Рецензии, Кино — 27 января 2021, 15:18

«Рассекая волны» Ларса фон Триера глазами Гордея Петрика

28 января в повторный прокат выходит «Рассекая волны» Ларса фон Триера с Эмили Уотсон в главной роли. О фильме — Гордей Петрик.

«Рассекая волны» целиком поделен на главы с такими названиями, будто это женский роман: «Бесс выходит замуж», «Жизнь в одиночестве», «Болезнь Яна», «Сомнение», «Вера». Каждая глава начинается с достаточно бодрой песни, «небанально» резонирующей с сюжетом. Главу «Жизнь с Яном» открывает композиция In a broken dream, например, а сексуальные похождения героини символически предваряет «Сюзанна» Коэна, повествующая о женщине, либидинально зависимой от мужчины, который ее не любит. «Рассекая волны» уже содержит в себе всю дальнейшую жизнь в искусстве Ларса фон Триера — особенно отчетливы корни «Антихриста», «Нимфоманки» и «Меланхолии», при внимательном просмотре которых легко убедиться в том, что режиссер не лжет, когда заявляет в интервью, что снимает очень смешные фильмы.

Кадры из фильма «Рассекая волны»
#INSERT_ARTICLE#

Трагизм в «Рассекая волны» по ходу сюжета нагнетается до комического предела и, если воспринимать за чистую монету происходящее, того самого русского слова «пошлость», которому Владимир Набоков не мог найти аналога в других языках. У нас в стране так спекулировал на зрительских чувствах не сверхсерьезный Андрей Тарковский, с которым любят сравнивать датского злюку, а истовый синефил Алексей Балабанов сначала заставил русских перенять идеологию Данилы Багрова в «Брате» и «Брате 2», а потом выдал gore-хоррор, снятый по лекалам Тоуба Хупера, за слепок гниющего советского мира («Груз 200»), в момент развития сюжета — нарочито символичный 1984-й — переживавшего в общем-то годы сытые и бескровные.

Черная комедия на то и называется черной, что ситуации в ней пугающие, а автор весьма циничен. Хотя цинизм (или даже часто произносимое в контексте Триера «мизантропия») — слово не совсем правильное, достаточно грубое. Лучше будет — «благоразумие». И символично, что единственный персонаж «Волн», мыслящий адекватно в мареве пустых слов и перверсивных обсцессий, — герой лечащего врача, как в правильной мыльной опере. Опять же, что не менее символично, это по совместительству единственный персонаж, не несущий серьезной сюжетной функции, которая драматургически оправдывала бы его существование на экране, что по большому счету располагает к тому, чтобы опознать в нем фигуру автора.

У религиозного философа Владимира Соловьева была на этот счет красивая фраза в «Чтениях о богочеловечестве». Передам ее содержание: если Царствия Божьего нет, нет смысла и жить по Христову образу и подобию. Соловьев обосновывает этим наличие Рая, Ларс фон Триер исходит ровно из той же максимы, но в Рай не верит. Герои всех его фильмов существуют в пространстве богооставленности — отсутствия рая. Бог важен в его кино, потому что многие герои обращают к нему молитвы, но гораздо важнее — факт отсутствия Бога, о котором осведомлен исключительно режиссер.

Кадры из фильма «Рассекая волны»
#INSERT_ARTICLE#

Из этой богооставленности, бессмысленной иррациональности бытия, и протекает сардоническая ирония Ларса фон Триера. Мир абсурден, а значит, морали нет. Еще до постмодернистов это поняли экзистенциалисты. В свою очередь, постмодернисты первыми начали смеяться над этим абсурдом жизни. «Если Бог умер, то все дозволено», — в данном случае дозволено автору, который мыслит своим призванием расстроить чувственный аппарат смотрящего.

Кадр из фильма «Рассекая волны»
#INSERT_ARTICLE#

Он, кстати, очень жестоко смеется над своей героиней. Правда. Многие сцены «Волн», будь они вырваны из контекста (а именно — из фильма), могли бы, думаю, вызвать если не хохот, то хотя бы искреннюю улыбку и у того легиона фанатов Триера, которые выходят с его картин с лицом, опухшим от слез. Вспомните хотя бы момент, когда Бесс дрочит (и в каком ритме!) какому-то дядьке в автобусе на заднем сидении после того, как тот несмело решает ей подмигнуть. Вспомните реакцию этого дядьки на ее неожиданное решение, отпечатанную на его щекастом лице, и следующий за ситуацией разговор героини с Богом, в течение которого она якобы от лица Всевышнего сравнивает себя с Марией Магдалиной, очевидно, забыв, как та дошла до святости.

