Развернуть Свернуть
Обзоры — 11 ноября 2021, 14:30

Анатомия музыкальной группы. Из чего состоит команда мечты?

Музыкальный журналист и по совместительству саунд-продюсер Евгений Шаповалов рассказал об устройстве современного музыкального коллектива и о том, как ваш коллектив может рассказать миру о своем существовании.

Одним из главных итогов рок-революции 60-х стало появление ансамблей, которые пишут музыку всем коллективом, а не просто аккомпанируют вокалисту, как прежде. Герои предшествующих эпох исполняли преимущественно чужие песни, часто — в сопровождении безликого академического оркестра с  пюпитрами и партитурами. Новое поколение  рок-групп демонстрировало  новый тип коллективного творчества, где каждый член группы оказывался одновременно композитором и исполнителем, часто не менее важным, чем фронтмен.

Принципы, заложенные рокерами 60-х, работают и сегодня, причем вне зависимости от музыкального стиля. Современная музыкальная группа может исполнять реггей, рэп-метал, нью-вейв или фанк, но практически каждый успешный коллектив — это в той или иной степени коллектив соавторов со структурой, идентичной рок-ансамблям прошлого. 

В данном очерке я опишу эту структуру и принципы соавторства — и, возможно, помогу читателям самим собрать коллектив или стать его частью.


Ритм-секция

Любая композиция (кроме совсем изнеженных баллад) держится  на ритм-секции. В живой группе это, как правило, ударные и бас, часто — ритм-гитара. Энергетический заряд композиции зависит от сочетания баса и ударных, их ритмическая гармоничность заставляет композицию «дышать» — это называется groove, «качовость». Причем, хотя максимально точное чувство ритма — важное условие квалификации музыканта, по-настоящему мощный грув обычно достигается за счет циклического смещения одной партии по отношению к другой — проще говоря, когда басист слегка «запаздывает» по отношению к бас-барабану или наоборот — торопится. Нет никаких точных рецептов, как достичь идеального грува, — я бы предложил внимательно слушать мастеров старого фанка и диско и упражняться в совместной игре. Клавиши и ритм-гитара тоже часто оказываются в составе ритм-секции и должны, соответственно, тоже ловко встраиваться в ритмический рисунок — тогда группа звучит цельно и провоцирует на танец, слэм или хэдбэнг — в зависимости от жанра. Бас и басовый барабан должны также не конфликтовать друг с другом по частотным характеристикам, а напротив — дополнять — это достигается эквалайзером. 

#INSERT_ARTICLE#

Многие саунд-продюсеры считают, что  если грув между басом и гитарой достигнут за записи, то остальное уже не столь существенно — синтезаторы, эффекты и даже вокал так или иначе приложатся. И наоборот — если связка бас-ударные звучит неубедительно, то никакие старания в сведении и аранжировке композицию не спасут. Дело в том, что ритм воздействует на самые инстинктивные, биологические центры человеческой психики (им соответствует «лимбический мозг»), которые  с доисторических времен отвечают за непроизвольное возбуждение и животный экстаз.


Солисты и сопровождение

Мелодия и гармония выражают более сложные эмоции, чем ритм: грусть, радость, нежность, которые имеют нейронные репрезентации в слуховой и моторной коре, но практически не воздействуют на более древнюю лимбическую систему. Человечество научилось этим эмоциям на более поздних этапах эволюции, а теорию гармонии изобрело уже на стадии развитых рабовладельческих цивилизаций. 

Клавиши, бэк-вокал, духовые, гитары должны изящно обрамлять солирующую партию (голос или инструментальное соло), а солисты — как правило, вокалисты — должны оказывать гипнотическое воздействие на публику своими харизмой, глубоким внутренним миром и эффектным имиджем, которые могут даже компенсировать технический дилетантизм. При всей важности роли фронтмена он далеко не всегда является лидером коллектива. 

Многие великие группы много раз меняли не менее великих певцов, но сохраняли свой узнаваемый саунд. Поэтому каждому вокалисту следует помнить, что он всего лишь один из равноправных участников коллектива. 

