Рецензии, Кино — 25 августа, 15:33

Рецензия на «Довод»: монструозный конструктор Нолана, от которого может заболеть голова

В России «Довод» выходит лишь 3 сентября, но мы его уже посмотрели. Эдуард Голубев специально отправился в Ригу, чтобы среди первых зрителей оценить самый ожидаемый фильм года.

Предупреждение: если вы не хотите знать ничего о сюжете фильма до его просмотра, не читайте первый абзац этого текста.

После неудачной спецоперации агент ЦРУ (Джон Дэвид Вашингтон — сын Дензела Вашингтона) начинает работать на секретную организацию и пытается предотвратить глобальную катастрофу: что-то среднее между третьей мировой и Армагеддоном. Единственная загвоздка — коллапс случится когда-то в будущем, и чтобы отвратить неизбежное, нужно откинуть все привычные представления о времени, понять, что оно нелинейно, и научиться им управлять. Ради спасения человечества агент (по сюжету у него нет имени, и все зовут его Протагонистом) объединяется с британским разведчиком (Роберт Паттинсон) и устанавливает контакт с женой русского оружейного олигарха (Элизабет Дебики). Тот лупит супругу ремнем и как-то связан с грядущим концом света. 


Уже завязка, где главный герой принимает пилюлю и возрождается в новом свете, недвусмысленно отсылает к «Матрице» — главному фильму братьев (ныне сестер) Вачовски, с которыми Нолан пытается тягаться еще со времен «Начала». Дальше — больше. Очевидно, что Протагонист — это Нео. А олигарх-абьюзер (Кеннет Брана), в целом похож на пропитого Агента Смита. Однако при вполне очевидных реминисценциях трудно найти более непохожие по замыслу картины. Гуманистов Вачовски всегда интересует человек. Недавно выяснилось, что «Матрица» — метафора трансгендерной идентичности. Техник Нолан намеренно дистанцируется от личного в угоду большого и универсального. Примечательно, что шесть лет назад в «Интерстелларе» режиссер утверждал, мол, любовь — ключ к пониманию вселенной. «Довод» разносит эту мысль в пух и прах. Теперь мирозданием правит квантовая физика. 

Чуть ли не половину фильма Протагониста, который работает глазами зрителя, пичкают научными терминами: инверсия времени, парадокс, искаженная энтропия. В конце очередной лекции Паттинсон учтиво спросит у героя (а значит, и у сидящих в зале): «Голова еще не разболелась?» В этот момент хочется встать с кресла и посоветовать Кристоферу Нолану принять горячую ванну или сходить на массаж — в общем, расслабиться. Давно известно, что больше всего на свете автор «Дюнкерка» любит звук собственного голоса. И тут он развернулся на полную. «Разве то, что мы все собрались здесь, ничего не значит для будущего?» Крис, прекрати! У меня уже разболелась голова!

Важно понимать: это ни в коем случае не плохое кино. Актеры отличные (Паттинсон ожидаемо круче всех), оператор регулярно выдает такие кадры, что можно захлебнуться слюной, сюжет действительно интересный. Однако внутри от «Довода» ничего не шевелится. Возможно, дело в общей претенциозности или в том, что британский демиург в очередной раз забил на героев ради общей механики. 

Фильмом легко восхищаться как архитектурным сооружением из крайне эффектных сцен. С этим у Нолана, как всегда, полный порядок. За 150 минут хронометража Протагонист и Ко посетят семь стран, взорвут самолет, примут участие в захвате Национальной оперы в Киеве. И будем честны: додуматься до того, чтобы использовать палиндром (если не знаете, что это — не гуглите до просмотра, иначе испортите себе сюрприз) как фундамент для экшна, может далеко не каждый режиссер. Однако филигранная хореография боев лишь выпячивает натужность всего остального. А в том, как Нолан дует щеки во время сборки этого монструозного конструктора и пытается выдать кубики за тонкие материи, есть что-то бесконечно раздражающее. 

Если представить, что задача «Довода» — заставить вас ахать, то фильм определенно с ней справился. Эффект усиливается в разы, если вы будете смотреть это кино в IMAX — сопоставимо размашистым зрелищем в этом году может оказаться лишь «Дюна». Но ее, скорее всего, перенесут. Однако от «Довода» никаких новаторских идей и тем более смыслов ждать не стоит.

В общественном сознании давно закрепилось понятие, что Нолан — гений. Пусть так! Но многие из вас готовы назвать его любимым режиссером? 




Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Монтажёр, Продюсер, Режиссёр, Сценарист
Кристофер
Нолан
Читайте также
Кино — 15:00, 26 октября 2020
Сериалы недели: «Зона комфорта», «Шерлок в России», «Неразгаданные тайны», «Полезные советы от Джона Уилсона», «Ход королевы»
Герои — 26 октября, 15:00
О сольном альбоме, борьбе с алкоголизмом и Цое. Большое интервью с Олегом Гаркушей
Новости, Новости — 26 октября, 13:53
У тумана в Сан-Франциско есть твиттер. Там он пишет про погоду и шутит над местными жителями
Новости, Новости — 26 октября, 13:13
У Dream Team House коллаборация с «Пацанки House». Нас ждет много совместного контента
Новости, Новости — 26 октября, 10:47
Еще один личный рекорд: у Насти Ивлеевой 5 млн подписчиков в тиктоке
Новости, Новости — 26 октября, 08:50
У Дани Милохина и Артура Бабича вышел трек. Это кавер на хит Rauf & Faik «Детство»
Популярная темаПопулярно
Музыка — 26 октября, 08:40
Новое в музыке за неделю: Woodkid, Major Lazer, Slava Marlow и Ty Dolla $ign
Новости, Новости — 25 октября, 23:54
Изумрудный цвет и листья из сада «Рихтера». У Саввы Савельева откроется персональная выставка
Новости, Новости — 24 октября, 15:47
В коалицию против Apple хотят вступить еще 400 разработчиков. Изначально их было 13
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Новости, Новости — 9 октября, 14:36
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo
Новости, Новости — 24 октября, 14:16
У Dream Team House 7 миллионов подписчиков в тиктоке. Это самый популярный хаус в стране
Новости, Новости — 24 октября, 11:43
Появился уличный художник GANksy. Он как Бэнкси, только не человек
Новости, Новости — 23 октября, 18:14
У Reebook коллаборация с Ubisoft. Она посвящена игре Assassin’s Creed: Valhalla
Новости, Новости — 23 октября, 17:02
Золото, мрамор и даже фрагмент древнего копья: рассказываем, как выглядит iPhone 12 Pro за 3 млн рублей
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 23 октября, 16:21
У Timepad новая система рекомендаций: она поможет найти интересные мероприятия
Герои — 23 октября, 16:13
«Смех — это противопоставление смерти». Интервью с актером Сергеем Буруновым
Образ жизни — 23 октября, 15:44
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Nilüfer Yanya, Саша Бортич и асексуальность
Новости, Новости — 23 октября, 15:41
У Tesla очередной рекорд. Выручка компании в третьем квартале составила почти 9 млрд долларов
Новости, Новости — 23 октября, 14:37
«Макдоналдс» введет раздельный сбор отходов во всех ресторанах сети
Новости, Новости — 23 октября, 13:54
Еще больше черного юмора и аллегорий: Тим Бертон планирует снять ремейк «Семейки Аддамс»
Новости, Новости — 23 октября, 12:50
Что будет с российским ютьюбом? Рассказывает Женя Калинкин
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 23 октября, 10:50
Клип Арианы Гранде на трек Positions. Там певица становится президентом и печет пироги
Новости, Новости — 22 октября, 19:51
Из Swag Team ушли сразу четыре участника. Тиктокеры решили заняться бизнесом и саморазвитием
Новости, Новости — 22 октября, 18:56
Тикток Вали Карнавал заблокировали. Но ненадолго
Новости, Новости — 22 октября, 18:17
Кракен на набережной «Зарядья». Это арт-объект Михаила Цатуряна
Новости, Новости — 22 октября, 16:51
У Игоря Николаева тоже есть тикток. Никогда такого не было, и вот опять
Кино — 22 октября, 16:45
О теракте на Дубровке, фильме «Конференция» и человеческой слабости. Интервью с Иваном И. Твердовским
Новости, Новости — 22 октября, 14:37
Картину Бэнкси «Покажи мне Моне» продали почти за 10 млн долларов. Торги длились 8 минут
Новости, Новости — 22 октября, 13:23
Юрий Дудь стал самым популярным блогером среди зумеров
Новости, Новости — 22 октября, 09:53
В тиктоке нашли профиль Эль Фаннинг. Только у аккаунта нет аватара и верификации
Ведьмы
Эмили в Париже
(1 сезон)
Некст
(1 сезон)
Мы те, кто мы есть
(1 сезон)
Ведьмак: Происхождение
(1 сезон)
Ради всего человечества
(2 сезон)
Острые козырьки
(1 сезон)
Американская история преступлений. Импичмент
(3 сезон)