Колонка, Кино — 9 сентября 2020, 00:52

Открытки с набережной неисцелимых: Зинаида Пронченко на Венецианском кинофестивале. Выпуск третий

Зинаида Пронченко
Кинокритик
Зинаида Пронченко посмотрела новое фем-кино и спешит поделиться неутешительным вердиктом.

Женская тема в Венеции предсказуемо звучит на каждом сеансе. Альберто Барбера в стартовой пресс-конференции с гордостью объявил количество женщин-режиссерок в конкурсе. Времена меняются, хотя с экрана героини обрушивают на зрителя все те же ламентации — в обличии женщины жить ох как непросто.

Ванесса Кирби, демонстрировавшая мучения и физиологического, и эмоционального спектра во «Фрагментах женщины», подверглась новым страданиям волей Моны Фастволд в «Этот мир придет». Действие картины разворачивается на фоне эпических пейзажей американской глубинки. На календаре 1856 год, февраль месяц.  Эбигейл (Кэтрин Уотерстон) умеренно несчастлива в браке с Дайером (Кейси Аффлек), просвещенным джентльменом-фермером: судьба-злодейка не дала ему реализовать себя на естественнонаучном поприще и, вот он вместо того, чтобы склоняться над книгами, гнет спину над разными сельскохозяйственными агрегатами. Пара год назад потеряла дочь, умершую от дифтерии. Траур по меркам эпохи — непозволительная роскошь. Супруги замалчивают травму, Эбигейл вынуждена делиться своей болью лишь с дневником. Так, под поскрипывание гусиного пера и вой ледяного ветра коротают эти, по сути, чужие друг другу люди жизнь. А другой у них не будет.

Диспозиция резко меняется с приездом в соседнее поселение молодоженов Финни (Кристофер Эббот) и Талли (собственно, Кирби). Талли — полная противоположность Эбигейл. Она пышет жизнелюбием и любопытством, ее фарфоровая кожа и копна рыжих волос излучают волшебный внутренний свет.

#INSERT_ARTICLE#

Фастволд, выступившая соавтором сценариев «Детство диктатора» и Vox Lux Брэйди Корбета, определенно знает толк в киногении. Но плетет эту волшебную материю, увы, из сюжетных нитей и декоративных текстур — банальнее не придумаешь. Примерно те же реалии, с иронией показанные Келли Рейнхардт в «Корове», абсолютно хипстерские по духу сожаления о безвозвратно канувшей в небытие американской идиллии — у Фастволд почему-то рассказаны с неуместным пафосом и каким-то совсем уж карикатурным восхищением  предметным миром олдскульных времен. Режиссерке кружева и бархат чуть ли не интереснее героев, форма явно превалирует над содержанием. Фастволд уголок свой убрала цветами и подолгу любуется на получившиеся флористические композиции.

Возникшее между товарками чувство — то ли от восторга, то ли от безысходности — разыграно исключительно политически. Со второй половины фильм превращается в методичку по феминизму. Домашнее насилие? Есть. Эксплуатация женского труда? Есть. Принуждение к супружеским обязанностям? Разумеется. Лидия Чарская тут идет рука об руку с Розой Люксембург, вызывая у зрителя когнитивный диссонанс. Фастволд борется за права или сдувает пылинки с фарфорового сервиза? Взять верную ноту ей так и не удается. Этот мир, в котором на женской теме будут не только спекулировать, если и придет, то не скоро.

Несколько изысканнее проходят поиски недостижимого гендерного равноправия в картине Сузанны Никъярелли «Мисс Маркс» — условном байопике дочери великого бородача Элеоноры. Сам Маркс в исполнении немецкого режиссера Филиппа Гренинга возникает на экране лишь дважды, в мимолетных флэшбеках в не такое уж и безоблачное детство. Рамола Гарай убедительна в роли протоэмансипе, несмотря на отцовские заветы, попавшей в сети бессовестного возлюбленного — драматурга Эдварда Авелинга, бабника, жиголо, классического плохого, хорошего человека. Действие «Мисс Маркс» утопает в интерьерах, будто написанных кем-то из прерафаэлитов. Декаданс переплетается с Ренессансом, релятивизм с марксизмом. Борец за пролетарскую свободу, не был свободен и, главное, честен с близкими. Маркс так и не признал своего внебрачного сына, спихнув ответственность — как моральную, так и материальную — на верного соратника Фридриха Энгельса.