#INSERT_ARTICLE#

Сольный проект

В современной реальности для сольных артистов — певцов и эмси (с появлением автотюна грань между этими двумя понятиями стала крайне зыбкой) — считается вполне приемлемым выступать без музыкантов, под минусовки или инструменталы. В этих условиях ответственность за звучание проекта полностью ложится на артиста. Таким образом, есть два пути: либо обращаться к другим музыкантам (аранжировщикам/битмейкерам), либо самому осваивать аккомпанемент. Освоить базовую теорию гармонии и программу для написания музыки (DAW) — самый логичный способ начать сольную карьеру с нуля. В YouTube есть множество видеоуроков о каждом аспекте саунд-продакшена. И не забудьте применить советы из первой части, особенно насчет грува. 

Сегодня сольные артисты часто выступают с электронными устройствами, превращая себя в человека-оркестр — например, Многие  дают концерты  с луперами вместо группы и творят аккомпанемент в реальном времени. С другой стороны, Кому-то хватало простой акустической гитары, чтобы стать звездой ютьюба и потом уже обрасти полноценной группой. Вообще, сольному артисту имидж и харизма нужны как никому другому — регулярное ведение соцсетей, постоянное обновление контента настолько важны, что многие артисты являются и блогерами. 

#INSERT_ARTICLE#

Третий вариант — сотрудничать с битмейкерами — одновременно самый простой и самый сложный. Он наиболее популярен у артистов хип-хоп-направления. Главная сложность в том, что за биты нужно платить деньги. Избежать этого можно, лишь убедив битмейкера, что у вас с ним творческий тандем и перспективное будущее. Таким образом, все вновь упирается в синергию, сотрудничество между участниками коллектива. 


Битмейкер

В 80-х свершилась новая революция — хип-хоп и танцевальная музыка сделали необязательными традиционные инструменты, их место заняли секвенсоры и сэмплы. Битмейкер/саунд-продюсер стал столь же важным героем музыкального процесса, как и рэперы. И роль их столь же важна по сей день. 

#INSERT_ARTICLE#

Как уже было сказано выше, главное — освоить музыкальную программу: ваше произведение должно быть закончено в ней, хотя кто-то предпочитает «железные» рабочие станции. В любом случае, клавиши, ударные и бас — все партии — должны рождаться в ваших руках из сэмплов и синтезаторов. Вам потребуются навыки сведения и звукорежиссуры, чтобы эффектами, автоматизацией и эквалайзингом придать каждой партии яркость и экспрессию. По сути, саунд-продюсер  заменяет собой живую студийную группу и должен освоить все тонкости звучания живого состава, чтобы придать эту витальность и своим трекам: ведь математически выверенная пульсация без ритмических смещений звучит безжизненно и сухо… Битмейкеры часто обращаются к услугам сессионных музыкантов и собирают вокруг себя концертные составы. 


Как видим, абсолютно универсальных правил нет. Все вышеперечисленное не является догмой: битмейкеры могут превращаться в певцов, живые группы — наполняться электронными устройствами, рэперы и вокалисты — объединяться в дуэты и трио — короче, гибридных модификаций коллективов и артистов становится все больше. Главное — свежесть музыкальных идей и готовность их воплощать! 

Прямо сейчас у вас есть такая возможность — конкурс «Движемся вперед вместе», который устраивает культовая компания Sennheiser совместно с сетью магазинов «Музторг». Для участия в конкурсе необходимо подать заявку в форме опросника на сайте проекта, а также разместить студийную (или репетиционную) запись в формате видео на YouTube или Вконтакте.

Конкурсные композиции будут оцениваться компетентным жюри, которое каждые две недели будет выбирать две лучшие работы участников. Авторы этих работ получат беспроводные системы на тестирование и поборются за призы конкурса в финале, предоставив свои видеообзоры с тестированием оборудования. В финале жюри отберет три наиболее понравившиеся музыкальные работы. Победители получат в подарок цифровую беспроводную систему EWD, а также другие призы от Sennheiser и Музторга!

