Для группы «Пазл» — второй сборник после дебютного «Песни дешевого барда», ставшего пробой пера. В центре нового лонгплея — в первую очередь, человек. Ищущий в «Человеком», надеющийся в «Я есть», испуганный в «Не смотри», где Софа Беляева (настоящее имя солистки группы. — Прим. SRSLY) переосмысляет знаменитую фразу про то, что надо смотреть страху в глаза, и говорит: нет там правды. Начинается эта композиция с мощной, тревожной партии виолончели, а чуть позже даже звучит крик, тем самым исполнительница противопоставляет музыкальное оформление словам про тихих людей.
Альбом отправляет слушателя вверх-вниз по эмоциональным горкам. Открывает «Пазл» трепетный инди-фолк «Стаями». Народные мотивы встречаются и в «Горе мое, горе», где припев похож на фольклорные причитания. Второй трек в лонгплее — нежная фортепианная баллада «Мам» — обращение к самому близкому человеку, в котором тонкой нитью соединяются сила и уязвимость. «Мам, спой мне свою самую добрую песню о том, как у нас ничего не болит», — лирическая героиня ищет покой в детских воспоминаниях и тепле дома.
В «Пазл» вошел и «Стокгольмский синдром» — совместная работа с «Рубежом Веков» (и лидером группы Ильей Порохиным), меланхолично-бойкая композиция про смирение с «холодом рук». Песня выделяется мелодичностью и ритмом — в том числе, и на уровне текста, например, в первом куплете Софа использует ассонанс (повторение) на букву «о».
Вместе с элегическими треками музыканты включают в сборник сложные эпические песни: «Мемориал», «Офелия» (в этой композиции Софа использует сменный размер). Их группа записывала, находясь в одной комнате, чтобы сохранить «живость и энергию, присущую лайву». В «Офелии» Софа отправляет слушателей с трамплина вниз — под землю, где сладко спит героиня «Гамлета». Здесь предстает человек онемевший, укутанный холодом, спрятавшийся в крепости из тьмы. Рефреном «Грусти ни о ком // Мечтай ни о чем» передает ощущение оцепенения лирической героини — как физического, так и психологического. Усиление в конце — словно попытка сбросить мерзлоту отчаяния. Сразу после «Офелии» идет «Я есть» — спокойная антитеза предыдущей песне, как утро после ночи слез. Завершается альбом повторением, как мантры, слов «Я буду» и хором — кажется, в этом ода группы вере в человечность и человека.
Специально для SRSLY Софа ответила на несколько вопросов о новом лонгплее.
Какими символами и образами вы бы описали новый альбом?
Некое тревожное смирение, наверное. Я не сильна в анализе собственной писанины.
Над «Стокгольмским синдромом» вы работали вместе с «Рубежом Веков». Расскажите, как строился ваш с Ильей творческий союз.
Когда-то давно, еще до релиза, Илья Золотухин (солист группы «Бонд с кнопкой», где играет и Софа, — Прим. SRSLY) показал Илье Порохину «Уголь». Не знаю, зачем он это сделал тогда, но Илью песенка впечатлила, он сразу предложил сделать что-то вместе. На тот момент первой строчкой у него еще был «Бабушкин компот», и я не знала, что ему предложить.
Зимой мы пересеклись на фестивале «Порог восприятия звука», где оба играли, и я впервые услышала «Душечку». Тогда фит уже предложила я. Через какое-то время мы встретились в подвале Таганки и тыкали в пианино, показывая друг другу свои наброски. У меня уже лежал готовый «Стокгольмский синдром», но совсем не шел второй куплет, собственно, так нехитро все и случилось. Результат вы уже слышали.
Альбом получился многожанровым. Какими музыкальными эпохами, мотивами вы вдохновлялись, когда создавали «Пазл»?
У меня никогда нет референсов, потому если я на что-то неосознанно ориентируюсь, то замечаю это, уже глядя на результат. Наслушанность у меня точечная и скудная, в современном понимании, так что не знаю, что повлияло больше. Но я думаю сильнее всего на мне отразилось мое хоровое прошлое. Там репертуар был от духовной книжечки до перкуссионного психодела на старинные шведские заклинания, боюсь невозможно определить что конкретно и в какой мере отложилось. Любимое мое хоровое произведение – «В молитвах неусыпающую богородицу» Рахманинова.
Когда я слушала «Мечту», у меня возникла ассоциация с песнями к старым кинофильмам. Как вы думаете, к какой картине эта песня могла бы стать саундтреком?
К какой-нибудь с печальным концом, где плакать хочется, но стыдно. А после просмотра коришь себя за бездействие. Я особо не смотрю кино, не смогу выбрать конкретно.
Вы отмечали, что «Офелию», «Мемориал» и «Мам» записали «валом», и вся группа находилась в одной комнате. А как придумывались партии для инструментов, например, для гитары и виолончели — сразу вместе, экспромтом, или по-отдельности?
Как правило все свои демки я сразу из печи кидаю своим ребятам в группе. Песни выглядят как законченная по форме демка под гитару или рояль. Дальше я с конским количеством матов и экспрессивных метафор описываю, что хочу услышать, и мы встречаемся уже на репетиционной точке, куда ребята приносят наброски своих партий. Мы все это дело по кругу гоняем, на ходу видоизменяя то, что не устраивает. И со временем оно шлифуется до того, что вы слышите на концертах и записи.
Какие партии в новом альбоме могут быть незаметны во время обычного прослушивания, но для вас значат что-то особое?
Послушайте, пожалуйста, бас! На него в целом люди почему-то привыкли не обращать внимания, а с партий Тима (Ракитина, басиста группы «я Софа». — Прим. SRSLY) меня порой мурашит. И некоторые бэки особенно греют мне душу. Когда мы записывали «пьяный хор», я чувствовала себя своего рода деспотом, заставляя горлопанить даже нашего непоющего барабанщика Леху (Манахова. — Прим. SRSLY). В «За окном» все мужские бэки спеты им, и я очень сильно хихикаю, потому что не могу забыть, как оно звучало отдельно от остальной аранжировки.
«Пазл» получился разноплановым и с точки зрения вокала. Что для вас стало самым сложным как для вокалистки при записи этой пластинки?
Помню в «Не смотри» с меня сошло три пота, пока я писала весь этот орущий хор в подвале без вентиляции. В какой-то момент даже пришлось посидеть, полчаса подождать, пока голос отдохнет. «Мемориал» — самая технически сложная песня, но записала я ее с двух тейков, потому что было мало времени. А простую вокально «Офелию» мучала часов пять подряд. Видимо это зависит от фазы луны и того, что ты ел на завтрак.
В «Человеком» вы задаетесь философским вопросом, что значит им быть. Вы решили для себя как-то этот вопрос?
Я в процессе.
Из каких чувств и жизненных открытий в новом альбоме сложился пазл?
Надежда, рвение, озадаченность и поиск, полагаю.