Режиссер Андрей Звягинцев и оператор Михаил Кричман стали героями нового выпуска подкаста Team Deakins, который ведут кинооператор Роджер Дикинс и его супруга Джеймс. Роджер Дикинс широко известен по работе над такими кинолентами, как «Побег из Шоушенка», «Игры разума», «Чтец», «Бегущий по лезвию 2049» и «1917». Он дважды был номинирован на премию «Оскар» за лучшую операторскую работу. Еще перед началом интервью ведущие признавались, что высоко ценят мастерство Звягинцева, наверное, именно поэтому разговор получился долгим. В результате Дикинсу даже пришлось разделить его на два выпуска, так как суммарно ведущие беседовали с гостями больше двух часов. За это время они обсудили не только стиль Звягинцева, но также его художественные решения в той или иной картине.
Андрей Звягинцев рассказал о начале своего творческого пути. После окончания Новосибирского театрального училища будущий режиссер переехал в Москву, где продолжил получать образование в ГИТИСе и планировал построить карьеру театрального актера. В 26 лет он увидел фильм режиссера Микеланджело Антониони «Приключение», который раз и навсегда изменил его отношение к кинематографу. Поначалу он снимал рекламные ролики, а затем приступил к работе над тремя эпизодами телеальманаха «Черная комната» (серии Obscure, «Бусидо» и «Выбор»). Тогда же он познакомился с оператором Михаилом Кричманом, с которым впоследствии работал над фильмами «Нелюбовь», «Елена» и «Левиафан».
Михаил тоже поделился историей своего становления в киноиндустрии. По его словам, первым его проводником в мир кино стал журнал American Cinematographer, в котором он в частности читал интервью Дикинса, поэтому считает ведущего подкаста своим учителем. Первый опыт работы он получил, когда занимался монтажом криминальных передач на телевидении. Позже он стал монтировать музыкальные клипы, а после ему предложили попробовать себя в роли оператора одного из видео. После этого Кричман стал снимать документальные ленты.
Также в ходе беседы Звягинцев отметил, что помимо Кричмана у него есть еще несколько друзей, с которыми он сотрудничает постоянно. В шутку Андрей даже назвал эти взаимоотношения брачным союзом. С Кричманом, например, Звягинцев обсуждает все свои творческие идеи, они вместе подбирают локации для съемок и ищут декорации. Кроме того, вот уже более 10 лет Звягинцев сотрудничает с Олегом Негиным, который написал сценарии для всех его фильмов кроме «Возвращения».
Кстати, подробнее о съемках этой кинокартины Звягинцев и Кричман тоже рассказали в подкасте. Андрей признался, что съемки дались ему непросто и были изнурительными: порой рабочий день шел по 12 часов, а за 40 дней работы у съемочной группы было от силы пару выходных. Второй фильм, «Изгнание», изначально планировали снимать в США, поскольку сюжет его был основан на произведении Уильяма Сарояна «Что-то смешное. Серьезная повесть». Однако подходящую локацию съемочная группа нашла в Молдавии: местные пейзажи напомнили Звягинцеву эстетику Уайета, и съемки перенесли туда. Спустя шесть лет одну из вошедших в фильм сцен режиссер решил переснять. Кричман поддержал эту идею, и теперь обновленную версию можно увидеть в Blu-ray-издании.
На съемках фильма «Нелюбовь» съемочная группа тоже столкнулась с некоторыми трудностями. Согласно задумке, действия в фильме происходят осенью, однако сами съемки начались весной. А желтые листья, которые можно увидеть в картине, были специально привезены для съемок и окрашены в нужный цвет. Снег же в киноленте создавали с помощью компьютерной графики. Что касается «Левиафана», то многие детали и локации, которые показаны в фильме, не были заранее прописаны в сценарии. Звягинцев и Кичман находили и придумывали их непосредственно во время работы над кинокартиной. Так возникла, например, запоминающаяся сцена, где героиня Лилия видит ныряющего кита.