Развернуть Свернуть
Рецензии, Кино — 27 января 2021, 15:18

«Рассекая волны» Ларса фон Триера глазами Гордея Петрика

28 января в повторный прокат выходит «Рассекая волны» Ларса фон Триера с Эмили Уотсон в главной роли. О фильме — Гордей Петрик.

«Рассекая волны» целиком поделен на главы с такими названиями, будто это женский роман: «Бесс выходит замуж», «Жизнь в одиночестве», «Болезнь Яна», «Сомнение», «Вера». Каждая глава начинается с достаточно бодрой песни, «небанально» резонирующей с сюжетом. Главу «Жизнь с Яном» открывает композиция In a broken dream, например, а сексуальные похождения героини символически предваряет «Сюзанна» Коэна, повествующая о женщине, либидинально зависимой от мужчины, который ее не любит. «Рассекая волны» уже содержит в себе всю дальнейшую жизнь в искусстве Ларса фон Триера — особенно отчетливы корни «Антихриста», «Нимфоманки» и «Меланхолии», при внимательном просмотре которых легко убедиться в том, что режиссер не лжет, когда заявляет в интервью, что снимает очень смешные фильмы.

Кадры из фильма «Рассекая волны»
#INSERT_ARTICLE#

Трагизм в «Рассекая волны» по ходу сюжета нагнетается до комического предела и, если воспринимать за чистую монету происходящее, того самого русского слова «пошлость», которому Владимир Набоков не мог найти аналога в других языках. У нас в стране так спекулировал на зрительских чувствах не сверхсерьезный Андрей Тарковский, с которым любят сравнивать датского злюку, а истовый синефил Алексей Балабанов сначала заставил русских перенять идеологию Данилы Багрова в «Брате» и «Брате 2», а потом выдал gore-хоррор, снятый по лекалам Тоуба Хупера, за слепок гниющего советского мира («Груз 200»), в момент развития сюжета — нарочито символичный 1984-й — переживавшего в общем-то годы сытые и бескровные.

Черная комедия на то и называется черной, что ситуации в ней пугающие, а автор весьма циничен. Хотя цинизм (или даже часто произносимое в контексте Триера «мизантропия») — слово не совсем правильное, достаточно грубое. Лучше будет — «благоразумие». И символично, что единственный персонаж «Волн», мыслящий адекватно в мареве пустых слов и перверсивных обсцессий, — герой лечащего врача, как в правильной мыльной опере. Опять же, что не менее символично, это по совместительству единственный персонаж, не несущий серьезной сюжетной функции, которая драматургически оправдывала бы его существование на экране, что по большому счету располагает к тому, чтобы опознать в нем фигуру автора.

У религиозного философа Владимира Соловьева была на этот счет красивая фраза в «Чтениях о богочеловечестве». Передам ее содержание: если Царствия Божьего нет, нет смысла и жить по Христову образу и подобию. Соловьев обосновывает этим наличие Рая, Ларс фон Триер исходит ровно из той же максимы, но в Рай не верит. Герои всех его фильмов существуют в пространстве богооставленности — отсутствия рая. Бог важен в его кино, потому что многие герои обращают к нему молитвы, но гораздо важнее — факт отсутствия Бога, о котором осведомлен исключительно режиссер.

Кадры из фильма «Рассекая волны»
#INSERT_ARTICLE#

Из этой богооставленности, бессмысленной иррациональности бытия, и протекает сардоническая ирония Ларса фон Триера. Мир абсурден, а значит, морали нет. Еще до постмодернистов это поняли экзистенциалисты. В свою очередь, постмодернисты первыми начали смеяться над этим абсурдом жизни. «Если Бог умер, то все дозволено», — в данном случае дозволено автору, который мыслит своим призванием расстроить чувственный аппарат смотрящего.

Кадр из фильма «Рассекая волны»
#INSERT_ARTICLE#

Он, кстати, очень жестоко смеется над своей героиней. Правда. Многие сцены «Волн», будь они вырваны из контекста (а именно — из фильма), могли бы, думаю, вызвать если не хохот, то хотя бы искреннюю улыбку и у того легиона фанатов Триера, которые выходят с его картин с лицом, опухшим от слез. Вспомните хотя бы момент, когда Бесс дрочит (и в каком ритме!) какому-то дядьке в автобусе на заднем сидении после того, как тот несмело решает ей подмигнуть. Вспомните реакцию этого дядьки на ее неожиданное решение, отпечатанную на его щекастом лице, и следующий за ситуацией разговор героини с Богом, в течение которого она якобы от лица Всевышнего сравнивает себя с Марией Магдалиной, очевидно, забыв, как та дошла до святости.

Тема самопожертвования и святости и далее понимается ей ошибочно. Это прекрасно знает и Ларс фон Триер, в последние полчаса, предваряя так называемое жертвоприношение (напомню, имевшее место в христианской культуре только единожды, и это было очень давно), поставив танцевальную композицию группы Deep Purple, перед тем как отдать героиню на растерзание Удо Киру. Приведу ее строки, предназначенные исключительно для Бесс:

If you've been bad

Oh Lord I bet you have

And you've not been hit

Oh, by flying lead

You'd better close your eyes

Ooohhhh bow your head

Wait for the ricochet

Финал с небесными колоколами и совсем уж анекдотичным фигуративным «светом в конце тоннеля», кстати, тоже предваряет эмблематичная композиция: Дэвид Боуи глэмового периода пронзительно поет Life on Mars, констатирующую отсутствие всякой загробной жизни.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 17:00, 17 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Новости, Новости — 17 сентября, 17:00
Премьера третьего сезона «Эйфории» состоится в 2026 году
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 17 сентября, 15:36
Pop Mart дропнет коллекцию игрушек по сериалу «Телепузики»
Новости, Новости — 17 сентября, 14:48
Известна дата выхода третьего сезона «Дома Дракона»
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Интервью — 11 сентября, 19:30
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Новости, Новости — 11 сентября, 18:30
На Netflix выйдет документалка о Виктории Бекхэм
Новости, Кино — 11 сентября, 18:15
Объявлено жюри кинофестиваля «Маяк». В него вошли Евгения Громова и Наталья Кудряшова.
Новости, Новости — 11 сентября, 18:00
Новое граффити Бэнкси на здании Королевского суда закрасили
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы