В прокате — два фильма о принятии собственного тела с монстром внутри: марвеловский «Веном 2» и победитель Каннского кинофестиваля — французский «Титан».
«Веном 2» (Venom: Let There Be Carnage)
Эдди Брок (Том Харди) старается жить жизнью обычного журналиста, несмотря на периодически вылезающую из-за плеча инопланетную субстанцию, талдычащую своеобразные мудрости. Встречи с Броком ищет маньяк Клетус Кэссиди (Вуди Харрельсон), отбывающий срок на зоне. Волеизъявлением Кэссиди пользуется детектив Маллиган (Стивен Грэм), который хочет, чтобы Брок разговорил маньяка и вывел на чистую воду его неизвестные злодеяния. Брок сильно опечален тем, что его возлюбленная (Мишель Уильямс) готовится к свадьбе со скучным врачом (Рейд Скотт) и при встрече с Кэссиди срывается на него. Клетус кусает Брока за палец, и капля крови с ДНК симбиота делает из него опасного злодея вселенной Marvel — Карнажа.
Прирожденный убийца Вуди Харрельсон, похожий на Никиту Михалкова из фильма «Жмурки», отчаянно пытается играть в кровожадного маньяка при рейтинге PG-13. Том Харди (выступивший в сиквеле еще и сценаристом) силится сочинить как можно больше шуток. Битвы двух симбиотов напоминают борьбу ливерных колбас, а весь экшен — «взрыв на макаронной фабрике». Первый фильм за счет неожиданных приколов и чисто актерских находок (изголодавшийся Том Харди с сумасшедшим выражением лица, напомним, поедал сырых омаров, сидя в аквариуме ресторана) вытягивал и нелепые боевые сцены, и номинальные мотивации героев. Из второго просто-напросто отжали все хорошее и смешное, что делало оригинал удовлетворительным guilty pleasure. В свою очередь, «Веном 2» (от силы идущий час двадцать и, видимо, крепко порезанный после тестовых просмотров) держится ровно за одну сюжетную линию с противостоянием мстящего психа Кэссиди и фрустрирующего журналиста Эдди Брока, не находя даже сколько-нибудь изобретательных визуальных решений и локаций. Стоит ли говорить, что в развязке не последнюю роль играет церковный колокол (привет «Человек-паук 3: Враг в отражении» Сэма Рэйми).
Возможно, проблема в том, что у Энди Серкиса не очень с чувством юмора и ему просто от природы не дан залихватский пофигизм Рубена Фляйшера. А, может, в том, что в столь плохо написанной драме не хватает какого-то откровенно жесткого исхода событий, который мог бы перевернуть зрелище с ног на голову. То есть при детском рейтинге 13+ тупо нереально поднять градус безумия и трагедии. И почему создатели не понимают, что «Дэдпул» не был бы «Дэдпулом», если бы в нем не летели головы с плеч, а стыдливо прячутся в шкуру симбиота — решительно не ясно.
«Титан» (Titane)
После нелепой аварии в детстве Алекса (Агат Руссель) вынуждена жить с титановой пластиной в голове. Девушка зарабатывает стриптизом, в свободное время совокупляется с автомобилями (как именно, нам не показывают, потому что не придумали, зато под музыку а-ля в фильме «С широко закрытыми глазами»), а однажды встречает Венсана (Венсан Линдон) — пожарного, который никак не может смириться с тем, что его тело уже не то, что в молодости, и поэтому со страдальческим видом колет себе в задницу стероиды. Из Алексы тем временем начинает течь машинное масло. Девушка беременна от автомобиля. Какая прелесть эти трансгрессивные боди-хорроры.
Бог вышел из машины и облил себя грудным молоком. И не Бог, а человек, что возомнил себя Богом нового века. Волосы цепляют пирсинг на соске. Экран заливают рвота, кровь, эпилептическая пена, машинное масло. Боди-хоррор. Донт ю хир ит? Настоящая трансгрессия. Премированный Каннской пальмовой ветвью «Титан» — это сверхмодная постпубертатная попытка скрестить Фуко с Флобером. Вдоль и поперек талантливая рецензия Анны Стрельчук доказывает нам, что еще и Жака Лакана с Донной Харауэй. Пусть так.
Но за методом и протестом «contre папочкино кино» нет, собственно, самого кино. Постструктуралистский вызов под видом слишком формалистской безделицы, которой вполне достаточно быть этой самой безделицей для победы в Каннах. Потому что без церемоний и с железными яйцами. Окей. Но Дэвидом Кроненберга и Синьей Цукамото, прародителями боди-хоррора, двигало мощное психологическое начало в их картинах, тесно завязанное с серьезным драматическим фундаментом. А «Титан» —лишь манерный изразец, концепт, брошенный на продюсерский стол, идущий вразрез как с логикой кинореальности (на которую картина Дюкорно бесспорно претендует), так и с хорошим вкусом сверхфизического кино. Казалось, что век Tumblr movies сгинул, но иногда достаточно вытащить радикализм японского «пинку эйга» (так называемого «розового кино») и засунуть во вполне хрестоматийную и понятную историю для совсем нерадикальных больших экранов. Добро пожаловать в мир Норифуми Судзуки, Тэруо Исии и Масару Конума. В дивный старый мир по-настоящему изобретательного и экспериментального чарующего боди-хоррора.