У беспилотного такси «Яндекса» очень непростая судьба. Масштабное тестирование в районе нескольких станций московского метро обещали начать еще осенью 2021-го — не случилось. Затем, придя к согласию с ГИБДД по поводу программы экспериментального правового режима (ЭПР) для запуска беспилотников, хотели стартовать в феврале 2022-го — опять тишина. Теперь объявили о третьей попытке, которая просто обязана стать успешной. Точные даты еще не называются (видимо, чтоб не сглазить), но все максимально официально: правительство РФ утвердило ЭПР для применения беспилотного транспорта и разрешило эксперимент.
Соответствующее постановление от 9 марта опубликовано на портале правовой информации. Что следует из этих 43 страниц? «Яндексу» позволили тестировать беспилотники в Москве, Иннополисе, что находится в Татарстане, и на федеральной территории «Сириус», что находится в Краснодарском крае. Машины могут эксплуатироваться в двух режимах: с водителем-испытателем в салоне и без него. Самостоятельно авто могут кататься на территории Иннополиса и инновационного центра «Сколково». Соответственно, в остальных разрешенных местах автомобили будут ездить с оператором, внимательно следящим за дорогой и состоянием техники.
Теперь что касается беспилотного такси. Тестирование, как и планировалось раньше, решили запустить в районе Ясенево. Во времена предыдущих попыток в «Яндексе» говорили, что заказать беспилотное такси можно будет в приложении «Яндекс Go». Цена на новый вид транспорта будет примерно такой же, как и на традиционные аналоги. Вот только получить высокотехнологичный опыт на первых порах смогут не все. Желающие должны отправить заявку на участие в эксперименте. Ее все еще можно заполнить на сайте Self-Driving Group от «Яндекса».
Тестирование начнется через 20 дней после публикации постановления. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, если эксперимент пройдет успешно, беспилотные авто смогут органично вписаться в городскую инфраструктуру уже к 2025 году.
У московского такси одни инновации, у подмосковного — другие. В январе этого года министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области вместе с «Ситимобилом» начали тестировать систему мониторинга усталости таксистов. За этим следят две камеры, которые наблюдают за дорогой и за водителем, а также искусственный интеллект, который оперативно анализирует записи. Та же нейросеть следит, пристегнут ли таксист, курит ли он в течение поездки, говорит ли по телефону. Специальным звуковым сигналом она предупреждает об опасных маневрах на дороге и других нарушениях. Исправить ИИ ничего не сможет — его дело подавать сигналы. Но водитель и его таксопарк могут посмотреть видео и проанализировать все самостоятельно.