Грустный и грузный капитан морского судна Якоб Штэрр (Гийс Нейбр) страдает от еле заметного одиночества. Психосоматические боли в желудке — признак мятущейся души. В красивом парижском ресторане со своим давним другом Кодором (Серджо Рубини) Якоб в шутку заключит пари: «Женюсь на первой женщине, переступившей порог». Кодор удалится по делам, а капитан встретит француженку Лиззи (Леа Сейду), вполоборота к нему устроившуюся за соседним столом, и предложит ей замужество, но не руку и сердце. Ведь главной проблемой окажется не долгое отсутствие супруга рядом, а неспособность Якоба любить.
Капитан нуждался в путеводном свете маяка, и капитан его нашел. Прежде всего «История мой жены» — маньеристское и хрестоматийное, изящное кино о силе собственничества. Ее предательство в его глазах. Жена смотрит на мужа через отражения и зеркала, пока муж стягивает веревки на палубе и душит себя страхами и сомнениями. Ее свобода — его бремя. «Как корабль может перевозить такие тяжелые грузы?» — спросит светская дама. «Как человек может освободиться от оков ревности» — невербально парирует Эньеди. А ревность как раз толкает мужа на необдуманную возню с другими барышнями, праведный гнев супруга, взращивающего в себе не любовь, а подозрение. «История моей жены» — не то, что я вижу, а то, что я додумываю, размышляя о ней.
Мы не видим ни единого доказательства ее измен, но Эньеди при помощи гениального оператора Рева постоянно выбрасывает на сушу символические знаки. К примеру, в театральной ложе знакомый Лиззи, богатый повеса Дедин (Луи Гаррель), решает облокотиться на ограждение ложи, его движение зеркально повторяет и Лиззи, оставляя капитана сидеть между ними. И из подобных фрейдизмов, считываемых воспаленным самолюбием Якоба как чувственная угроза, и соткана «История моей жены». Его надбровные дуги во время секса — бушующий шторм. Его душа — засуха в прериях. Его лицо — удивительно сыгранная артистом Нейбром и найденная режиссеркой Эньеди жизнь. Лицо то страшное и волнительное, то благодушное и спокойное. Но за внешним штилем никогда не скрывается внутренняя нежность. И если в последнем кадре в каюту капитана и заглядывает Бог, то только за тем, чтобы узнать, способен ли Якоб проронить слезу, которая, конечно, после содеянного будет лишь каплей в море.
«Хочу замуж»
Однажды пьяная телеведущая Люба (Кристина Асмус) просит у случайного прохожего телефон на «позвонить». Прохожим оказывается университетский преподаватель Сергей (Милош Бикович), у которого давно не клеится с женой (Марина Александрова). Жених Любы — магнат Роберт (Сергей Гилев), человек ревнивый и недоверчивый, как и жена Сергея. Героям придется долго оправдываться перед любимыми, с которыми, конечно, не расставайтесь до того, как они поймут, что созданы друг для друга.
Вообще, пересказывать сюжет «Хочу замуж» без спойлеров — занятие жутко неблагодарное, неблагодарное еще и потому, что через происходящее приходится действительно мучительно продираться. Почти два часа несмешных объективистских гэгов и шуток из репертуара Елены Степаненко. Тем страннее, что дебют ученицы Сергея Соловьева Сони Карпуниной «Все просто» был городской лирической мелодрамой без толики режиссерской пошлятины. В «Хочу замуж» безвкусно решительно все: от визуальных находок до набора песен. Четверку сильных драматических артистов (Бикович, Асмус, Гилев, Александрова) хочется вытащить из фильма и спасти от диалогов. А единственная мысль, не покидающая после просмотра этого пердимонокля, — Сергей Гилев прекрасно бы смотрелся в «Золотой перчатке» Фатиха Акина.