Все основные социальные сети в определенный момент оказываются на пике своей популярности, но после неизбежно уступают первое место чему-то новому и более соответствующему духу времени. Сначала позиции Instagram* пошатнул TikTok, который теперь можно смело назвать главным приложением 2020 года, а в 2021-м стремительный рост показал недавно запущенный Clubhouse. Между тем посещаемость социальных платформ редко оценивают в долгосрочной перспективе, но «Левада-центр» (признан иноагентом на территории РФ. — Прим. SRSLY) решил это исправить: он выяснил, что произошло с соцсетями в России за последние несколько лет.
Аналитический центр провел ряд социальных опросов, чтобы выяснить, каким платформам россияне сохраняют приверженность, несмотря на постоянно меняющиеся тренды. Исследования показали, что в нашей стране соцсети — не только инструмент для общения, но второй по популярности источник новостей: 42% опрошенных узнают о происходящих в мире событиях именно из них. Лидирующую позицию продолжает удерживать телевидение, которому в этом плане доверяют 64% участников опроса, а на третьем месте располагаются интернет-издания с 39%. Есть и те, кто предпочитает совсем уж традиционные способы распространения информации — 16% респондентов узнают новости от друзей, родных или соседей.
* .com/levada.ru/posts/4076331632391701" class="fb-xfbml-parse-ignore">Социальные сети в России Соцсети — второй по популярности источник информации среди россиян. Число пользователей...
Posted by * .com/levada.ru/">Левада-Центр on * .com/levada.ru/posts/4076331632391701">Tuesday, February 23, 2021
Социальные сети при этом в последние несколько лет демонстрируют впечатляющую динамику прироста активных пользователей: с 2017 года численность их аудитории увеличилась в полтора раза. Четыре года назад соцсетями ежедневно пользовались 37% опрошенных, а в 2021 году этот показатель увеличился до 57%. В то же время сократилось количество людей, которые вовсе не пользуются соцсетями: сейчас от пользования онлайн-платформами отказываются 26% участников опроса против 41% в 2017 году.
Что же до лидеров, то наиболее посещаемой остается отечественная социальная сеть ВКонтакте — ею пользуются 43% человек. Примечательно то, что свои позиции ВКонтакте сохраняет с весны 2018 года — до этого первенством могли похвастаться «Одноклассники». В 2021-м расстановка сил несколько изменилась: на втором месте расположился YouTube (35%), на третьем Instagram* и «Одноклассники» (31%), на четвертое все же смог выбиться относительно молодой TikTok (14%), ставший самым быстрорастущим приложением (количество его посетителей увеличилось в семь раз по сравнению с 2019 годом), а пятое занял Facebook* (9%). Clubhouse хотя и стал самым скачиваемым бесплатным приложением в России по состоянию на 15 февраля 2021 года, в рейтинг «старожилов» не попал.