Тема самопожертвования и святости и далее понимается ей ошибочно. Это прекрасно знает и Ларс фон Триер, в последние полчаса, предваряя так называемое жертвоприношение (напомню, имевшее место в христианской культуре только единожды, и это было очень давно), поставив танцевальную композицию группы Deep Purple, перед тем как отдать героиню на растерзание Удо Киру. Приведу ее строки, предназначенные исключительно для Бесс:

If you've been bad

Oh Lord I bet you have

And you've not been hit

Oh, by flying lead

You'd better close your eyes

Ooohhhh bow your head

Wait for the ricochet

Финал с небесными колоколами и совсем уж анекдотичным фигуративным «светом в конце тоннеля», кстати, тоже предваряет эмблематичная композиция: Дэвид Боуи глэмового периода пронзительно поет Life on Mars, констатирующую отсутствие всякой загробной жизни.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Новости — 12:01, 6 декабря 2025
Ла-Ла Лэйвэй. Зумерка, которая джазует
Новости, Новости — 6 декабря, 12:01
Аниме «Волчьи дети Амэ и Юки» возвращается в кинотеатры
Новости, Новости — 6 декабря, 10:00
По «Людям в черном» снимут новый фильм
Новости, Новости — 5 декабря, 18:50
Лиса из Blackpink снимется в фильме от Netflix
Новости, Новости — 5 декабря, 18:01
В Южной Корее создают приложение для отслеживания сталкеров в реальном времени
Новости, Новости — 5 декабря, 17:00
Вышел тизер третьей части мюзикла Camp Rock
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Новости, Новости — 5 декабря, 16:05
Baby Cute выпустила альбом #hooligani
Новости, Новости — 5 декабря, 14:05
Объявлены лучшие книги 2025 года по версии «Большой книги»
Новости, Новости — 5 декабря, 12:35
Тейлор Свифт, SZA и Леди Гага: Spotifу подвел итоги года
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 5 декабря, 11:47
Центробанк выпустит монеты с «Фиксиками»
Кино — 4 декабря, 20:38
Она написала ромком. За что мы любим Нору Эфрон
Новости, Новости — 4 декабря, 18:50
Смятая банка пива стала лучшим худшим арт-объектом года Великобритании
Новости, Новости — 4 декабря, 16:30
Бренд Tyler, The Creator представил последнюю коллекцию
Новости, Новости — 4 декабря, 16:10
MONA, темный принц и Ваня Дмитриенко: «Яндекс Музыка» подвела итоги года
Новости, Новости — 4 декабря, 15:25
Краков признали самым чистым городом в мире
Новости, Новости — 4 декабря, 13:15
«Пятый элемент» вернется в российский прокат
Новости, Новости — 4 декабря, 12:22
«Кинопоиск» снимет ремейк «Зачарованных»
Новости, Новости — 4 декабря, 10:05
LEGO выпустит набор по «Очень странным делам»
Новости, Новости — 4 декабря, 09:00
Red Dead Redemption вышла на iOS и Android
Новости, Новости — 3 декабря, 18:20
Печатный журнал «Игромания» вернется впервые за семь лет
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 3 декабря, 17:05
В Токио откроется крупнейшая ретроспектива Хадзимэ Сораямы
Кино — 3 декабря, 16:39
«Эмили в Париже», «Прощай, Джун», «Человек против малыша» и еще 2 проекта Netflix, которые надо ловить в декабре
Новости, Новости — 3 декабря, 15:30
Хоккей, фанаты и Борис Животное: Ваня Дмитриенко пришел на шоу «Мама, это не я»
Новости, Новости — 3 декабря, 14:00
Samsung показал складывающийся втрое смартфон
Новости, Новости — 3 декабря, 13:01
Тейлор Свифт представила трейлер предстоящего концертного фильма
Новости, Новости — 3 декабря, 12:00
В Нью-Йорке прошла 35-я церемония Gotham Awards
Новости, Новости — 3 декабря, 11:40
Rostic’s выпустил специальное меню со «Смешариками»
Новости — 3 декабря, 11:30
Данила Багров, доктор Асмус и документалка о пожарах. Что онлайн-кинотеатр PREMIER покажет в декабре
Новости, Новости — 3 декабря, 10:30
Кристен Стюарт готовится к съемкам второго фильма
7.3
Метод
(3 сезон)
7.2
Киноклуб
(1 сезон)
6.5
Сущность
6.7
Камбэк
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)