18 мая на аукционе Christie's продали недавно обнаруженный набросок Микеланджело Буонарроти. Эскиз ушел с молотка за рекордные 23 млн евро. Более 20 лет назад рекорд установила работа художника «Воскресший Христос», стоимость которой составила более девяти миллионов евро. Рисунок, выставленный на торгах в этот раз, был сделан в конце XV века. Он создан с помощью коричневых чернил. На бумаге, размер которой можно сравнить с листом формата А4, изображен обнаженный мужчина, стоящий на фоне двух других фигур.
Интересно, что работу пытались продать еще в далеком 1907-м, но тогда ее приписывали не самому Микеланджело, а его ученикам. Прошло более 100 лет, и эксперты все же определили, что эскиз принадлежит руке легендарного художника. Так что объяснить столь высокую итоговую стоимость довольно легко. Как сообщает France24, прежде набросок хранился в частной коллекции. «Существует около десяти рисунков Микеланджело, которыми владеют несколько коллекционеров», — рассказала директор одного из отделов Christie’s Хелен Рихал. Несмотря на установленный рекорд, итоговая цена оказалась ниже той, которая прогнозировалась, на 7 млн евро.
Эксперты определили эскиз как работу Буонарроти лишь три года назад. В сентябре 2019-го он был назван «национальным достоянием Франции». Это означало, что вывоз рисунка из страны был запрещен более чем на два года. Кроме того, такое решение предоставило французским властям и музеям возможность выкупить изображение. Но никаких предложений не поступало, и работу пришлось вывезти на выставки в другие страны. Это было сделано для того, чтобы спровоцировать интерес покупателей в преддверии аукциона. В целом, искусствоведов удивило, что рисунок долгое время оставался без внимания со стороны коллекционеров.
Эксперты утверждают, что работа превосходно сохранилась до наших дней. Обнаженная натура на изображении частично срисована с фрески Мазаччо, которая находится во флорентийской часовне Бранкаччи. Оригинальное изображение, выполненное в 1426–1427 годах, называется «Крещение неофитов». И все же искусствоведы говорят, что «это гораздо больше, чем просто копия». Эксперт Christie’s Стейн Алстинс утверждает, что «Микеланджело захотел преобразить фигуру в нечто более соответствующее его эстетике. Он сделал ее значительно более мощной и монументальной, но наряду с этим сохранил хрупкость обнаженного человека».