Партнерский материал 

18+

Подробнее — на сайте конкурса


  • Срок проведения Мероприятия: 08:00:00 «17» сентября 2021 года – 23:59:59 «30» ноября 2021 года.

  • Сроки регистрации Конкурсных работ: 08:00:00 «17» сентября 2021 года – 23:59:59 «24» ноября 2021 года.

Сведения об Организаторе конкурса и мероприятия: ООО «РУКОМ», Юридический адрес: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 1, стр. 1-2, комната 5Б/2, ОГРН 1147746077720






Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Новости — 18:40, 15 ноября 2025
«Хочется почитать книги. Нормальные». Интервью с блогером Энтони Юлаем
Интервью — 15 ноября, 18:40
«Мечтаю отключить телефон и поехать на необитаемый остров». Актриса Соня Лопунова — о сериале «Обнальщик», любви к природе и плане на конец света
Новости, Новости — 14 ноября, 19:50
Вышел трейлер второго сезона сериал «Фоллаут»
Новости — 14 ноября, 18:15
Тревожные сны, первый сольник и заветный фит. SRSLY-анкета певицы ALISHA
Новости, Новости — 14 ноября, 17:50
The Neighbourhood представили первый за пять лет альбом
Новости, Новости — 14 ноября, 16:40
Смотрим трейлер «До свидания, Джун». В режиссерском кресле — Кейт Уинслет
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континету от ведьмака Геральда
Новости, Новости — 14 ноября, 15:10
Disney запустит нейросеть для генерации видео
Новости, Новости — 14 ноября, 14:25
Группа Beautiful Boys выпустила альбом «Такая красивая жизнь»
Новости, Новости — 14 ноября, 10:15
Приложение для коротких видео Vine перезапустится под названием diVine
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 13 ноября, 19:50
Valve представила VR-гарнитуру, игровую станцию и геймпад для Steam
Образ жизни — 13 ноября, 19:40
«Мозгов хватает, денги нужны» и другие цитаты Сергея Матвиенко
Новости, Новости — 13 ноября, 18:05
Братья Руссо экранизируют комикс Ordained. В главной роли — Колин Фарелл
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Адель появится в ленте Тома Форда «Плач к небесам»
Новости, Новости — 13 ноября, 16:00
Начались съемки сериала «Фурия» по вселенной «Майора Грома»
Новости, Новости — 13 ноября, 15:18
Вышел первый трейлер анимационного фильма The Super Mario Galaxy Movie
Новости — 12 ноября, 18:40
Смеяться пять минут. Подборка небанальных российских комедий
Новости, Новости — 12 ноября, 17:40
Сабрина Карпентер станет новой «Алисой в Стране чудес»
Новости, Новости — 12 ноября, 16:35
Вышел первый тизер «Истории игрушек-5»
Новости, Новости — 12 ноября, 15:30
В Москве пройдет музыкальный фестиваль «Близость»
Новости, Новости — 12 ноября, 14:40
Бренд Хейли Бибер Rhode запустил бьюти-такси
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 ноября, 13:58
Charli XCX выпустила песню House в соавторстве с Джоном Кейлом
Кино — 11 ноября, 19:25
Комаринский мужик. Разбираемся в феномене «Дракулы» Люка Бессона
Новости, Новости — 11 ноября, 18:40
Вышел трейлер мини-сериала «Человек против малыша» с Роуэном Аткинсоном
Новости, Новости — 11 ноября, 16:25
Роман «Плоть» Дэвида Салаи получил Букеровскую премию
Новости, Новости — 11 ноября, 15:33
HBO снимет сериал-адаптацию по «V — значит Вендетта»
Новости, Новости — 11 ноября, 14:09
Выйдет спин-офф «Супермена» о Джимми Олсене
Новости, Новости — 10 ноября, 19:35
Стало известно, когда выйдет перезапуск «Баффи — истребительница вампиров»
Новости, Новости — 10 ноября, 18:10
Gentle Monster представил хоррор-игру
Новости, Новости — 10 ноября, 17:25
Автор «Кто подставил кролика Роджера?» вернул права на персонажей Мультауна
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы