Рецензии, Кино — 25 августа 2020, 15:33

Рецензия на «Довод»: монструозный конструктор Нолана, от которого может заболеть голова

В России «Довод» выходит лишь 3 сентября, но мы его уже посмотрели. Эдуард Голубев специально отправился в Ригу, чтобы среди первых зрителей оценить самый ожидаемый фильм года.

Предупреждение: если вы не хотите знать ничего о сюжете фильма до его просмотра, не читайте первый абзац этого текста.

После неудачной спецоперации агент ЦРУ (Джон Дэвид Вашингтон — сын Дензела Вашингтона) начинает работать на секретную организацию и пытается предотвратить глобальную катастрофу: что-то среднее между третьей мировой и Армагеддоном. Единственная загвоздка — коллапс случится когда-то в будущем, и чтобы отвратить неизбежное, нужно откинуть все привычные представления о времени, понять, что оно нелинейно, и научиться им управлять. Ради спасения человечества агент (по сюжету у него нет имени, и все зовут его Протагонистом) объединяется с британским разведчиком (Роберт Паттинсон) и устанавливает контакт с женой русского оружейного олигарха (Элизабет Дебики). Тот лупит супругу ремнем и как-то связан с грядущим концом света. 


Уже завязка, где главный герой принимает пилюлю и возрождается в новом свете, недвусмысленно отсылает к «Матрице» — главному фильму братьев (ныне сестер) Вачовски, с которыми Нолан пытается тягаться еще со времен «Начала». Дальше — больше. Очевидно, что Протагонист — это Нео. А олигарх-абьюзер (Кеннет Брана), в целом похож на пропитого Агента Смита. Однако при вполне очевидных реминисценциях трудно найти более непохожие по замыслу картины. Гуманистов Вачовски всегда интересует человек. Недавно выяснилось, что «Матрица» — метафора трансгендерной идентичности. Техник Нолан намеренно дистанцируется от личного в угоду большого и универсального. Примечательно, что шесть лет назад в «Интерстелларе» режиссер утверждал, мол, любовь — ключ к пониманию вселенной. «Довод» разносит эту мысль в пух и прах. Теперь мирозданием правит квантовая физика. 

Чуть ли не половину фильма Протагониста, который работает глазами зрителя, пичкают научными терминами: инверсия времени, парадокс, искаженная энтропия. В конце очередной лекции Паттинсон учтиво спросит у героя (а значит, и у сидящих в зале): «Голова еще не разболелась?» В этот момент хочется встать с кресла и посоветовать Кристоферу Нолану принять горячую ванну или сходить на массаж — в общем, расслабиться. Давно известно, что больше всего на свете автор «Дюнкерка» любит звук собственного голоса. И тут он развернулся на полную. «Разве то, что мы все собрались здесь, ничего не значит для будущего?» Крис, прекрати! У меня уже разболелась голова!

Важно понимать: это ни в коем случае не плохое кино. Актеры отличные (Паттинсон ожидаемо круче всех), оператор регулярно выдает такие кадры, что можно захлебнуться слюной, сюжет действительно интересный. Однако внутри от «Довода» ничего не шевелится. Возможно, дело в общей претенциозности или в том, что британский демиург в очередной раз забил на героев ради общей механики. 

Фильмом легко восхищаться как архитектурным сооружением из крайне эффектных сцен. С этим у Нолана, как всегда, полный порядок. За 150 минут хронометража Протагонист и Ко посетят семь стран, взорвут самолет, примут участие в захвате Национальной оперы в Киеве. И будем честны: додуматься до того, чтобы использовать палиндром (если не знаете, что это — не гуглите до просмотра, иначе испортите себе сюрприз) как фундамент для экшна, может далеко не каждый режиссер. Однако филигранная хореография боев лишь выпячивает натужность всего остального. А в том, как Нолан дует щеки во время сборки этого монструозного конструктора и пытается выдать кубики за тонкие материи, есть что-то бесконечно раздражающее. 

