Рецензии, Кино — 28 ноября 2020, 23:39

Дэвид Финчер против американской мечты. Рецензия на фильм «Манк»

Новый фильм Дэвида Финчера. Новый фильм. Дэвида Финчера. Новый. Фильм. Дэвида. Финчера! Рецензия Эдуарда Голубева. 



Дэвид Финчер с его умелыми руками и ледяным сердцем, как рубль, нравится примерно всем. Голливуд цепляется за него, как за внятного носителя национальной киноидеи, которая, как известно, строится из жизнеописания психов, маньяков и закомплексованных гениев. Критики видят в нем режиссера с, что называется, ценностями. А зрители никогда не забудут момент с коробкой, падающими небоскребами и минетом в туалете. Несмотря на имидж гения, Финчер не снимал кино шесть лет (сериал «Охотник за разумом», который Дэвид отдал на аутсорс режиссерам-подражателям, не в счет). А его новый проект — биографическая драма «Манк» по сценарию покойного отца — рискует привлечь внимание лишь узкого зрительского сообщества. Тем не менее перед нами большое событие, один из лучших фильмов года. И точно самый эстетский.


Герман Манкевич (Гэри Олдман) — талантливый репортер, который переквалифицировался в сценаристы, отходит от аварии на уединенном ранчо, где по приказу театрального вундеркинда Орсона Уэллса (Том Берк) пишет рукопись безымянного фильма. Текст превратится в «Гражданина Кейна» — одну из главных кинокартин в истории. Впоследствии Уэллс станет легендой Голливуда, но никогда не повторит успех своего дебюта. А Манкевич — дальше мы будем звать его Манк — сопьется и умрет безвестным от болезни почек. 

Исправить эту оплошность и пытается Финчер. Поэтому Уэллс в фильме — не более чем второстепенный персонаж, цель которого напоминать о дедлайне по телефону. Все остальное время на экране блистает именно Манк. Вернее, медленно загибается под тяжестью своих пороков. Тут стоит отметить игру Гэри Олдмана. Британский артист еще со времен «Леона» известен как генератор животного магнетизма. Здесь к его плутовитому взгляду добавляется трагическая самоотверженность идущего на смерть — два года назад похожее сочетание обеспечило Олдману «Оскар». Скорее всего, будущий наградный сезон также не обойдется без пары актерских побед «Манка».


Выпуклый визуальный образ украшает многослойность характера. Герой выглядит одновременно гением, гадом, филантропом, идеалистом и шутом. Немного обидно, что другие персонажи выполняют скорее функциональные задачи. Продюсер Уильям Херст (Чарльз Дэнс — Тайвин Ланнистер из «Игры Престолов») — локальный Дарт Вейдер, который поддерживает Гитлера и злостно подминает под себя демократические инструменты. Жена Манка Сара (Таппенс Мидлтон), его машинистка (Лили Коллинз) и звезда немого кино Мэрион Дэвис (удивительное актерское попадание Аманды Сайфред) — моральные ориентиры. Описать их можно несколькими прилагательными: «хорошая», «добрая», «заботливая». 

Эрик Рот — один из авторов «Форреста Гампа» — написал для «Манка» почти соркинские диалоги (есть даже шутка про вагинальное происхождение «бутона розы»), что немного скрашивает вышеописанную схематичность. Но вроде как именно ему принадлежит субъективно ужасная идея соединить 30-е годы прошлого века с актуальной информационной повесткой. Поэтому и хвалить его не будем! 

Однако все придирки распадаются на молекулы ровно в тот момент, когда фильм, собственно, начинается. Спальня, рука, пустая бутылка — «Манк» умудряется гипнотизировать с первых минут. Еще в «Загадочной истории Бенджамина Баттона» Финчер превратил спецэффекты в ключевые кисти художника. Спустя 12 лет главный перфекционист Голливуда решил вернуть кино волшебный статус. Черно-белый (местами откровенно нуарный) лоск, безупречно вылизанные мизансцены, вживую записанный джазовый саундтрек от Трента Резнора, «сигаретные ожоги» (метки, обозначающие конец пленки) и намеренные цитаты из «Гражданина Кейна». Простите за пошлость, но ТАК уже давно никто не снимает.


Окончательно «Манк» влюбляет (хотя его можно и возненавидеть по этой же причине) в себя когда из, на первый взгляд, разрозненных сценок он собирается в единое полотно. Подобным эффектом обладал прошлогодний «Однажды… в Голливуде». Только там, где Тарантино включал сказочника, Финчер склонен придерживаться своей фирменной интонации. На протяжении последнего десятилетия он демонтировал американскую мечту. В «Социальной сети» власть разрушила личность, «Девушка с татуировкой дракона» провозгласила власть анархии над либерализмом, «Исчезнувшая» поставила под большой вопрос институт семьи:

— Да, я любил, но потом мы только обижали и подавляли друг друга... и причиняли боль.

— Это и есть брак

Теперь режиссер добрался до самого основания, затронув конституционное «право на стремление к счастью». Нет никакого счастья. Гений уйдет непонятым, а компромисс победит творчество. Слышать такое от человека, который, если вернуться к началу, нравится примерно всем, неприятно. Но, видимо, все мы забыли, что мир — не лучшее место, хоть и бороться за него, конечно, нужно.



Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Продюсер, Режиссёр
Дэвид
Финчер
Читайте также
Кино — 16:56, 29 июля 2021
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 29 июля, 16:56
Премьеру байопика о Мэрилин Монро с Аной де Армас перенесли на 2022 год
Новости, Новости — 29 июля, 16:18
Собственное кафе и ютьюб-хаус в Турции: Катя Конасова дала интервью Пете Плоскову
Новости, Новости — 29 июля, 15:41
У Aviasales теперь есть свой подкаст. Там рассказывают о путешествиях в СССР и современной России
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Новости, Новости — 28 июля, 23:59
Катя Клэп объяснила, почему у нее нет менеджера, в подкасте Сергея Мезенцева
Новости, Новости — 28 июля, 22:20
На съемки шоу «Что было дальше?» теперь можно попасть только при наличии QR-кода
Герои — 28 июля, 21:52
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Популярная темаПопулярно
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Все звёзды и инфлюенсеры
Герои — 27 июля, 14:45
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Новости, Новости — 27 июля, 13:11
Зомби-телепузики и кровожадный Микки Маус: тиктокер создает 3D-хорроры с известными персонажами
Герои — 27 июля, 12:18
Глянец и онлайн, шоу «Узнать за 10 секунд» и злобные комментаторы. Интервью с главным редактором «Афиши Daily» Трифоном Бебутовым
Новости, Новости — 27 июля, 11:32
В Санкт-Петербурге откроются фуд-корты
Новости, Новости — 27 июля, 10:51
Появился сайт, похожий на страничку «Википедии». Он меняется, когда читатель моргает
Кино — 26 июля, 23:28
Парадоксы любви. Рецензия на фильм «Кто-то кого-то полюбит»
Новости, Новости — 26 июля, 21:27
В «Кухне на районе» теперь можно заказать маффин с кожурой банана и сумку для многоразовых бутылок
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)