Это были концерт Жана-Мишеля Жарра внутри виртуальной модели Собора Парижской Богоматери и выступление группы Kiss в отеле Atlantis в Дубае. Оба шоу состоялись 31 декабря. И фактически обозначили два вектора развития музыкальных зрелищ на ближайшее время.
Жан-Мишель Жарр исполнил материал нового альбома Welcome To The Other Side, который спустя два дня был размещен на всех цифровых платформах. В него вошли как свежие произведения классика электронной музыки, так и знакомые мелодии — первые версии Oxygene и Equinox в ремиксах. С музыкальной точки зрения это был рейв, и можно констатировать, что 72-летний французский новатор пришел к тому же, к чему с другой стороны пришли его младшие коллеги — EDM-диджеи. По сути, неважно, исполняются ли произведения вживую, и даже неважно, вживую ли они сводятся. Главное — состояние всеобщего танцевального аффекта. Причем Жарр пошел еще дальше. Теперь не имеет значения, находится ли исполнитель на площадке и существует ли сама площадка в природе.
Выступление Жана-Мишеля Жарра прошло в виртуальной модели Notre-Dame de Paris, созданной стартапом VRrOOm, который специализируется на аттракционах, связанных с виртуальной реальностью. Композитор, обвешанный датчиками, находился в своей студии, где исполнял произведения и общался с публикой. В нарисованный собор транслировался его цифровой аватар. Фигура музыканта была размещена среди синтезаторов и дополнительных декораций. Пульт, при помощи которого он управлял своей электронной вселенной, выглядел гораздо симпатичнее, чем банальные диджейские вертушки. Никто не может сказать точно, что именно исполнялось в момент трансляции, какие звуки были записаны заранее, а какие рождались онлайн. То же касается и изображения. Но так ли это важно? На данный момент официальное количество «посетивших» виртуальный концерт французского музыканта — более 75 миллионов. И эта цифра продолжает расти, ведь шоу доступно для бесплатного просмотра.
Группа Kiss сыграла свой новогодний концерт KISS 2020 Goodbye на территории отеля Atlantis The Palm в Дубае. Техническая бригада заехала в отель задолго до выступления и построила полноценные декорации End Of The Road World Tour, прерванного из-за эпидемии. Две сцены, которые группа возила с собой во время гастролей, соединили в одну. Однако перед подмостками, построенными на Королевском пляже, зрителей не было. Насладиться выступлением легендарных глэм-рокеров могли только постояльцы отеля, купившие пятидневные пакеты по цене от 7431 долларов за номер. В стоимость пакета входило проживание и новогодний ужин. Музыку предлагалось слушать с балконов.
При этом на площадке установили 50 видеокамер, при помощи которых концерт транслировался в интернете. На видеотрансляцию тоже продавались билеты, причем было предусмотрено большое количество ценовых категорий. По минимальной цене в 39,99 долларов предлагалось посмотреть шоу в прямом эфире и затем в повторе на протяжении суток. А например за 249,99 долларов вдобавок к прямой трансляции и 30 дням неограниченного количества повторов можно было получить выпущенные ограниченным тиражом DVD, буклеты, футболки и постеры. Ну, а «платиновый пакет» за 999,99 долларов помимо всего перечисленного включал в себя имя его обладателя в титрах DVD и упоминание в книге, плакат с автографами, коллекционный худи, посеребренный памятный билет и виниловый диск с записью шоу.
Уже объявлено о том, что концерт KISS 2020 Goodbye вошел в Книгу рекордов Гиннесса. На сцене было установлено самое большое в истории количество источников огня — 73. Также был зафиксирован самый высокий язык пламени в истории концертных зрелищ — 180 футов.
Измерить экономический эффект от шоу нового образца сложнее, чем высоту огненного столба. Что вообще в данном случае считать солд-аутом? Жан-Мишель Жарр доложил о количестве зрителей в интернете, и их число увеличивается. KISS 2020 Goodbye — гибридный концерт. Билеты на стримы до сих пор в продаже, несмотря на то что шоу давно можно посмотреть в ютьюбе в неофициальной версии. Относительно туристических пакетов, включавших в себя шоу, информации нет, и вполне возможно, что, если даже они были полностью распроданы, сам концерт не для всех гостей курорта являлся главной причиной путешествия.
Фактически Жан-Мишель Жарр и Kiss предложили два новых типа зрелища. И оба, к сожалению, не подразумевали контакт со зрителями. Kiss отказались даже от продажи фанатам пакетов meet & greet (личные встречи за кулисами с фото и автографами), на которых группа всегда отлично зарабатывала.
Оба шоу, по сути, представляли собой обычную телесъемку, только в очень эффектных декорациях. Как говорил герой фильма «Москва слезам не верит», «одно сплошное телевидение».
В случае месье Жарра локация — объект мирового культурного наследия, до сих пор не восстановленный после пожара 2019 года. Проект французского музыканта был поддержан UNESCO и мэрией Парижа, так что его стоит считать прежде всего просветительским и имиджевым для французской столицы, тем более что билеты на трансляцию не продавались.
Коммерческий эффект от шоу Kiss пока никак не оглашен, и вполне вероятно, что заинтересованность ОАЭ в продвижении курорта сыграла в решении группы не последнюю роль. Kiss даже согласились изменить строчки некоторых песен, чтобы шоу прошло в Дубае без проблем.
Стоит отметить, что Жан-Мишель Жарр все же постарался и создал хотя бы видимость новой программы. В то время как Kiss сыграли свои проверенные хиты, которые они исполняют на концертах End Of The Road World Tour. Новую музыку нью-йоркская группа не выпускает с 2012 года.
Итак, судя по тому, что мы увидели 31 декабря, публике сегодня предлагается два типа зрелищ. Либо аватар, танцующий в нарисованном мире (вспомним, например, Трэвиса Скотта в игре Fortnite), либо интернет-трансляция живого концерта с ограниченным и очень дорогим доступом зрителей на площадку. Все это в полном соответствии с теорией о том, что в новом мире прямое человеческое общение станет самым дорогостоящим удовольствием.