Если представить, что задача «Довода» — заставить вас ахать, то фильм определенно с ней справился. Эффект усиливается в разы, если вы будете смотреть это кино в IMAX — сопоставимо размашистым зрелищем в этом году может оказаться лишь «Дюна». Но ее, скорее всего, перенесут. Однако от «Довода» никаких новаторских идей и тем более смыслов ждать не стоит.

В общественном сознании давно закрепилось понятие, что Нолан — гений. Пусть так! Но многие из вас готовы назвать его любимым режиссером? 




Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Монтажёр, Продюсер, Режиссёр, Сценарист
Кристофер
Нолан
Читайте также
Образ жизни — 11:15, 13 июня 2021
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Джеки Чан, Тиг Нотаро и тенге-режиссер
Новости, Новости — 13 июня, 11:15
Группа Lovanda выпустила клип на песню «Изи» из ЕР «Тепло»
Новости, Новости — 12 июня, 20:14
Милена Чижова, Ира Ваймер, Арина Тарчуткина и Халберы рассказали стыдные истории в шоу «Стенка»
Новости, Новости — 12 июня, 15:32
Шипы, цепи и «медведь Ильича»: как выглядит коллаб Crocs и Little Big
Новости, Новости — 12 июня, 10:01
К Musica36 присоединился рэпер Smoke Bush. Вместе с qurt он выпустил трек «Не братан»
Новости, Новости — 11 июня, 22:26
Оля Шелби присоединилась к селебрити-агентству Didenok Team
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 11 июня, 19:36
Аня Hahadetka объявила о возвращении на ютьюб
Герои — 11 июня, 19:25
Из кофейни в Саратове на A State of Trance. Интервью с диджеем ARTY
Новости, Новости — 11 июня, 17:22
По вселенной «Властелина колец» снимут аниме
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 11 июня, 15:09
Apple объявила 12 лучших игр и приложений года
Новости, Новости — 11 июня, 13:53
Фит с Ладой Дэнс и аквариум с пираньями: Артур Бабич и Dava пришли в Comment Out
Новости, Новости — 11 июня, 12:59
У Tenderlybae вышел трек «Не надо»
Новости, Новости — 11 июня, 12:31
На саб-ивенте Popoff Kitchen для Signal выступят Vale Budino и Rakans
Новости, Новости — 11 июня, 12:09
Элджей выпустил трек «Крестики-нолики»
Новости, Новости — 11 июня, 00:01
Скриптонит и The Limba выпустили трек «Ронин». Это первый сингл с грядущего альбома Anima
Герои — 10 июня, 19:54
«Верните мне мою толпу!» Борис Барабанов поговорил с Лораном Гарнье
Новости, Новости — 10 июня, 17:14
Wylsacom объяснил, что не так с роликами BadComedian, в ютьюб-шоу Софико Шеварднадзе
Кино — 10 июня, 16:07
Сериалы недели: «История Лизи», «Sweet Tooth: Мальчик с оленьими рогами», «Почему женщины убивают 2», «Душегубы»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 июня, 16:00
На ютьюб-канале «КиноТВ» новое шоу «Бэд Комментс». Гостьей первого выпуска стала Варвара Шмыкова
Новости, Новости — 10 июня, 11:58
Покрас Лампас выставит 10 NFT-произведений на аукционе маркетплейса Binance
Новости, Новости — 10 июня, 11:05
Новое место в Москве: авторский ресторан «Жирок» на Усачевском рынке
Новости, Новости — 10 июня, 09:34
Евгений Чебатков пришел в шоу «Контакты» Антона Шастуна
Герои — 9 июня, 20:25
Как дела, молодежь? Фреш-поколение об ушедшей весне, постхипстерах и важных словах
Новости, Новости — 9 июня, 19:47
Менеджер Канье Уэста намекнул, что у рэпера скоро выйдет альбом
Кино — 9 июня, 16:08
Спасибо, что еле живой. Борис Барабанов об Ирландии в фильме «Еще по одной с Шейном Макгоуэном»
Новости, Новости — 9 июня, 15:48
Тимур Сорокин обвинил менеджмент XO Music в сливе его нового трека. Ему ответил Герман Черных
Новости, Новости — 9 июня, 14:52
Новому сезону XO Life быть. Об этом рассказала Даша Джакели
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Анна К
(1 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)