Уже в эту среду в Москве стартует ежегодная книжная ярмарка Non/fiction, на которой можно будет не только найти произведения, выпущенные специально к мероприятию, но и встретиться с писателями и издателями. Изначально она должна была состояться в декабре 2020 года, но пандемия в очередной раз внесла свои коррективы. Журналистка и литературный критик Галина Юзефович не могла проигнорировать это событие, а потому составила список книг, обязательных к прочтению. О них она рассказала на своем ютьюб-канале в рамках регулярной рубрики «Юзефович рекомендует».
Первым в списке стал роман Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд», оказавшийся в эпицентре разнонаправленных скандалов. Галина отметила, что и сама относится к нему неоднозначно, но историю необходимо прочесть хотя бы для того, чтобы сформировать собственную позицию. События в книге разворачиваются в 1923 году: специальный эшелон эвакуирует голодающих детей с вымирающего Поволжья в сытую Азию. В центре повествования оказывается молодой и импульсивный начальник поезда Деев и его строгая напарница комиссар Белая, которым предстоит доставить из Казани в Самарканд пять сотен детей, по возможности никого не потеряв. По мнению Юзефович, в романе отлично отработаны приемы развлекательной литературы, и вместе с тем он является важным высказыванием на тему голода в Поволжье.
Вторым художественным произведением стали «Тени тевтонов» Алексея Иванова, рассказывающие о том, как после освобождения Кенигсберга (нынешнего Калининграда — Прим.SRSLY) советской армией в 1945 году герои ищут магические артефакты времен Средневековья в Восточной Пруссии. Параллельно они ловят в подземельях ее гауляйтера, пытающегося вырваться на свободу и избежать ответственности за свои преступления. «Тени тевтонов» написаны в лучших традициях развлекательной прозы.
Еще одним романом, действие которого разворачивается на фоне значимых исторических моментов, стал «Кокон» писательницы Джан Юэжань. В нем рассказана история детской дружбы в условиях китайской перестройки, а именно накануне и около печально известных событий на площади Тяньаньмэнь. Повествование развивается сразу в две стороны: в пространство культурной революции и в современность, в результате чего на выходе получается многослойная семейная сага, в которой российские читатели могут узнать себя, свои семейные истории и историю своей страны.
Заключительной в списке художественной литературы стала книга «Список гостей» Люси Фоли, являющаяся, по словам Галины, добротным и качественным детективом в условиях дефицита хороших произведений в заданном жанре. Он выстроен по четким лекалам: сначала герои оказываются запертыми на уединенном острове, куда съезжаются на свадьбу, а позже обнаруживают труп.
Не обошла Юзефович стороной и нон-фикшн литературу. Она отметила составленную историком-медиевистом Скоттом Брюсом антологию «Ад: история идеи и ее земные воплощения», в которой собраны самые важные тексты в истории мировой культуры, так или иначе описывающие загробное воздаяние. Вошли в список и авторы, исследующие исторические феномены, а именно Витольд Шабловский со своими «Танцующими медведями», выступающими метафорой постсоциалистического мира, и Ульрике Мозер, рассматривающая историю немецкого общества через чахотку.