Обзоры — 11 ноября 2021, 14:30

Анатомия музыкальной группы. Из чего состоит команда мечты?

Музыкальный журналист и по совместительству саунд-продюсер Евгений Шаповалов рассказал об устройстве современного музыкального коллектива и о том, как ваш коллектив может рассказать миру о своем существовании.

Одним из главных итогов рок-революции 60-х стало появление ансамблей, которые пишут музыку всем коллективом, а не просто аккомпанируют вокалисту, как прежде. Герои предшествующих эпох исполняли преимущественно чужие песни, часто — в сопровождении безликого академического оркестра с  пюпитрами и партитурами. Новое поколение  рок-групп демонстрировало  новый тип коллективного творчества, где каждый член группы оказывался одновременно композитором и исполнителем, часто не менее важным, чем фронтмен.

Принципы, заложенные рокерами 60-х, работают и сегодня, причем вне зависимости от музыкального стиля. Современная музыкальная группа может исполнять реггей, рэп-метал, нью-вейв или фанк, но практически каждый успешный коллектив — это в той или иной степени коллектив соавторов со структурой, идентичной рок-ансамблям прошлого. 

В данном очерке я опишу эту структуру и принципы соавторства — и, возможно, помогу читателям самим собрать коллектив или стать его частью.


Ритм-секция

Любая композиция (кроме совсем изнеженных баллад) держится  на ритм-секции. В живой группе это, как правило, ударные и бас, часто — ритм-гитара. Энергетический заряд композиции зависит от сочетания баса и ударных, их ритмическая гармоничность заставляет композицию «дышать» — это называется groove, «качовость». Причем, хотя максимально точное чувство ритма — важное условие квалификации музыканта, по-настоящему мощный грув обычно достигается за счет циклического смещения одной партии по отношению к другой — проще говоря, когда басист слегка «запаздывает» по отношению к бас-барабану или наоборот — торопится. Нет никаких точных рецептов, как достичь идеального грува, — я бы предложил внимательно слушать мастеров старого фанка и диско и упражняться в совместной игре. Клавиши и ритм-гитара тоже часто оказываются в составе ритм-секции и должны, соответственно, тоже ловко встраиваться в ритмический рисунок — тогда группа звучит цельно и провоцирует на танец, слэм или хэдбэнг — в зависимости от жанра. Бас и басовый барабан должны также не конфликтовать друг с другом по частотным характеристикам, а напротив — дополнять — это достигается эквалайзером. 

#INSERT_ARTICLE#

Многие саунд-продюсеры считают, что  если грув между басом и гитарой достигнут за записи, то остальное уже не столь существенно — синтезаторы, эффекты и даже вокал так или иначе приложатся. И наоборот — если связка бас-ударные звучит неубедительно, то никакие старания в сведении и аранжировке композицию не спасут. Дело в том, что ритм воздействует на самые инстинктивные, биологические центры человеческой психики (им соответствует «лимбический мозг»), которые  с доисторических времен отвечают за непроизвольное возбуждение и животный экстаз.


Солисты и сопровождение

Мелодия и гармония выражают более сложные эмоции, чем ритм: грусть, радость, нежность, которые имеют нейронные репрезентации в слуховой и моторной коре, но практически не воздействуют на более древнюю лимбическую систему. Человечество научилось этим эмоциям на более поздних этапах эволюции, а теорию гармонии изобрело уже на стадии развитых рабовладельческих цивилизаций. 

Клавиши, бэк-вокал, духовые, гитары должны изящно обрамлять солирующую партию (голос или инструментальное соло), а солисты — как правило, вокалисты — должны оказывать гипнотическое воздействие на публику своими харизмой, глубоким внутренним миром и эффектным имиджем, которые могут даже компенсировать технический дилетантизм. При всей важности роли фронтмена он далеко не всегда является лидером коллектива. 

Многие великие группы много раз меняли не менее великих певцов, но сохраняли свой узнаваемый саунд. Поэтому каждому вокалисту следует помнить, что он всего лишь один из равноправных участников коллектива. 

#INSERT_ARTICLE#

Сольный проект

В современной реальности для сольных артистов — певцов и эмси (с появлением автотюна грань между этими двумя понятиями стала крайне зыбкой) — считается вполне приемлемым выступать без музыкантов, под минусовки или инструменталы. В этих условиях ответственность за звучание проекта полностью ложится на артиста. Таким образом, есть два пути: либо обращаться к другим музыкантам (аранжировщикам/битмейкерам), либо самому осваивать аккомпанемент. Освоить базовую теорию гармонии и программу для написания музыки (DAW) — самый логичный способ начать сольную карьеру с нуля. В YouTube есть множество видеоуроков о каждом аспекте саунд-продакшена. И не забудьте применить советы из первой части, особенно насчет грува. 

Сегодня сольные артисты часто выступают с электронными устройствами, превращая себя в человека-оркестр — например, Многие  дают концерты  с луперами вместо группы и творят аккомпанемент в реальном времени. С другой стороны, Кому-то хватало простой акустической гитары, чтобы стать звездой ютьюба и потом уже обрасти полноценной группой. Вообще, сольному артисту имидж и харизма нужны как никому другому — регулярное ведение соцсетей, постоянное обновление контента настолько важны, что многие артисты являются и блогерами. 


Третий вариант — сотрудничать с битмейкерами — одновременно самый простой и самый сложный. Он наиболее популярен у артистов хип-хоп-направления. Главная сложность в том, что за биты нужно платить деньги. Избежать этого можно, лишь убедив битмейкера, что у вас с ним творческий тандем и перспективное будущее. Таким образом, все вновь упирается в синергию, сотрудничество между участниками коллектива. 


Битмейкер

В 80-х свершилась новая революция — хип-хоп и танцевальная музыка сделали необязательными традиционные инструменты, их место заняли секвенсоры и сэмплы. Битмейкер/саунд-продюсер стал столь же важным героем музыкального процесса, как и рэперы. И роль их столь же важна по сей день. 

#INSERT_ARTICLE#

Как уже было сказано выше, главное — освоить музыкальную программу: ваше произведение должно быть закончено в ней, хотя кто-то предпочитает «железные» рабочие станции. В любом случае, клавиши, ударные и бас — все партии — должны рождаться в ваших руках из сэмплов и синтезаторов. Вам потребуются навыки сведения и звукорежиссуры, чтобы эффектами, автоматизацией и эквалайзингом придать каждой партии яркость и экспрессию. По сути, саунд-продюсер  заменяет собой живую студийную группу и должен освоить все тонкости звучания живого состава, чтобы придать эту витальность и своим трекам: ведь математически выверенная пульсация без ритмических смещений звучит безжизненно и сухо… Битмейкеры часто обращаются к услугам сессионных музыкантов и собирают вокруг себя концертные составы. 


Как видим, абсолютно универсальных правил нет. Все вышеперечисленное не является догмой: битмейкеры могут превращаться в певцов, живые группы — наполняться электронными устройствами, рэперы и вокалисты — объединяться в дуэты и трио — короче, гибридных модификаций коллективов и артистов становится все больше. Главное — свежесть музыкальных идей и готовность их воплощать! 

Прямо сейчас у вас есть такая возможность — конкурс «Движемся вперед вместе», который устраивает культовая компания Sennheiser совместно с сетью магазинов «Музторг». Для участия в конкурсе необходимо подать заявку в форме опросника на сайте проекта, а также разместить студийную (или репетиционную) запись в формате видео на YouTube или Вконтакте.

Конкурсные композиции будут оцениваться компетентным жюри, которое каждые две недели будет выбирать две лучшие работы участников. Авторы этих работ получат беспроводные системы на тестирование и поборются за призы конкурса в финале, предоставив свои видеообзоры с тестированием оборудования. В финале жюри отберет три наиболее понравившиеся музыкальные работы. Победители получат в подарок цифровую беспроводную систему EWD, а также другие призы от Sennheiser и Музторга!

Партнерский материал 

18+

Подробнее — на сайте конкурса


  • Срок проведения Мероприятия: 08:00:00 «17» сентября 2021 года – 23:59:59 «30» ноября 2021 года.

