В апреле 2020 года Евгений Калинкин и Дарья Касьян запустили ютьюб-шоу для тех, кто травмирован школьными уроками литературы, с очень длинным, но говорящим названием «Что бы мне поделать, только бы не почитать». В выпусках ведущие обсуждают творчество известных писателей, но без нарочитого занудства: беседа проходит в формате перформанса. Литературоведы наряжаются в яркие образы, подбирают необычные декорации, делятся интересными фактами, и, что не менее важно, много шутят.
В новом выпуске на повестке оказались Альбер Камю, Жан-Поль Сартр и их приверженность экзистенциализму — философскому течению, предпосылки к зарождению которого появились в XIX веке в результате того, что религия отошла на второй план, и ее главенствующее место заняла наука. Это привело к кризису ценностей, потому что раньше люди точно знали, как отличить черное от белого, и что нужно делать, чтобы попасть в рай, а не в ад. А теперь человек будто обесценился и из значимого существа превратился в крупицу Вселенной. В итоге в первой половине XX века в Германии появляются философы, которые предлагают свое видение мира, иначе говоря, экзистенциалисты.
Сторонники этого течения утверждали и верили, что человек больше ничего не значит: он фактически бессилен, потому что всю жизнь ему приходится думать о смерти, которую он никак не может предотвратить. Поэтому экзистенциалисты верили, что человеку ничего не остается, кроме как постоянно мыслить и размышлять о жизни. Для Сартра краеугольным камнем стала свобода: в его понятии человек рождается свободным в бессмысленном мире, но он настолько глуп, что ему непременно нужно придать всему значение. При этом бытие, по мнению философов, не поддается трактовке. То есть получался своеобразный замкнутый круг.
Камю философию экзистенциалистов трактовал иначе: он верил, что каждый разумный человек должен не просто крутиться в этом колесе, а непременно противостоять хаосу, в котором оказался. Философ советовал искать несуществующий смысл. В пример Касьян привела труд писателя «Миф о Сизифе», который повествует о герое, катящем камень на вершину горы. Тяжелая ноша постоянно откатывалась назад, но Сизиф усердно гнул свою линию. Так вот, Альбер считал, что все люди должны быть такими же, как его персонаж: непонятно, зачем так напрягаться, чтобы бесцельно затащить камень на гору, но продолжать это делать. Если же кого-то не устраивает такой образ жизни, Камю предлагает два варианта: не жить вовсе или прекратить постоянно задавать себе глупые вопросы, вроде «В чем смысл жизни?», и понять, что он в самой жизни и заключается.