#INSERT_ARTICLE#

Никъярелли в «Мисс Маркс» следует тропами Пьетро Марчелло. Многое роднит ее картину с прошлогодним «Мартином Иденом». Вечные социальные вопросы, попытка реанимировать идеалы ХХ века, анахронизм в качестве основного приема. Залихватский панк-саундтрек тщится освежить траченые молью красные знамена. Интернационал, что исполняют единомышленники на похоронах Энгельса, звучит, как Реквием. C’est la lutte finale — поют они — не в унисон и откровенно фальшиво. ХХ век уравнял красное с коричневым, кровь с грязью, человека с животным, а жизнь так и не победила смерть.

На этом фоне частная драма Элеоноры, полюбившей не того мужчину — парафраз других заблуждений, гораздо более фатальных. Человечество увлеклось тоже не тем и заплатило за это сполна. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 12:30, 13 декабря 2025
Она написала ромком. За что мы любим Нору Эфрон
Новости, Новости — 13 декабря, 12:30
Опубликован трейлер фильма «Дни Сакамото» по одноименному аниме
Новости, Новости — 13 декабря, 10:10
Снуп Догг стал почетным тренером сборной США на зимней Олимпиаде-2026
Образ жизни — 12 декабря, 19:10
Zielinski & Rozen, рашн герл и манго: 5 бьюти-новинок месяца
Новости, Новости — 12 декабря, 19:00
В Лос-Анджелесе прошла The Game Awards 2025
Новости, Новости — 12 декабря, 18:10
Thomas Mraz выпустил альбом «Семь пятниц»
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Новости, Новости — 12 декабря, 17:17
Анонсирована игра Star Wars: Fate of the Old Republic — крупная RPG от студии Кейси Хадсона
Новости — 12 декабря, 15:20
Кадры решают. «Метод исключения», «Прилипала» и еще три фильма о кровожадных карьеристах
Новости, Новости — 12 декабря, 13:30
Началась работа над экранизацией «Сказки о рыбаке и рыбке»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 12 декабря, 12:00
Чонгук из BTS стал амбассадором Chanel
Новости, Новости — 12 декабря, 11:15
Miu Miu выпустил коллекционный набор UNO
Новости, Новости — 12 декабря, 10:09
Pebble выпустит кольцо-диктофон Index 1
Интервью — 11 декабря, 19:30
О Владе Череватом, шоу-бизнесе и жизни. Большое интервью с экстрасенсом Юлием Котовым
Новости, Новости — 11 декабря, 18:55
Режиссер The End of the F***ing World снимет фильм по «Ночной тьме» Агаты Кристи
Новости, Новости — 11 декабря, 17:40
Вышел первый тизер фильма «Драма» с Робертом Паттинсоном и Зендеей
Новости, Новости — 11 декабря, 16:20
Джонни Депп сыграет главную роль в экранизации «Мастера и Маргариты»
Новости, Новости — 11 декабря, 15:30
Фильм-мокьюментари «Момент» с Charli XCX покажут на фестивале «Сандэнс»
Новости, Новости — 11 декабря, 12:45
Смотрим трейлер документалки об Элвисе Пресли
Новости, Новости — 11 декабря, 11:05
EGGSELLENT, «Коробка винила» и Doing Great Agency выпустили розовую пластинку
Новости, Новости — 11 декабря, 10:00
Появились первые детали Outline 2026
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 декабря, 15:30
Стилист «Очень странных дел» запускает бренд ухода за волосами Hindsgaul Hair
Новости, Новости — 10 декабря, 13:55
Канадская студия Mainframe показала тизер новой вселенной в духе K-Pop и «Аркейна»
Новости, Новости — 10 декабря, 11:45
F1, «Уэнсдэй» и «Битва за битвой»: портал IMDb подвел итоги 2025
Новости, Новости — 10 декабря, 10:20
Издание Pollstar составило топ-25 гастролирующих артистов тысячелетия
Новости, Новости — 10 декабря, 09:30
По вселенной сериала «Пацаны» выйдет VR-игра
Новости, Новости — 9 декабря, 18:15
Появился трейлер фильма «Елки 12»
Новости, Новости — 9 декабря, 17:08
Леонардо Ди Каприо стал артистом года по версии TIME
Новости — 9 декабря, 16:05
Что бы посмотреть? «Бар "Фантазия"», «Кому на Руси» и другие новые шоу
Новости, Новости — 9 декабря, 15:50
В Питере пройдет крупнейший зимний фестиваль инди-сцены «Супер мьюзик викенд»
Эмили в Париже
(5 сезон)
Прощай, Джун
Человек против малыша
(2 сезон)
Покинутые
(1 сезон)
7.2
Добро пожаловать в Дерри
(1 сезон)
7.1
Очень странные дела
(5 сезон)