«Худший человек на свете» (Verdens verste menneske)
В Осло живет девушка по имени Юлия (Ренате Реинсве), которая никак не может найти себя и перебирает занятия как перчатки, от хирургии до фотографии. Личная жизнь тоже шатко-валко. Приятный партнер девушки, автор популярных комиксов про кота (Андерс Даниелсен Лье) очень хочет иметь с ней детей, а для Юлии важно что-то сначала в жизни сделать. Но что — она не знает и сама.
Запрос на кино про тридцатилетних в поисках самоопределения — штука, на которой вырос весь американский мамблкор, жанр, где люди сидят по подоконникам и неловко общаются. «Худший человек на свете» известного норвежца Йоакима Триера — кино, в целом снятое через призму этого незатейливого, но серьезного и важного направления в современном американском кино. Жанр постоянно эволюционирует и раскрывает границы. В этом году даже Пол Томас Андерсон выступил именно с мамблкором в своей «Лакричной пицце» и вместе же с Триером номинировался на «Оскар» в категории «Лучший сценарий». И для Триера столь серьезный международный аванс — действительно неожиданный прорыв. Он всегда был автором необычным и нелинейным, работающим в разных жанрах, но немножечко нудноватым. Впрочем, «Худший человек» обеспечил ему второй приезд в основной конкурс Канн после «Громче, чем бомбы», где картина обзавелась призом за лучшую женскую роль главной героине.
Карта каннского конкурса в прошлом году во многом состояла из фильмов про отношения «в огне». И шедевр Ильдико Эньеди «История моей жены», и визионерская музыкальная трагедия «Аннетт» Леоса Каракса, и лирическое ретро «Купе номер 6», и остросоциальный «Перелом» Катрин Корсини, ну и, в общем, добрая треть конкурса.
Триеру лучше всего удается то, что много лет не до конца удавалось Ноа Баумбаху. Поймать ритм поколения за хвост и спросить прямо в лицо: «Чего ты хочешь?» Неловкость момента погоняет новой искренностью в первый час фильма, и это лучшая его часть. Ближе ко второй кино начинает медленно из иронической интонации брать интонацию слегка фальшивую, и его поступь становится все более тяжелой, а звучание идей спекулятивным. Наверное, есть в этом и доля триеровского замысла.
Фильм сначала к себе располагает, а затем отталкивает и заставляет чувствовать ответственность за героиню. Кажется, что раздражает фильм. Но на самом деле не он, а неправильный, дурацкий выбор героини. Хотя и кино могло быть явно короче. С ним все очень быстро становится понятно, и по поводу худшего человека на свете не возникает никаких сомнений. Да, это она. Смотрите, бежит по улице.
«Кандиша: Демон мести» (Kandisha)
Париж где-то близ десятого округа. Трое подруг на каникулах проводят время за тусовками и рисованием граффити в заброшках. Одна из них рассказывает легенду о древнем марокканском демоне Кандише, мстящем мужчинам. А когда другая девушка подвергается попытке изнасилования, она в отчаянии вызывает древнее зло, не задумываясь о возможных последствиях.
Режиссерский дуэт французских хоррормейкеров, известный по картине «Месть нерожденному» и римейку «Техасской резни бензопилой», увереннее всего себя чувствует именно на французской почве. «Кандиша», во-первых, фильм действительно пугающий, во-вторых, мастерски обращающийся с фактурой мрачных французских suburbs, а в-третьих, по-настоящему синефильский, от оммажей самим себе (на стене комнаты висят фото Беатрис Даль, игравшей в «Мести нерожденному») до цитат «Порождающей огонь» по Стивену Кингу. Хоррор, кстати, получился на редкость не тупорылый, отдаленно напоминающий «Кэндимена» и построенный на арабской мифологии, умело вплетенной в современный сюжет. Очень хорошо подобраны молодые артисты, Матильда Ламюс, похожая на юную Леа Сейду, — одна из восходящих звезд французского кино, а Шандора Фунтека не так давно можно было увидеть в картинах «Марго» и «На колесах». Да и в целом «Кандиша» — один из наиболее увлекательных и неожиданных вариантов для похода в кино, если вы уже все посмотрели. С недурственными, к тому же, твистом и моралью. Пусть простенький и без каких-то попыток поиграть в мета-кино, зато более-менее оригинальный.