Обзоры, Кино — 28 марта 2022, 20:32

Что там в кино: «Худший человек на свете», «Кандиша: Демон мести»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
В прокате — европейское кино: норвежский мамблкор «Худший человек на свете» с двумя номинациями на «Оскар» и нестыдный французский хоррор «Кандиша: Демон мести».

«Худший человек на свете» (Verdens verste menneske)

В Осло живет девушка по имени Юлия (Ренате Реинсве), которая никак не может найти себя и перебирает занятия как перчатки, от хирургии до фотографии. Личная жизнь тоже шатко-валко. Приятный партнер девушки, автор популярных комиксов про кота (Андерс Даниелсен Лье) очень хочет иметь с ней детей, а для Юлии важно что-то сначала в жизни сделать. Но что — она не знает и сама.


Запрос на кино про тридцатилетних в поисках самоопределения — штука, на которой вырос весь американский мамблкор, жанр, где люди сидят по подоконникам и неловко общаются. «Худший человек на свете» известного норвежца Йоакима Триера — кино, в целом снятое через призму этого незатейливого, но серьезного и важного направления в современном американском кино. Жанр постоянно эволюционирует и раскрывает границы. В этом году даже Пол Томас Андерсон выступил именно с мамблкором в своей «Лакричной пицце» и вместе же с Триером номинировался на «Оскар» в категории «Лучший сценарий». И для Триера столь серьезный международный аванс — действительно неожиданный прорыв. Он всегда был автором необычным и нелинейным, работающим в разных жанрах, но немножечко нудноватым. Впрочем, «Худший человек» обеспечил ему второй приезд в основной конкурс Канн после «Громче, чем бомбы», где картина обзавелась призом за лучшую женскую роль главной героине.

Карта каннского конкурса в прошлом году во многом состояла из фильмов про отношения «в огне». И шедевр Ильдико Эньеди «История моей жены», и визионерская музыкальная трагедия «Аннетт» Леоса Каракса, и лирическое ретро «Купе номер 6», и остросоциальный «Перелом» Катрин Корсини, ну и, в общем, добрая треть конкурса. 

Триеру лучше всего удается то, что много лет не до конца удавалось Ноа Баумбаху. Поймать ритм поколения за хвост и спросить прямо в лицо: «Чего ты хочешь?» Неловкость момента погоняет новой искренностью в первый час фильма, и это лучшая его часть. Ближе ко второй кино начинает медленно из иронической интонации брать интонацию слегка фальшивую, и его поступь становится все более тяжелой, а звучание идей спекулятивным. Наверное, есть в этом и доля триеровского замысла.

Фильм сначала к себе располагает, а затем отталкивает и заставляет чувствовать ответственность за героиню. Кажется, что раздражает фильм. Но на самом деле не он, а неправильный, дурацкий выбор героини. Хотя и кино могло быть явно короче. С ним все очень быстро становится понятно, и по поводу худшего человека на свете не возникает никаких сомнений. Да, это она. Смотрите, бежит по улице.



«Кандиша: Демон мести» (Kandisha)

Париж где-то близ десятого округа. Трое подруг на каникулах проводят время за тусовками и рисованием граффити в заброшках. Одна из них рассказывает легенду о древнем марокканском демоне Кандише, мстящем мужчинам. А когда другая девушка подвергается попытке изнасилования, она в отчаянии вызывает древнее зло, не задумываясь о возможных последствиях.

#INSERT_ARTICLE#

Режиссерский дуэт французских хоррормейкеров, известный по картине «Месть нерожденному» и римейку «Техасской резни бензопилой», увереннее всего себя чувствует именно на французской почве. «Кандиша», во-первых, фильм действительно пугающий, во-вторых, мастерски обращающийся с фактурой мрачных французских suburbs, а в-третьих, по-настоящему синефильский, от оммажей самим себе (на стене комнаты висят фото Беатрис Даль, игравшей в «Мести нерожденному») до цитат «Порождающей огонь» по Стивену Кингу. Хоррор, кстати, получился на редкость не тупорылый, отдаленно напоминающий «Кэндимена» и построенный на арабской мифологии, умело вплетенной в современный сюжет. Очень хорошо подобраны молодые артисты, Матильда Ламюс, похожая на юную Леа Сейду, — одна из восходящих звезд французского кино, а Шандора Фунтека не так давно можно было увидеть в картинах «Марго» и «На колесах». Да и в целом «Кандиша» — один из наиболее увлекательных и неожиданных вариантов для похода в кино, если вы уже все посмотрели. С недурственными, к тому же, твистом и моралью. Пусть простенький и без каких-то попыток поиграть в мета-кино, зато более-менее оригинальный.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Образ жизни — 16:05, 22 ноября 2024
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 22 ноября, 16:05
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 22 ноября, 13:40
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 22 ноября, 13:10
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости, Новости — 22 ноября, 11:31
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Кино — 18 ноября, 16:50
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих