, тоже ловко встраиваться в ритмический рисунок — тогда группа звучит цельно и провоцирует на танец, слэм или хэдбэнг — в зависимости от жанра. Бас и басовый барабан должны также не конфликтовать друг с другом по частотным характеристикам, а напротив — дополнять — это достигается эквалайзером. 

#INSERT_ARTICLE#

Многие саунд-продюсеры считают, что  если грув между басом и гитарой достигнут за записи, то остальное уже не столь существенно — синтезаторы, эффекты и даже вокал так или иначе приложатся. И наоборот — если связка бас-ударные звучит неубедительно, то никакие старания в сведении и аранжировке композицию не спасут. Дело в том, что ритм воздействует на самые инстинктивные, биологические центры человеческой психики (им соответствует «лимбический мозг»), которые  с доисторических времен отвечают за непроизвольное возбуждение и животный экстаз.


Солисты и сопровождение

Мелодия и гармония выражают более сложные эмоции, чем ритм: грусть, радость, нежность, которые имеют нейронные репрезентации в слуховой и моторной коре, но практически не воздействуют на более древнюю лимбическую систему. Человечество научилось этим эмоциям на более поздних этапах эволюции, а теорию гармонии изобрело уже на стадии развитых рабовладельческих цивилизаций. 

Клавиши, бэк-вокал, духовые, гитары должны изящно обрамлять солирующую партию (голос или инструментальное соло), а солисты — как правило, вокалисты — должны оказывать гипнотическое воздействие на публику своими харизмой, глубоким внутренним миром и эффектным имиджем, которые могут даже компенсировать технический дилетантизм. При всей важности роли фронтмена он далеко не всегда является лидером коллектива. 

Многие великие группы много раз меняли не менее великих певцов, но сохраняли свой узнаваемый саунд. Поэтому каждому вокалисту следует помнить, что он всего лишь один из равноправных участников коллектива. 

#INSERT_ARTICLE#

Сольный проект

В современной реальности для сольных артистов — певцов и эмси (с появлением автотюна грань между этими двумя понятиями стала крайне зыбкой) — считается вполне приемлемым выступать без музыкантов, под минусовки или инструменталы. В этих условиях ответственность за звучание проекта полностью ложится на артиста. Таким образом, есть два пути: либо обращаться к другим музыкантам (аранжировщикам/битмейкерам), либо самому осваивать аккомпанемент. Освоить базовую теорию гармонии и программу для написания музыки (DAW) — самый логичный способ начать сольную карьеру с нуля. В YouTube есть множество видеоуроков о каждом аспекте саунд-продакшена. И не забудьте применить советы из первой части, особенно насчет грува. 

Сегодня сольные артисты часто выступают с электронными устройствами, превращая себя в человека-оркестр — например, Многие  дают концерты  с луперами вместо группы и творят аккомпанемент в реальном времени. С другой стороны, Кому-то хватало простой акустической гитары, чтобы стать звездой ютьюба и потом уже обрасти полноценной группой. Вообще, сольному артисту имидж и харизма нужны как никому другому — регулярное ведение соцсетей, постоянное обновление контента настолько важны, что многие артисты являются и блогерами. 


Третий вариант — сотрудничать с битмейкерами — одновременно самый простой и самый сложный. Он наиболее популярен у артистов хип-хоп-направления. Главная сложность в том, что за биты нужно платить деньги. Избежать этого можно, лишь убедив битмейкера, что у вас с ним творческий тандем и перспективное будущее. Таким образом, все вновь упирается в синергию, сотрудничество между участниками коллектива. 


Битмейкер

В 80-х свершилась новая революция — хип-хоп и танцевальная музыка сделали необязательными традиционные инструменты, их место заняли секвенсоры и сэмплы. Битмейкер/саунд-продюсер стал столь же важным героем музыкального процесса, как и рэперы. И роль их столь же важна по сей день. 

#INSERT_ARTICLE#

Как уже было сказано выше, главное — освоить музыкальную программу: ваше произведение должно быть закончено в ней, хотя кто-то предпочитает «железные» рабочие станции. В любом случае, клавиши, ударные и бас — все партии — должны рождаться в ваших руках из сэмплов и синтезаторов. Вам потребуются навыки сведения и звукорежиссуры, чтобы эффектами, автоматизацией и эквалайзингом придать каждой партии яркость и экспрессию. По сути, саунд-продюсер  заменяет собой живую студийную группу и должен освоить все тонкости звучания живого состава, чтобы придать эту витальность и своим трекам: ведь математически выверенная пульсация без ритмических смещений звучит безжизненно и сухо… Битмейкеры часто обращаются к услугам сессионных музыкантов и собирают вокруг себя концертные составы. 


Как видим, абсолютно универсальных правил нет. Все вышеперечисленное не является догмой: битмейкеры могут превращаться в певцов, живые группы — наполняться электронными устройствами, рэперы и вокалисты — объединяться в дуэты и трио — короче, гибридных модификаций коллективов и артистов становится все больше. Главное — свежесть музыкальных идей и готовность их воплощать! 

