Развернуть Свернуть
Рецензии, Кино — 3 декабря 2020, 21:34

«Человеческий голос»: тот же самый, но другой Альмодовар

С 3 декабря на российских экранах новый фильм Педро Альмодовара, показанный на Венецианском кинофестивале во внеконкурсной программе.

Четыре года счастья, три дня ожидания и 30 минут диалога (возможно, с самой собой, ведь всегда остаётся маленькая вероятность, что на другом конце провода— пустота, тем более, что по сценарию — ровно так и есть). «Человеческий голос» — вроде бы киноадаптация пьесы Кокто, но и от начала до конца фильм Педро Альмодовара по его же собственному сценарию, лишь отдаленно вдохновленному оригиналом. Freely based, как гласят вступительные титры. Этот сконцентрированный в тридцати минутах Альмодовар, на самом деле, и обновлённый — впервые фильм на английском языке, с кардинально отличающемся от родного испанского звучанием, впервые фильм-моноспектакль, впервые — в коллаборации с Тильдой Суинтон.

Тильда Суинтон — соратница Альмодовара на площадке и в мире кино — носит здесь много монохромных нарядов и демонстрирует изощренную хореографию кинематографического движения. По сути, она играет саму себя — актрису средних лет с нетронутой временем красотой и внешностью, которая манифестирует тотальную инаковость. Кроме того, героиня Суинтон — не пассивная, страдающая женщина, но современная и куда более сильная, хотя и надломленная предательством. Эта трансформация обусловлена двумя вещами. Во-первых, актриса мало подходит для роли подчиняющейся и смирившейся со своей судьбой героини в аутентичной пьесе Кокто. Во-вторых, для самого Альмодовара это не тот женский персонаж, с которым ему в действительности интересно было бы работать. Все его женские героини от «Кожи, в которой я живу» и «Возвращения» до «Женщин на грани нервного срыва» (где, кстати, тоже одна из сцен интродукции навеяна работой Кокто, с юности занимавшей режиссера) далеки от стереотипно феминного образа «слабого пола», но имеют моральный стержень. Преимущество же и сила героини «Человеческого голоса» хотя бы в том, что в своем разговоре она не устает пытаться и, по крайней мере, пробует все возможное: быть смешной, остроумной, серьезной, сильной, покорной, властной, безумной и наконец — собой, в чем и находит своеобразную форму преодоления. 

#INSERT_ARTICLE#

В отличие от Кокто, который не дает выхода своей героине, Педро удается это сделать. Буквально — преодолеть разрыв между театральной сценой-кинопавильоном и реальностью, разрушив четвертую стену, и в переносном смысле — героине удается освободиться от мужской господской фигуры в пользу содействия и содружества с другим подчиненным существом — собакой, которая в фильме Альмодовара не только талантливый актер, но и в каком-то смысле соавтор сценария: его импровизация привела к удачной трансформации финала фильма.

Кокто написал свою пьесу в ответ на обвинения в слишком тоталитарном обращении с актерами. Теперь же вопрос в том, смог ли Альмодовар преодолеть в себе фигуру «мастера»? И да, и нет. Хотя в картине проглядываются наметки на коллаборацию, значение авторитета режиссера все еще крайне сильно для второго важнейшего человека — единственной актрисы. Это понятно по тому описанию процесса производства картины, которое предоставляет Тильда в одном из интервью. На вопрос о свободе она отвечает, что подобный «контракт» с режиссером-мастером как раз-таки и освобождает, потому что он допускает тебя в свой удивительный и неповторимый мир. И хотя эстетика Альмодовара близка тому, как Суинтон понимает кино, такое прочтение свободы представляется крайне противоречивым.

#INSERT_ARTICLE#

В то же время, при взгляде со стороны в фильме действительно довольно много воздуха по сравнению с классическим произведением Кокто. Есть объем и измерение глубины, отнюдь не характерное для театральной сцены. Съемка кинематографического павильона сверху, напоминающая игру Sims, многоплановая экспозиция героини, передающая ее внутреннее состояние. И в то же время — разной степени неудобство, смещение, дискомфорт: пролившийся кофе, вода в душе поверх одежды, взгляд с балкона, упирающийся в стену съемочного павильона вместо живописной перспективы. И в целом — герметичность пространства фильма, устройство которого напоминает матрешку: декорация внутри декорации, обличающая условность и карикатурность происходящего не только в кино, но и в жизни. Об этом, к слову, догадывается и сама героиня — ведь что может быть еще большим клише, чем быть брошенной женщиной. Благодаря такой «многослойной» структуре фильма, становится понятно, в какой беспросветной душевной тьме без выхода наружу скитается героиня. Она не стремится к тому, чтобы ее идеализировали, мистифицировали, обожествляли. Она лишь ищет коммуникации, но, как это зачастую бывает, так и не добивается ответа. Ее человеческий голос, увы, слышен только сторонним наблюдателям, но не человеку, к которому он обращен. 

#INSERT_ARTICLE#

«Человеческий голос» создавался одновременно очень долго (почти всю творческую жизнь режиссера) и очень быстро. Эта дихотомия хорошо отражена в аудиальной части картины: ее саундтрек составлен из музыки к предыдущим работам Альмодовара, то есть он так же, как и сам фильм, создавался в течение всего длинного пути в кино и одновременно в течение только лишь двухнедельной съемки. В этой амбивалентности концептуальное ядро фильма: тот же самый, но другой саундтрек, тот же самый, но другой «Человеческий голос», тот же самый, но другой Педро Альмодовар.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр
Тильда
Суинтон
Читайте также
Кино — 19:50, 13 ноября 2025
Комаринский мужик. Разбираемся в феномене «Дракулы» Люка Бессона
Новости, Новости — 13 ноября, 19:50
Valve представила VR-гарнитуру, игровую станцию и геймпад для Steam
Образ жизни — 13 ноября, 19:40
«Мозгов хватает, денги нужны» и другие цитаты Сергея Матвиенко
Новости, Новости — 13 ноября, 18:05
Братья Руссо экранизируют комикс Ordained. В главной роли — Колин Фарелл
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Адель появится в ленте Тома Форда «Плач к небесам»
Новости, Новости — 13 ноября, 16:00
Начались съемки сериала «Фурия» по вселенной «Майора Грома»
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континету от ведьмака Геральда
Новости, Новости — 13 ноября, 15:18
Вышел первый трейлер анимационного фильма The Super Mario Galaxy Movie
Новости — 12 ноября, 18:40
Смеяться пять минут. Подборка небанальных российских комедий
Новости, Новости — 12 ноября, 17:40
Сабрина Карпентер станет новой «Алисой в Стране чудес»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 12 ноября, 16:35
Вышел первый тизер «Истории игрушек-5»
Новости — 12 ноября, 15:45
«Хочется почитать книги. Нормальные». Интервью с блогером Энтони Юлаем
Новости, Новости — 12 ноября, 15:30
В Москве пройдет музыкальный фестиваль «Близость»
Новости, Новости — 12 ноября, 14:40
Бренд Хейли Бибер Rhode запустил бьюти-такси
Новости, Новости — 12 ноября, 13:58
Charli XCX выпустила песню House в соавторстве с Джоном Кейлом
Новости, Новости — 11 ноября, 18:40
Вышел трейлер мини-сериала «Человек против малыша» с Роуэном Аткинсоном
Новости, Новости — 11 ноября, 16:25
Роман «Плоть» Дэвида Салаи получил Букеровскую премию
Новости, Новости — 11 ноября, 15:33
HBO снимет сериал-адаптацию по «V — значит Вендетта»
Новости, Новости — 11 ноября, 14:09
Выйдет спин-офф «Супермена» о Джимми Олсене
Новости, Новости — 10 ноября, 19:35
Стало известно, когда выйдет перезапуск «Баффи — истребительница вампиров»
Новости, Новости — 10 ноября, 18:10
Gentle Monster представил хоррор-игру
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 ноября, 17:25
Автор «Кто подставил кролика Роджера?» вернул права на персонажей Мультауна
Новости, Новости — 10 ноября, 15:30
Производитель игрушек Funko Pop на грани закрытия
Новости, Новости — 10 ноября, 14:45
Братья Джонас выступят с новогодним концертом
Новости, Новости — 10 ноября, 12:37
Jo Malone и Disney выпустили совместный парфюм
Новости, Новости — 8 ноября, 18:25
Обретение внутренней силы и жертвенность: слушаем «Золотой час» группы UBEL
Новости, Новости — 7 ноября, 18:00
Rosalía представила альбом LUX
Новости, Новости — 7 ноября, 16:40
Сюзанна выпустила альбом «Алмазы»
Новости, Новости — 7 ноября, 15:40
Сара Полсон может появиться в новом сезоне «Монстра» Райана Мерфи
Новости, Новости — 7 ноября, 14:25
Енджун из TXT представил первый сольный альбом
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы