Тезис о том, что в наших широтах не создают музыку, способную тягаться с лучшими зарубежными образцами, мягко говоря, устарел. Пример ремикса Иманбека на песню SAINt JHN — Roses заставил Бориса Барабанова взглянуть на западные чарты, плейлисты и музыкальные премии сквозь призму «постсоветского присутствия». Вот десять примеров того, как здешние музыканты, клипмейкеры, художники и продюсеры делают конкурентоспособный продукт, и все они датированы текущим, 2020 годом.
Пост-панк группа из Беларуси Molchat Doma в 2019 году стала в Европе и США едва ли не самым востребованным гастролером из бывшего СССР, и это при том, что поет группа по-русски, а выступает не для диаспор, а для обычных зрителей. На прошедшую весну у группы был намечен тур по США из девятнадцати городов (пока он отложен), а 25 июня авторитетный ресурс Pitchfork выпустил большую статью под названием «Как белорусские пост-панки Molchat Doma стали TikTok-мемом». В ней рассказывается о том, как трек на стихи Бориса Рыжего «Судно» стал хитом в тиктоке. На песню снято почти 100 тыс. роликов, а в начале мая «Судно» оказалось на первом месте в чарте американского Spotify Viral 50.
Произведения российского пианиста и композитора Дмитрия Евграфова прослушали на Spotify 100 млн раз. Это редкий показатель как для российских музыкантов, так и для музыкантов, работающих в стиле «неоклассика». Пластинки Дмитрия Евграфова издает британский лейбл «130701» (подразделение Fat Cat Records), в каталоге которого также находится музыка Макса Рихтера, Йохана Йоханссона и Hauschka. Евграфов также является одним из разработчиков Endel — алгоритма-приложения, с которым заключил контракт мировой звукозаписывающий гигант Warner. 1 июля Дмитрий Евграфов будет доступен для интересующихся неоклассикой и искусственным интеллектом в ходе паблик-тока, который устраивает платформа InSimple.
Испанская певица Розалия с триумфом дебютировала на церемонии вручения Grammy в январе нынешнего года. Розалия исполнила песню Juro Que, клип на которую появился несколькими днями ранее. На сегодняшний день ролик, снятый на Juro Que, в YouTube посмотрели более 28 млн раз. Режиссер клипа — украинка Таня Муиньо. Это не первая ее работа с мировыми звездами. В августе прошлого года вышел клип Кэти Перри Small Talk, также снятый Таней Муиньо. Среди последних видео, сделанных режиссером для украинских и российских артистов, — «Злой» СБПЧ, «Подруга» Скриптонита и «Вечериночка» Монатика и Веры Брежневой.
В списке призеров Berlin Music Video Awards 2020 года — сразу несколько россиян. Церемония прошла онлайн 31 мая. Третью премию в номинации «Лучшая режиссура» завоевал Леонид Колосовский, автор клипа группы «Ленинград» i_$uss. Клипу Little Big Go Bananas дали главный приз в категории Most Trashy — «Самый трешовый». Также у Go Bananas третье место в категории «Лучшее музыкальное видео». В номинации «Лучший монтаж» россияне взяли третье место. Его удостоился Кирилл Хандурин, один из создателей клипа Муджуса «Солью круг». Лучший оператор по версии Berlin Music Video Awards — Михаил Милашин (клип проекта «Синекдоха Монток» — «Где бы ты ни был»). «Недославянка» Манижи попала на третье место в категории «Лучшая концепция».
Леонид Агутин получил приз в категории Audio and Sound Design на 26-й ежегодной церемонии вручения наград американской Академии интерактивных и визуальных искусств (AIVA) — The Communicator Awards. Российский музыкант был награжден за клип на песню Quédate, записанную совместно с аргентинским певцом Диего Торресом, сыном легендарной Лолиты Торрес. Песня вошла в первый испаноязычный альбом Агутина La Vida Cosmopolita, вышедший в марте. The Communicator Awards — международная премия, которая вручается за лучшие коммуникационные проекты в индустрии развлечений, маркетинге, науке и благотворительности. Ежегодно в конкурсе принимают участие более 6000 проектов. В AIVA входят топ-менеджеры Condé Nast, General Electric Digital, Disney, шоу Эллен Дедженерес, Estee Lauder, Lockheed Martin, Starbucks, MTV Networks, Sothebys Institute of Art, Time Inc, Wired и другие. Номинация, в которой наградили Агутина, называется «Брендированные развлечения — звук и звуковой дизайн ручной работы».
Сайт Pitchfork назвал альбомом недели вышедшую 12 июня пластинку Кати Шилоносовой Room For The Moon. Альбом, как и все интернациональные релизы солистки группы ГШ/Glintshake, выпущен под именем Kate NV. Room For The Moon — второй альбом, изданный певицей на нью-йоркском лейбле RVNG Intl. Вместе с Катей в ростере лейбла — Холли Херндон, Джулия Холтер, Крейг Леон и др. Kate NV также возглавила в Pitchfork список лучших видео мая. В этом списке ее клип Plans обошел работы Слоутая, Леди Гаги и Розалии.
В январе Московский джазовый оркестр п/у Игоря Бутмана сыграл серию из восьми концертов в нью-йоркском клубе Blue Note. Стоит отметить, что столичный оркестр — первый российский коллектив, который выступил на сцене главного джазового клуба планеты. Впоследствии, уже во время пандемии, квартет Игоря Бутмана дал онлайн-концерт на цифровой площадке Blue Note.
Петербургская художница Катя Зверева осуществляет визуальную поддержку музыкального проекта своего бойфренда — актера Кэйлеба Лэндри Джонса. Джонс снимался в «Людях Икс» и «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури», а также у Джармуша, братьев Коэнов, Дэвида Финчера и Дэвида Линча. В 2020 году вышел его дебютный альбом The Mother Stone. Катя Зверева придумала для Кэйлеба имидж в стилистике фильма «Опасные связи», сделала фото для обложки и сняла видео для первого сингла — Flag Day/The Mother Stone, пользуясь старыми смартфонами и кинохроникой времен Второй мировой войны. Своего возлюбленного она называет не иначе как Колобок.