Прямо сейчас у вас есть такая возможность — конкурс «Движемся вперед вместе», который устраивает культовая компания Sennheiser совместно с сетью магазинов «Музторг». Для участия в конкурсе необходимо подать заявку в форме опросника на сайте проекта, а также разместить студийную (или репетиционную) запись в формате видео на YouTube или Вконтакте.

Конкурсные композиции будут оцениваться компетентным жюри, которое каждые две недели будет выбирать две лучшие работы участников. Авторы этих работ получат беспроводные системы на тестирование и поборются за призы конкурса в финале, предоставив свои видеообзоры с тестированием оборудования. В финале жюри отберет три наиболее понравившиеся музыкальные работы. Победители получат в подарок цифровую беспроводную систему EWD, а также другие призы от Sennheiser и Музторга!

Партнерский материал 

18+

Подробнее — на сайте конкурса


  • Срок проведения Мероприятия: 08:00:00 «17» сентября 2021 года – 23:59:59 «30» ноября 2021 года.

  • Сроки регистрации Конкурсных работ: 08:00:00 «17» сентября 2021 года – 23:59:59 «24» ноября 2021 года.

Сведения об Организаторе конкурса и мероприятия: ООО «РУКОМ», Юридический адрес: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 1, стр. 1-2, комната 5Б/2, ОГРН 1147746077720






Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Образ жизни — 20:21, 15 августа 2025
Фестиваль Signal 2025: гид по московским приключениям
Новости, Новости — 15 августа, 20:21
Стала известна дата выхода комедии «Олдскул» с Марией Ароновой
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 15 августа, 18:05
«В ней мы видим суть Off the Wall»: певица SZA заняла пост первого арт-директора Vans
Новости, Новости — 15 августа, 17:10
Элли на маковом поле, тима ищет свет, Никола Мельников и авангард: в парке Малевича пройдет фестиваль современной культуры
Новости, Новости — 15 августа, 16:30
SODA LUV выпустил «Bop Bop» — сингл с будущего альбома
Новости, Новости — 15 августа, 14:23
«Несколько лет назад ты не был таким»: появился тизер документалки о Канье Уэсте
Новости, Новости — 15 августа, 12:00
Apple представит настольного робота в 2027 году
Новости, Новости — 14 августа, 18:40
Чарли Холл присоединился к касту нового сезона «Монстров» Райана Мерфи
Новости, Новости — 14 августа, 17:15
Смотрим трейлер ремейка «Моей прекрасной няни» с Олесей Иванченко
Новости, Новости — 14 августа, 16:30
Сценарий сериала «Очень странные дела» выпустят в виде книги
Новости, Новости — 14 августа, 15:24
Вышел тизер спортивной комедии «Марти Превосходный» с Тимоти Шаламе и Гвинет Пэлтроу
Новости, Новости — 14 августа, 14:15
Киллиан Мерфи в трейлере фильма «Стив»
Новости, Новости — 14 августа, 11:01
Balenciaga выпустила сумку в виде мятого пакета
Новости, Новости — 13 августа, 20:25
Новые локации и сокращенная программа: фестиваль Signal пройдет в Москве
Новости, Новости — 13 августа, 19:50
Культурное наследие как основа моды: в Москве состоится BRICS+ Fashion Summit
Новости, Новости — 13 августа, 18:10
Тейлор Свифт начинает новую эру. Она анонсировала свой 12-й альбом — The Life of a Showgirl
Новости, Новости — 13 августа, 17:20
Комедия «Случай с фортепиано» Кантена Дюпье выходит в российский прокат
Новости, Новости — 13 августа, 16:30
Смотрим первый трейлер фильма «Великая Элеанор»
Новости, Новости — 13 августа, 13:10
У Uniqlo коллаборация с Pop Mart — производителем Лабубу
Новости, Новости — 13 августа, 12:01
Эмили Ратаковски станет сценаристом сериала
Новости, Новости — 13 августа, 11:15
Памела Андерсон выпустила Pamela’s Pickles — лимитированную серию маринованных огурцов
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 августа, 16:00
Завершились съемки приквела «Блондинки в законе»
Новости, Новости — 12 августа, 14:50
AirPods смогут переводить разговоры в реальном времени
Новости, Новости — 12 августа, 14:38
Документальный сериал про Мартина Скорсезе выйдет этой осенью
Новости, Новости — 12 августа, 13:45
Дебюты Павла Артемьева и Егора Корешкова: фестиваль «Короче» объявил программу
Новости, Новости — 12 августа, 12:40
Nike выпустит кроссовки, напечатанные на 3D-принтере
Новости, Новости — 12 августа, 11:27
Милли Бобби Браун стала амбассадором Crocs
Новости, Новости — 11 августа, 18:10
Дружелюбный сосед снова с нами: появилось первое официальное видео со съемок фильма «Человек-паук: Совершенно новый день»
Новости, Новости — 11 августа, 17:20
Netflix продлил сериал «Ван-Пис» на третий сезон
Новости, Новости — 11 августа, 16:31
В Surf Coffee покажут документалки от онлайн-кинотеатра PREMIER
Не одна дома 2
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето