Если вы думали, что музыкальную моду на постсоветском пространстве диктует Украина, то вам пора заглянуть в чарты. Про казахскую музыкальную волну мы уже писали, теперь время узнать, как дела у белорусов. Макс Корж, Тима Белорусских и ЛСП — артисты с огромными фанбазами в соседних России и Украине. Борис Барабанов называет еще десять имен, которые необходимы для того, чтобы написать достоверную картину происходящего в белорусской музыке.
Nizkiz
Рок-группа Nizkiz с половиной текстов на белорусском языке в мирное время способна собрать четыре тысячи зрителей в Минске, полторы тысячи в Москве и одну тысячу в Санкт-Петербурге. Язык для нас не то чтобы совсем чужой, тем более когда группа выпускает песню под названием «Мы выйшлі на вуліцу».
Intelligency
В марте инди-группа Intelligency заняла первые места в чартах Shazam в России, Украине и Беларуси с русскоязычной версией August (13 млн просмотров клипа на ютьюбе). Под оригинальный трек Бенедикт Камбербэтч танцевал в вирусном ролике на ютьюбе, потом популярность трека перекинулась в тикток, August успел побывать в топ-30 мирового Shazam и подписать контракт с российским отделением мейджора Warner. Альбом Intelligency Renovatio — одна из самых интересных поп-пластинок, вышедших в наших широтах в 2020 году.
Molchat Doma
Минская группа Molchat Doma в апреле 2019 года собрала 11 аншлагов на первом европейском турне, состоявшем из 13 дат. В мае 2020 года группа должна была проехать по 19 городам США, но вмешался COVID-19. Зато 25 июня на Pitchfork появился большой текст под названием «Как белорусские пост-панки Molchat Doma стали тикток-мемом». Речь шла о русскоязычном треке «Судно» на стихи Бориса Рыжего. В мае песня возглавила чарт Viral 50 в американском Spotify и звучала более чем в 100 тыс. роликов в тиктоке.
Влад Бумага
У белорусского блогера Влада Бумаги, он же А4, 20 млн подписчиков на ютьюбе и 5,8 млн — в инстаграме* . Выпуск собственных музыкальных треков — вполне естественный ход для популярной персоны из социальных медиа, а его прорыв в ютьюбе связывают с пародией на песню «Грибов» — «Тает лед». То видео собрало почти 40 млн просмотров.
Palina
Полина Полонейчик пишет песни с 14 лет. Ее первый альбом вышел на родине пять лет назад. В Украине о минской инди-певице узнали раньше, чем в России: в 2018 году она приняла участие в шоу «X-Фактор». В России о ней заговорили, когда в шоу «Маска» на НТВ участник по имени Анатолий Цой исполнил кавер-версию песни «Позови меня с собой» в аранжировке, придуманной Palina. Разрешения на использование аранжировки у певицы телевизионщики не спрашивали и источник вдохновения не оглашали. Но фанаты шоу все равно нашли ее вариант, а заодно услышали другие песни исполнительницы.
Сiроп
Алексей Загорин был одним из тех, кто более 30 лет назад создавал главную белорусскую группу «Ляпис Трубецкой». В 1990-е музыкант впервые попал за решетку. В общей сложности у него было десять судимостей. В тюрьме начал сочинять рэп. После семнадцати лет, проведенных в местах не столь отдаленных, он решил встать на путь исправления и выпустил первый сольный альбом — «Страшила». Ближайшие соратники артиста — Сергей Михалок, группа Trubetskoy, Лигалайз, Олег Груз, а также участники групп «Серебряная свадьба» и «Кассиопея».
«Союз»
Минская группа «Союз» выпускает музыку на киевском лейбле «Мастерская» и часто упоминается в ряду прочих подопечных Ивана Дорна, хотя все же стоит особняком. Музыканты утверждают, что в треках можно найти следы Бразилии 1970-х, а также краут-рок, эфиопский джаз и настроение саундтреков к итальянским фильмам ужасов. Музыка «Союза» предельно кинематографична. Иногда создается впечатление, что вот бас или клавишные ты точно где-то слышал, а это — лучший комплимент для музыканта (он-то знает, что все придумал сам). В записи последнего альбома «Союза» — «II» — участвовали Петар Мартич («Пасош») и группа «Интурист».
Лера Яскевич
Лера Яскевич — блогер и певица из города Богушевска Витебской области. Начинала, публикуя на ютьюбе кавер-версии песен земляков Макса Коржа и ЛСП, а затем стала сочинять умный и небанальный девичий поп. 695 тыс. подписчиков — неплохо для «начинающей» артистки, хотя, надо признать, в музыкальной индустрии Лера Яскевич ориентируется очень хорошо. Иначе ее песня не попала бы в рекламный ролик Coca-Cola.
Shuma
Белорусский проект Shuma часто сравнивают с музыкой украинской Onuka. Причины очевидны: принцип работы обеих групп — микс корневой музыки и электроники. Потенциал Shuma оценили на церемонии Jager Music Awards 2017 года. Группа взяла приз в номинации Young Blood. Кстати, тогда же «группой года» на Jager Music Awards назвали их земляка ЛСП. В прошлом году Shuma вместе с рэпером Бакеем и Лерой Яскевич записали трек «Минск с характером» — фактически гимн городу. При этом заказчиком были не городские власти, а бренд «Боржоми». Но для Shuma звучание этого трека скорее нехарактерно. Самая свежая работа группы — вкрадчивый этно-электронный альбом Me, Mother (2019). Известно, что вокальные партии для него обе вокалистки Shuma, Руся и Надя, записывали во время беременности.
Егор Забелов
Первый сольный альбом белорусского аккордеониста с десятилетним стажем Егора Забелова записывался в Париже под руководством экс-басиста группы «Океан Ельзи» Юрия Хусточки. Среди проектов, в которых можно было видеть Егора, — дуэт Gurzuf, этно-роковая группа «Нагуаль» и кабаре-бэнд «Серебряная свадьба». Позже он издавал музыку в составе Yegor Zabelov Trio, а теперь вышел на сцену один. По утверждению музыканта, источником вдохновения для альбома Niti стали книги афганского писателя Халеда Хоссейни.