Рецензии, Кино — 28 ноября 2020, 23:39

Дэвид Финчер против американской мечты. Рецензия на фильм «Манк»

Новый фильм Дэвида Финчера. Новый фильм. Дэвида Финчера. Новый. Фильм. Дэвида. Финчера! Рецензия Эдуарда Голубева. 



Дэвид Финчер с его умелыми руками и ледяным сердцем, как рубль, нравится примерно всем. Голливуд цепляется за него, как за внятного носителя национальной киноидеи, которая, как известно, строится из жизнеописания психов, маньяков и закомплексованных гениев. Критики видят в нем режиссера с, что называется, ценностями. А зрители никогда не забудут момент с коробкой, падающими небоскребами и минетом в туалете. Несмотря на имидж гения, Финчер не снимал кино шесть лет (сериал «Охотник за разумом», который Дэвид отдал на аутсорс режиссерам-подражателям, не в счет). А его новый проект — биографическая драма «Манк» по сценарию покойного отца — рискует привлечь внимание лишь узкого зрительского сообщества. Тем не менее перед нами большое событие, один из лучших фильмов года. И точно самый эстетский.


Герман Манкевич (Гэри Олдман) — талантливый репортер, который переквалифицировался в сценаристы, отходит от аварии на уединенном ранчо, где по приказу театрального вундеркинда Орсона Уэллса (Том Берк) пишет рукопись безымянного фильма. Текст превратится в «Гражданина Кейна» — одну из главных кинокартин в истории. Впоследствии Уэллс станет легендой Голливуда, но никогда не повторит успех своего дебюта. А Манкевич — дальше мы будем звать его Манк — сопьется и умрет безвестным от болезни почек. 

Исправить эту оплошность и пытается Финчер. Поэтому Уэллс в фильме — не более чем второстепенный персонаж, цель которого напоминать о дедлайне по телефону. Все остальное время на экране блистает именно Манк. Вернее, медленно загибается под тяжестью своих пороков. Тут стоит отметить игру Гэри Олдмана. Британский артист еще со времен «Леона» известен как генератор животного магнетизма. Здесь к его плутовитому взгляду добавляется трагическая самоотверженность идущего на смерть — два года назад похожее сочетание обеспечило Олдману «Оскар». Скорее всего, будущий наградный сезон также не обойдется без пары актерских побед «Манка».


Выпуклый визуальный образ украшает многослойность характера. Герой выглядит одновременно гением, гадом, филантропом, идеалистом и шутом. Немного обидно, что другие персонажи выполняют скорее функциональные задачи. Продюсер Уильям Херст (Чарльз Дэнс — Тайвин Ланнистер из «Игры Престолов») — локальный Дарт Вейдер, который поддерживает Гитлера и злостно подминает под себя демократические инструменты. Жена Манка Сара (Таппенс Мидлтон), его машинистка (Лили Коллинз) и звезда немого кино Мэрион Дэвис (удивительное актерское попадание Аманды Сайфред) — моральные ориентиры. Описать их можно несколькими прилагательными: «хорошая», «добрая», «заботливая». 

Эрик Рот — один из авторов «Форреста Гампа» — написал для «Манка» почти соркинские диалоги (есть даже шутка про вагинальное происхождение «бутона розы»), что немного скрашивает вышеописанную схематичность. Но вроде как именно ему принадлежит субъективно ужасная идея соединить 30-е годы прошлого века с актуальной информационной повесткой. Поэтому и хвалить его не будем! 

Однако все придирки распадаются на молекулы ровно в тот момент, когда фильм, собственно, начинается. Спальня, рука, пустая бутылка — «Манк» умудряется гипнотизировать с первых минут. Еще в «Загадочной истории Бенджамина Баттона» Финчер превратил спецэффекты в ключевые кисти художника. Спустя 12 лет главный перфекционист Голливуда решил вернуть кино волшебный статус. Черно-белый (местами откровенно нуарный) лоск, безупречно вылизанные мизансцены, вживую записанный джазовый саундтрек от Трента Резнора, «сигаретные ожоги» (метки, обозначающие конец пленки) и намеренные цитаты из «Гражданина Кейна». Простите за пошлость, но ТАК уже давно никто не снимает.


