Супружеская пара американских аниматоров Дэш Шоу и Джейн Самборски впервые представили свой мультфильм для взрослых «Криптополис» еще на Сандэнсе. В Берлине же их фильм участвовал в секции Generation, где получил в качестве приза специальное упоминание жюри. По сюжету ветеринар Лорен Грей в детстве дружила с мифическим животным — Баку, который напоминал слоненка и хоботом мог управлять снами человека. Сейчас на него и других редких криптидов охотятся секретные службы, чтобы превратить их в биологическое оружие. Грей вместе с пожилой смотрительницей криптозоопарка и девушкой-медузой (еще одно мифическое существо) пытаются спасти Баку.
Для программы «14+» в фильме слишком часто занимаются сексом. С подобной сцены, впрочем, и начинается этот рисованный мультфильм, действие которого разворачивается в 1960-е, в расцвет движения хиппи — то в Калифорнии, то в СССР. Стилистика анимационной графики — что-то среднее между работами Обри Бердслея и культовым мультфильмом «Желтая подводная лодка». И неудивительно: Дэш Шоу вдохновлялся психоделическими ретро-комиксами. Эта анимация — довольно изобретательное путешествие в мир фантазий. Единственный минус: увлечься всерьез таким способны только подростки, которым сцена оргии с фавном может показаться оригинальной.
Итальянский режиссер Пьетро Марчелло два года назад в Венеции показал свою интерпретацию культового романа Джека Лондона — «Мартин Иден». Марчелло подошел к экранизации новаторски: перенес действие в Италию 1920-х, сделав Мартина Идена чуть ли не коммунистом. В этом году на Берлинале он представил документальный фильм «Для Лучо» об итальянском национальном достоянии — певце Лучо Далла. Звезда Далла взошла в послевоенные годы. Он родился в Болонье, был прекрасным ребенком-вундеркиндом, но с возрастом превратился в волосатого и бородатого коротышку в берете, между тем с прекрасным голосом. У Марчелло практически единственный свидетель восхождения Далла к ореолу славы — его менеджер Тоби (сильно смахивающий на Александра Сокурова), который рассказывает много интересного о жизни знаменитого певца. Монологи перемежаются песнями в исполнении Лучо, и это лучшие моменты фильма.
Рюсукэ Хамагути в Берлинском конкурсе впервые — и сразу получил гран-при. Два года назад на Каннском кинофестивале показывали его мелодраму «Асако 1 и 2». Фильм стал культовым в узких кругах синефилов, которые сравнивали эту картину с классикой — «Призраком» Мурнау. Творчество Хамагути обычно посвящено двойничеству. Вот и на этот раз в своем фильме «Колесо фортуны и фантазии» режиссер рассказывает три истории, не связанные между собой, но как бы зеркально отражающие друг друга. В первой новелле мы видим любовный треугольник; во второй бывшая студентка пытается соблазнить профессора, написавшего эротический бестселлер; в третьей две женщины путают друг друга со своими одноклассницами. В финальной истории к тому же есть научно-фантастическая составляющая: интернет захватил вирус и люди ушли в офлайн (в эпоху пандемии все-таки мы наблюдаем обратное).
Хамагути — тонкий, чувственный автор, которого можно сравнить даже с Эриком Ромером. Если же брать более современные аналогии, то представьте себе, что это Хон Сан Су встречает Хирокадзу Корээду. В его фильмах много густых разговоров, за нитью которых нужно следить, но это не мешает наслаждаться историей. Хамагути — настоящий рассказчик, что в наше время инсталляций в стиле Ле Бао (конкурсант из программы «Столкновения) почти что редкость.
Еще один заслуживающий внимания фильм — грузинский «Что мы видим, когда смотрим на небо?» (приз FIPRESCI). Режиссер Александр Коберидзе учился в немецкой киношколе и до этого снял на телефон Sony Ericsson трехчасовую гей-драму, действие которой происходит в Тбилиси. В новом фильме сюжет разворачивается в третьем по величине грузинском городе — Кутаиси. Однажды у ворот школы сталкиваются аптекарша Лиза и футболист Георгий. Немедленно влюбившись, они назначают встречу на завтра. Однако влюбленные оказываются прокляты, проснувшись наутро в других телах. Они не могут больше узнать друг друга, а имен не спросили. Вместе с внешним обликом герои теряют и свои способности. Лиза больше ничего не смыслит в медицине, а Георгий не может ударить по мячу. Как ни странно, судьба их сводит в одном кафе, но узнают друг друга они лишь спустя два часа экранного времени.
Коберидзе явно вдохновлялся в своей работе немым кино и магическим реализмом. Чувствуется, что у него уже сформировался собственный авторский стиль — и в длинных планах, и в концентрации на бытовых мелочах типа развешивания белья, и в особых новаторских приемах: так, голос за кадром просит зрителей закрыть, а потом открыть глаза.
Интересно, что Коберидзе сыграл главную роль в фильме своего коллеги по немецкой киношколе — Юлиана Радльмайера. В картине «Кровопийцы» он играет молодого актера Левушку, исполняющего роль Троцкого в фильме Эйзенштейна. Когда Троцкий становится в Советской России персоной нон грата, Левушка теряет профессию и вынужден пуститься в бега на Запад. Там, на побережье Балтийского моря, он встречает таинственную вампиршу. Фильм Радльмайера — гомерически смешной эксплуатейшн марксистского дискурса. В многочисленных камео в «Кровопийцах» снялись московские кинокритики и кураторы.
Специальное упоминание жюри получил полнометражный дебют Ферна Сильвы, которому, впрочем, короткий метр удается лучше. Сильва известен тем, что обильно выставляется в галереях и снимает на 16 мм. Его Rock Bottom Riser получился довольно банальным документальным фильмом про солнце и землю, магму и лаву, леса и научные схемы. Вспоминается, конечно же, мастер подобных экологических зарисовок Патрисио Гузман. Совет: пересмотрите лучше его «Перламутровую пуговицу».
«Золотого медведя» же получил фильм Раду Жуде «Неудачный трах, или Беспечное порно», о котором мы писали в предыдущем выпуске. Что ж, и неудивительно: эта смелая и новаторская картина сделана с явным прицелом на главный приз.