Прошлый год сильно повлиял на российский медиарынок: изменился не только импорт из-за ухода главных западных мейджоров, но и экспорт отечественных проектов в зарубежные кинотеатры.
За весь 2022 год фильмы российского производства заработали в зарубежном прокате 17,1 млн долларов. Для сравнения: касса легендарного «Чебурашки» на отечественном рынке составила 91 млн долларов, у среднего по сборам «Непослушника» — 3,6 млн долларов. За рубежом показывали столько же фильмов, сколько и годом ранее — 62. Показатели прошлого года всего на 6% ниже показателей 2021-го, но все еще очень далеки от допандемийной эпохи, когда сборы превышали отметку в 50 млн долларов.
Исследование об экспорте российских кинолент выпустило издание «Ведомости» вместе с «Бюллетенем кинопрокатчика». Согласно опубликованным данным, наибольшим успехом в иностранных кинотеатрах пользовались российские мультфильмы, а не игровое кино. Самым кассовым стал сиквел «Большого путешествия» — «Специальная доставка». Его сборы составили 2,6 млн долларов.
С незначительным отставанием на втором месте расположился «Щелкунчик и волшебная флейта» (2,4 млн долларов) — вариация на тему популярной рождественской сказки Гофмана. Следующим идет проект с известным персонажем русских сказок «Бука. Мое любимое чудище» (1,7 млн), на четвертом месте — «Снежная королева: Разморозка» (1,6 млн).
Мультфильмы заняли первые четыре строчки в списке лидеров по сборам в зарубежном прокате, игровой фильм оказался лишь пятым. Это хоррор «Ряд 19» (1,5 млн долларов) Александра Бабаева, фильм-катастрофа со Светланой Ивановой, Вольфгангом Черни, Мартой Кесслер, Екатериной Вилковой и Анатолием Котом в главных ролях. Примечательно, что в отечественном прокате «Ряд 19» собрал всего 240 тыс. долларов, получив на «Кинопоиске» оценку 4,9.
Также в исследовании отмечается смена главного потребителя российского кино: Китай, долгое время считавшийся главным адресатом кино на экспорт, уступил лидерство Италии. Также в тройку лидеров попала Мексика.