Могут ли архитектурные сооружения «слышать», что происходит вокруг? Художник Билл Фонтана уверен, что могут. Он поставил перед собой амбициозную задачу — записать и услышать то же, что «слышит» собор Парижской Богоматери. В этом ему помогли колокола Нотр-Дама, которые почти не пострадали во время пожара, случившегося в соборе несколько лет назад. «Это физический факт, что эти колокола на самом деле вибрируют все время, это как дух, который живет внутри собора Парижской Богоматери. Он не мертв, он живой», — рассказал художник изданию The Art Newspaper.
Чтобы провести этот эксперимент, Билл Фонтана поднялся на колокольню, где смог добраться до самого большого из десяти колоколов Нотр-Дама — Эммануэля. Эммануэль — старейший из колоколов собора, сделанный по приказу Людовика XIV в 1681 году, и единственный переживший Французскую революцию (остальные были переплавлены для создания пушечных ядер). Кто, как не Эммануэль, мог «рассказать» исследователю о жизни Нотр-Дама.
Чтобы записать звуки собора, Фонтана установил на Эммануэле акселерометр. Этот прибор позволил ему измерить вибрации, которые издает колокол. Позже Билл отредактировал получившиеся аудиодорожки так, чтобы они стали слышны человеческому уху. В звуках колокола, по словам исследователя, отражается уличная жизнь Парижа, шум города, доносящийся до собора Парижской Богоматери.
Пока что Фонтана провел такой эксперимент лишь с одним колоколом, но он собирается установить датчики и на остальных девяти. Правда, по его словам, для этого ему придется нанимать альпинистов, ведь ему самому уже 74 году и не до всех колоколов просто добраться. Однако возраст никак не влияет на его амбициозность относительно нового проекта. Он планирует представить мировую премьеру своей аудиоработы, которая будет называться Silent Echoes Notre Dame («Тихое эхо Нотр-Дама»), в июне следующего года.
Фонтана уже предполагает, какой у него получится результат со всеми десятью колоколами. «Когда вы слышите их вместе, реагирующих, по сути, на один и тот же окружающий звук Парижа в здании Нотр-Дам, моя интуиция подсказывает мне, что это будет переливающаяся мелодия из резонирующих вибраций. И для меня это довольно эмоциональное и символическое использование звука, чтобы сделать это достоянием общественности», — говорит он.
Напомним, что пожар в Нотр-Даме произошел 15 апреля 2019 года. Огонь уничтожил шпиль и крышу собора, а также часть интерьера. Сейчас ведутся активные реставрационные работы, о которых параллельно снимается документальный фильм.