  • Сроки регистрации Конкурсных работ: 08:00:00 «17» сентября 2021 года – 23:59:59 «24» ноября 2021 года.

Сведения об Организаторе конкурса и мероприятия: ООО «РУКОМ», Юридический адрес: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 1, стр. 1-2, комната 5Б/2, ОГРН 1147746077720






Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Новости — 16:45, 24 сентября 2024
На пару слов: дуэт «Базар» — о том, как двигаться на красоте
Новости — 24 сентября, 16:45
Диджитал = свобода творчества? Разбираемся, как устроена цифровая мода
Образ жизни — 18 сентября, 15:19
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина
Новости, Новости — 24 сентября, 14:54
«Анора» и клипы Дельфина: фестиваль «КАРО.Арт» объявил программу
Новости, Новости — 24 сентября, 12:57
Лаки для ногтей и персонажи мультфильма: бренд Гарри Стайлса выпустил коллаборацию с Disney
Новости, Новости — 24 сентября, 11:01
Дуэйн Джонсон и Крис Эванс в трейлере фильма «Миссия: Красный»
Новости, Новости — 23 сентября, 18:05
Наука и экстрим: на «VK видео» вышло шоу «На грани» с Юлей Гаврилиной
Новости, Новости — 23 сентября, 16:33
Apple планирует снять документалку о воссоединении Oasis
Кино — 23 сентября, 14:53
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Смерч 2», «Покажи мне Луну», «Все закончится на нас»)
Новости, Новости — 23 сентября, 14:00
BTS, дорамы и зумеры: во ВКонтакте провели исследование сообществ корейской поп-культуры
Новости, Новости — 23 сентября, 12:22
Искусственный интеллект поможет переиздать Красную книгу Москвы
Новости, Новости — 20 сентября, 21:40
Фаталити от GONE.Fludd: слушаем третий лонгплей рэпера
Новости, Новости — 20 сентября, 17:51
Начались съемки 4-го сезона «Бриджертонов»
Новости, Новости — 20 сентября, 13:50
Метафоры и злободневность: Кишлак выпустил сингл «Отмена»
Новости, Новости — 20 сентября, 11:35
Отсылки к фильмам Тарантино в новом альбоме Zoloto «Перевоплотиться»
Новости, Новости — 19 сентября, 16:50
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости, Новости — 19 сентября, 14:45
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости, Новости — 19 сентября, 12:25
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости, Новости — 18 сентября, 19:13
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 18 сентября, 19:04
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости, Новости — 18 сентября, 17:44
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости, Новости — 18 сентября, 16:22
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 18 сентября, 14:42
Никита Кологривый присоединился к касту 3-го сезона «Метода»
Новости, Новости — 17 сентября, 17:11
Новая сказка и новые герои в трейлере сериала «Последний богатырь. Наследие»
Новости, Новости — 17 сентября, 15:10
Начались съемки фильма «Вниз». В главной роли — Егор Крид
Новости, Новости — 17 сентября, 13:09
Стивен Содерберг пишет книгу о создании фильма «Челюсти»
Новости, Новости — 17 сентября, 11:03
Группа «Сироткин» стала куратором нового сезона проекта «Трамплин» от «VK Музыки»
Новости, Новости — 16 сентября, 19:15
Стилизация народных песен в «Фолке» — новом альбоме группы «Звери»
Кино — 16 сентября, 18:26
81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Вторжение младенцев», «Жатва», «Я все еще здесь»
Новости, Новости — 16 сентября, 17:37
«Сегун», «Медведь» и «Олененок»: названы победители «Эмми»
Новости, Новости — 16 сентября, 16:06
Прикосновение к легенде: Сергей Лазарев — о ремейке песни «Олимпиада-80»
7.1
Собиратель душ
6.9
Максин: Три икса
9
Дом дракона
(2 сезон)
6
Ворон (2024)
8
Эмили в Париже
(4 сезон)
Бордерлендс
8.7
Майор Гром: Игра
7.9
Дэдпул и Росомаха