Окончательно «Манк» влюбляет (хотя его можно и возненавидеть по этой же причине) в себя когда из, на первый взгляд, разрозненных сценок он собирается в единое полотно. Подобным эффектом обладал прошлогодний «Однажды… в Голливуде». Только там, где Тарантино включал сказочника, Финчер склонен придерживаться своей фирменной интонации. На протяжении последнего десятилетия он демонтировал американскую мечту. В «Социальной сети» власть разрушила личность, «Девушка с татуировкой дракона» провозгласила власть анархии над либерализмом, «Исчезнувшая» поставила под большой вопрос институт семьи:

— Да, я любил, но потом мы только обижали и подавляли друг друга... и причиняли боль.

— Это и есть брак

Теперь режиссер добрался до самого основания, затронув конституционное «право на стремление к счастью». Нет никакого счастья. Гений уйдет непонятым, а компромисс победит творчество. Слышать такое от человека, который, если вернуться к началу, нравится примерно всем, неприятно. Но, видимо, все мы забыли, что мир — не лучшее место, хоть и бороться за него, конечно, нужно.



Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Продюсер, Режиссёр
Дэвид
Финчер
Читайте также
Музыка — 17:45, 13 апреля 2021
Музыка — самое агендерное из искусств?
Новости, Новости — 13 апреля, 17:45
Cardi B выпустила первую коллекцию спортивной одежды
Музыка — 13 апреля, 15:55
Новое в музыке за неделю: SZA & Doja Cat, Tommy Cash, Twenty One Pilots, Olivia Rodrigo, Дора & T-Fest
Новости, Новости — 13 апреля, 12:43
Met Gala 2021 пройдет 13 сентября. Темой бала станет американская мода
Новости, Новости — 13 апреля, 11:14
Брэд Питт, Хоакин Феникс и Зендая станут ведущими «Оскара»
Музыка — 13 апреля, 10:45
«Киберфолк — это круто». Zventa Sventana комментирует клип «На горе мак»
Популярная темаПопулярно
Кино — 13 апреля, 05:27
Сериалы недели: «Жуки», «Налет», «Они», «Шальные деньги»
Новости, Новости — 12 апреля, 20:57
Россия приостанавливает авиасообщение с Турцией до 1 июня
Образ жизни — 12 апреля, 18:06
Граффити, рок-группы и авангардные оперы. Как полет Гагарина увековечен в поп-культуре
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Новости, Новости — 12 апреля, 18:01
Борьба с зависимостью и внутренняя кухня «Подруг»: Карина Истомина пришла в ютьюб-шоу Надежды Стрелец
Новости, Новости — 12 апреля, 17:23
BTS проведут бесплатный онлайн-концерт
Новости, Новости — 12 апреля, 14:14
Блогер собрал копию машины Джеймса Бонда. Она может стрелять и жарить курицу
Новости, Новости — 12 апреля, 13:30
Ярослав Андреев и Дима Масленников в шоу «Петя любит выпить»: о разнице между ютьюбом и тиктоком и немного о личном
Новости, Новости — 12 апреля, 13:18
Мэйси Уильямс стала глобальным амбассадором H&M по вопросам устойчивого развития
Новости, Новости — 12 апреля, 11:16
Первый полет вертолета Ingenuity на Марсе переносится. Все из-за «сторожевого» таймера
Герои — 11 апреля, 22:37
О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской
Новости, Новости — 11 апреля, 14:01
Джастин Тимберлейк сыграет телеведущего и наемного убийцу в новом сериале от Apple TV+
Герои — 11 апреля, 11:21
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Герои — 11 апреля, 00:28
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 апреля, 19:19
Фиби Уоллер-Бридж исполнит главную женскую роль в пятом «Индиане Джонсе»
Новости, Новости — 10 апреля, 17:21
Новое место в Москве: городское кафе Bardot на Остоженке
Новости, Новости — 10 апреля, 16:20
Юрий Дудь, Манижа и GONE.Fludd перерабатывают пластик в видео о кроссовках Stan Smith
Новости, Новости — 10 апреля, 12:37
Тайванец смог достать со дна озера телефон. Ему помогла засуха
Новости, Новости — 9 апреля, 21:53
Комик переделал заставку Pokémon с помощью стоковых видео
Новости, Новости — 9 апреля, 20:37
Умер рэпер DMX
Кино — 9 апреля, 19:37
Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом
Новости, Новости — 9 апреля, 17:44
Cream Soda сделала ремикс на песню «Вино» группы «Хлеб». Теперь под нее не хочется плакать
Образ жизни — 9 апреля, 15:23
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Жизневский, Лагерфельд и дубляж игр
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)